Сравнительная характеристика особенностей институтов внутреннего аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Во многих случаях исполнительное руководство склонно рассматривать внутренний аудит как ресурс, решающий управленческие задачи по построению системы контроля. Это не может не вызывать опасений по поводу объективности внутреннего аудита, поскольку в этом случае внутренним аудиторам предстоит фактически оценивать то, что они сами разрабатывают и внедряют.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Внутренний аудит: понятие, функции, цели 3

1.1 Понятие внутреннего аудита 3

1.2 Функции внутреннего аудита 5

1.3 Цели внутреннего аудита 12

Глава 2. Сравнительная характеристика особенностей институтов внутреннего аудита 16

2.1 Виды внутреннего аудита 16

2.2 Задачи внутреннего аудита 24

Заключение 26

Список использованной литературы 29



2.1 Виды внутреннего аудита 16

2.2 Задачи внутреннего аудита 24

Заключение 26

Список использованной литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 45.40 Кб (Скачать файл)

     Особенно  важен внутренний аудит в том  случае, если компания имеет географически  разбросанные филиалы или отделения, в которых местное руководство  принимает самостоятельные решения.

     Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов  как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять функции  по управлению компанией.

     Создание  эффективной системы внутреннего  аудита в компании позволит:

     - обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно  установленным целям) развитие  организации в условиях многоплановой  конкуренции;

     - сохранить и эффективно использовать  ресурсы и потенциал организации;

     - своевременно выявить и минимизировать  коммерческие, финансовые и иные  риски в управлении организацией;

     - сформировать адекватную современным  постоянно меняющимся условиям  хозяйствования систему информационного  обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать  функционирование организации к  изменениям во внутренней и  внешней среде.

 

     Глава 2. Сравнительная  характеристика особенностей институтов внутреннего аудита 

     2.1 Виды внутреннего  аудита 

     Получило  распространение деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие требованиям  наудит финансовой отчетности.

     Анализируя  внутренний аудит более детально, можно выделить следующие его  виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический  аудит систем управления, всесторонний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит  на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

     Функциональный  аудит систем управления проводится для оценки производительности и  эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся  аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным  лицом) в разрезе его функций.

     При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и  реализации продукции) оценивается  в их взаимосвязи и взаимодействии.

     Организационно-технологический  аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего  аудита контроль разнообразных звеньев  управления на предмет их организационной  и (или) технологической целесообразности (рациональности).

     Аудит видов деятельности предполагает объективное  обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов, для  того чтобы выявить возможности  улучшения хозяйственной деятельности.

     Внутренними аудиторами может проводиться более  глубокий контроль организации, который  выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и  процессов, связывающих организацию  с внешней средой, - например, системы  внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь  определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения  в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы  ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

     Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

     1) установленных внешними полномочными  органами законов, подзаконных  актов, стандартов (правил, методик);

     2) предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.

     Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

     Оценка  целесообразности, разрешенности и  законности совершаемых сделок - вот  некоторые основные направления  аудиторского контроля в области  финансово-хозяйственных операций.

     Аудиторы  могут принимать участие в  решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося совершения какой-либо важной сделки.

     Как известно, исход дела (сделки) зависит  от возможности повлиять на предпосылки  решения, выбор альтернатив, информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные цели или цели узких групп.

     В этом случае внутренний аудитор, при  санкции руководителя или собственников, должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом  подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (УИС), может быть одной  из важных функций такого специалиста.

     Другая  дополнительная задача - оценка деятельности внутренних технологических контролеров. Задачи специализированных контролирующих подразделений (отдела методов и  средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля) во избежание дублирования не следует  включать в программы внутреннего  аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая  работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь  специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических  направлениях.

     Кроме того, внутренние аудиторы могут:

     - участвовать в разработке внутрифирменных  организационно-нормативных документов;

     - решать задачи финансово-экономической  диагностики и выработки финансовой  стратегии (совместно с финансово-экономическими  отделами);

     - консультировать работников организации  по различным вопросам законодательства;

     - участвовать в мероприятиях по  повышению квалификации персонала  организации;

     - консультировать работников аппарата  управления по исполнению различных  финансово-хозяйственных операций;

     - участвовать в постановке бухгалтерского  учета.

     Отдельного  упоминания требует такая дополнительная функция внутренних аудиторов, как  участие в налоговом планировании.

     Внутренние  аудиторы могут взять на себя эту  функцию при отсутствии на предприятии  специализированного подразделения  налогового планирования.

     Налоговое планирование (налоговая оптимизация) - это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих  налоговых обязательств.

     Эту задачу внутренние аудиторы должны решать в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также  их увязки с правовыми формами  оформления сделок.

     Разработанные варианты оптимизации налогооблагаемых баз далее представляются руководству  компании для принятия дальнейших решений.

     Отчеты  внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно  в организации. В наиболее общем  случае такие отчеты кроме необходимых  реквизитов должны содержать:

     1) перечень выявленных отклонений, превышающих допуск;

     2) перечень обстоятельств, при которых  эти отклонения были выявлены;

     3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;

     4) рекомендации по возможному устранению данных отклонений;

     5) оценку данных рекомендаций в плане их возможного влияния на организацию;

     6) конструктивные предложения (при  их наличии) по совершенствованию  различных аспектов функционирования  организации, имеющих отношение  к проведенной работе.

     Внутреннему аудитору приходится обсуждать с  органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто  возникают разногласия, переходящие в напряженные дискуссии. Руководителю очень важно защитить аудитора от нападок, обеспечить ему независимое положение в фирме.

     Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей  организации выгодно отличают внутренних аудиторов от внешних. Поэтому целесообразно, чтобы функции внутренних аудиторов  в организации выполняли штатные  специалисты, а не приглашенные со стороны  независимые аудиторы. Кроме того, штатные специалисты более ответственны в своих рекомендациях. В любом  случае в штате организации должен состоять специалист, исполняющий обязанности  главного внутреннего аудитора.

     Главный внутренний аудитор - это наиболее квалифицированный  специалист, обладающий разносторонними  знаниями и навыками способный дать высшему руководству сам компетентный совет в области экономики  и налогов.

     Главный аудитор в идеале должен иметь  знания и практические навыки в области  бухгалтерского учета, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, а также собственно аудиторские  умения и навыки.

     Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед компанией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей компании. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники  и технологии.

     Главный внутренний аудитор регулирует и  контролирует деятельность других сотрудников  внутреннего аудита (в том числе  осуществляет контроль качества их работы). В его функции также входит:

     - руководство разработкой внутрифирменных  аудиторских стандартов, руководство  составлением генеральных планов  деятельности внутренних аудиторов  и аудиторских программ (при согласовании  с органами управления);

     - руководство разработкой бюджетов  и смет внутреннего аудита, в  том числе базовых методик  проверок;

     - консультирование руководства по наиболее важным вопросам;

     - принятие заказов на проведение  проверок каких-либо объектов;

     - принятие участия в наиболее важных проверках;

     - анализ и оценка заключений (аудиторских  отчетов), составленных внутренними  аудиторами по результатам проверок, а также обобщение этих заключений  и доведение до лиц, непосредственно  принимающих решения (администрации);

     - координация взаимодействия внутренних  и внешних аудиторов, проверяющих  организацию;

     - участие в разборе различных спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования организации, в том числе споров с налоговой инспекцией (полицией).

     Деятельность  внутренних аудиторов должна осуществляться только на базе детального регламента, чтобы исключить необъективность  и опасность узкого видения проблем  на каждом из соподчиненных уровней  объектов, вовлеченных в систему  аудирования.

Информация о работе Сравнительная характеристика особенностей институтов внутреннего аудита