Сравнение двух принципов организации XXV высшего банковского органа страны – ЦБ РФ и ФРС США XXV

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Степень независимости Центральных банков. Банк России занимает в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами Центрального банка.
В этой работе раскрывается сущность, оценивается роль и функции, рассматривается денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации.

Содержание

Введение III
Глава 1: Центральный банк Российской Федерации, его правовое положение, функции и операции V
1.1 Правовой статус V
1.2. Организационная структура IX
1.3 Цели и задачи деятельности ЦБ XI
1.4. Функции банка XIV
1.5 Операции Центрального банка в Российской Федерации XXI
Глава 2: Сравнение двух принципов организации XXV
высшего банковского органа страны – ЦБ РФ и ФРС США XXV
2.1. Роль центрального банка государства XXV
2.2. Функции ЦБ РФ и ФРС США XXVII
Заключение XXX
Список используемой литературы XXXII

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая на тему Центральный Банк РФ.docx

— 58.87 Кб (Скачать файл)

    История многих стран доказала, что централизация  и общественный контроль служат обязательными  предпосылками эффективности банковской системы. Сугубо децентрализованное функционирование и развитие банковского дела из-за разнородности бумажных денег, плохого  регулирования и денежного предложения, не соответствующего нуждам экономики, вносит дополнительный беспорядок в  и без того стихийную экономику. С этой точки зрения создание центральных  банков с функциями регулирования  кредитно-денежных отношений явилось историческим открытием, позволившим эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства.

    Центральный банк России и Федеральная резервная  система США как центральные  банки государств, прежде всего, являются посредниками между государством и  экономикой через сеть коммерческих банков. В качестве таких учреждений они, будучи главным звеном денежно-кредитных  систем, призваны регулировать денежные и кредитные потоки с помощью  инструментов, которые закреплены за ними в законодательном порядке. По сути дела все управление многомиллиардными  инъекциями денег в экономический  оборот, равно как и изъятие  денег из экономического оборота, осуществляется из этих единых центров. Поэтому значение деятельности центральных банков для  экономики страны трудно переоценить. Но какие функции не возлагались  бы на центральный банк, он всегда остается органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

    2.2. Функции ЦБ РФ и ФРС США

 

     Обладая такими ресурсами, которыми не в состоянии  обладать ни один коммерческий банк, центральные  банки выполняют большое количество разнообразных функций. Так, по мнению Львова Ю.И. [10], Центральный банк России выполняет следующие основные функции:

     - монопольно осуществляет эмиссию  наличных денег и организует  их обращение; 

     - является для коммерческих банков  кредитором последней инстанции.  Они получают от него кредиты  в тех случаях, когда исчерпали  свои ресурсы или не имеют  возможности пополнить их из  других источников;

     - от имени правительства управляет  государственным долгом, то есть  размещает, погашает и проводит  другие операции с государственными  ценными бумагами, эмитированными  правительством;

     - наряду с коммерческими банками  осуществляет кассовое обслуживание  бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает представительные и исполнительные органы власти, выдает краткосрочные ссуды правительству и местным властям;

     - является банком банков. Он ведет счета коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов.

     При этом автор отмечает, что важнейшей  из функций Центрального банка России являются  разработка и осуществление  совместно с правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение  устойчивости рубля.

     А по мнению Макконнелла и Брю [11], Федеральная резервная система США выполняет следующие основные функции:

     - хранит вклады банков и сберегательных  учреждений, которые называются  резервами;

     - обеспечивает механизм инкассации  чеков;

     - выступает в роли фискального  агента федерального правительства;

     - наряду с Федеральной корпорацией  по страхованию депозитов и  Контролером денежного обращения  осуществляет надзор за деятельностью  входящих в нее банков;

     - несет ответственность в конечном  счете за контроль над предложением  денег.

     При этом авторы называют последнюю функцию  самой главной.

     Сравнивая эти два списка функций центрального банка государства, на первый взгляд мы замечаем только два сходства: хранение вкладов банков и осуществление  кредитно-денежной политики. Но на деле сходств между функциями ЦБ РФ и ФРС США гораздо больше, а несовпадения могут возникать в виду различного названия одних и тех же функций или разного определения списка основных функций.  Так, очевидно, что и ФРС США монопольно осуществляет денежную эмиссию, кредитует банки и выдает краткосрочные ссуды правительству (правительство по сути является для него одним из клиентов), а ЦБ РФ контролирует банки на предмет выполнения ими гигантского числа предписанных им правил, выявляет сомнительные операции или мошенничество.

     Однако, несомненно, между функциями центральных  банков двух разных государств могут  существовать и значительные различия. Поэтому ЦБ РФ не выступает в роли фискального агента федерального правительства а, например, в связи с тем, что на данный момент в России чеки не получили такого распространения, как в США, функция обеспечения механизма инкассации чеков может не входить в число основных функций ЦБ РФ.

     Но  основной функцией и ФРС США и  ЦБ РФ является регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики, т.е. осуществление кредитно-денежной политики. Неудивительным поэтому является совпадение основных методов кредитно-денежной политики. Ими являются:

     - изменение учетной ставки;

     - операции на открытом рынке;

     - изменение нормы резервирования.

     При осуществлении этих операций центральный  банк не только реализует свою кредитно-денежную политику, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом  уровне их ликвидности, то есть способности  своевременно выполнить свои обязательства  перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами.

    Заключение

 

     Банк  России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган  государственного управления специальной  компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

     Главной особенностью правового положения  Банка России в настоящее время  является то, что осуществление его  административных прав и хозяйственной  деятельности подчинены решению  одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

     Административные  функции можно условно разделить  на организаторскую (организация и  управление денежным обращением) и  функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

     В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно  связана с этими полномочиями.

     Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе  составляют основу деятельности Банка  России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и  целесообразность создания кредитных  учреждений при рассмотрении вопроса  о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления  банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным  учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью  их операций. Банк России вправе также  применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

     Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный  банк Российской Федерации, в то время  как в международной практике зачастую данные функции разделены  между различными институтами. Это  объясняется тем, что централизация  всей полноты власти у одного института  неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию  банковской сферы. В результате данного  построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном  противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при  назначении на должности в ЦБ и  используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.

 

    Список используемой литературы

 
  1. Конституция РФ от 12.12.1993г.
  2. Федеральный закон № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  3. Инструкция ЦБ от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков»
  4. Инструкция №1 ЦБ «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков»
  5. Г.Н. Белоглазова «Банковское дело». СПб: Питер 2003
  6. В.И.Букато « Банки и банковские операции в России». М.: Финансы и статистика, 2001
  7. Ю.В. Головин «Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики» М.: Финансы и статистика 1999
  8. Ред. О. И. Лаврушин «Банковское дело». М.: Финансы и статистика 2001.
  9. Ю.И. Львов «Банки и финансовый рынок». РИЦ КультИнформПресс, 1995
  10. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. «Экономикс: Принципы, проблемы и политика». М.: ИНФРА-М
  11. А.Г. Братко «Правовое регулирование Банка России». Банковское дело.- 2005. - № 1.
  12. Ю.С. Голикова «Независимость Банка России как гарантия стабильности финансово-кредитной системы». Банковское дело.- 2004.- № 4.
  13. М. Рубченко «Плохой хороший человек с деньгами». Эксперт. - 2005. - № 43
  14. Г.Г. Фетисов «Банк России: цели, задачи, проблемы». Деньги и кредит.- 2005. -№ 2.

Информация о работе Сравнение двух принципов организации XXV высшего банковского органа страны – ЦБ РФ и ФРС США XXV