Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:23, лекция
Согласно концепции рыночного регулирования взаимоотношения между субъектами национальной и международной экономики регулируются без вмешательства государства, которому отводится роль организатора деятельности. Саморегулирование, привлекательное в виде теории, привело в начале ХХ в. к глубокому мировому экономическому кризису. Стала очевидной необходимость вовлечения государства и общества в экономическую жизнь страны в качестве активных участников наравне с коммерческими предприятиями и организациями. А роль государства и общества является особой и заключается в контроле над экономической активностью субъектов экономики, осуществляемом с целью препятствия монополизации рынка, ограничения сверхприбылей, создания максимально равных условий для свободной конкуренции.
Согласно концепции
рыночного регулирования
Чем более высокой ступени развития достигает общество, тем сложнее и многообразнее становятся взаимоотношения экономических субъектов, тем большие усилия государственных и общественных регулирующих органов требуются для сохранения определенной пропорции в народном хозяйстве, поддержания экономической активности в низкорентабельных, но общественно значимых отраслях, повышения доверия к участникам национальной экономики. Функция контроля рассматривается в условиях рыночной экономики на макро- и микроуровне. Контроль на макро-уровне — государственный контроль — осуществляется органами надзора над деятельностью хозяйствующих субъектов. Контроль на микроуровне представляет собой одну из функций управления. Государственный контроль характеризуется разнонаправленностью, охватывает все стороны национальной экономики. Одним из направлений государственного контроля является финансовый контроль.
Классификация финансового контроля
По организационным формам:
• государственный;
• ведомственный;
• вневедомственный.
По времени проведения:
- предварительный,
- текущий,
- оперативный,
- последующий.
По источникам информации:
- документальный,
- фактический.
Государственный финансовый контроль решает несколько задач:
1) контроль за образованием и использованием средств бюджета РФ и ее субъектов;
2) контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов;
3) контроль над осуществлением денежной, налоговой и валютной политики;
4) контроль государственного внутреннего и внешнего долга.
При советской экономике основной формой государственного контроля являлась ревизия.
Ревизия - это проверка хозяйственно-финансовой деятельности учреждения, предприятия или должностного лица, производимая уполномоченным на то государственным органом с целью выявления и устранения недостатков в их работе, а также законности их действий.
В условиях государственной собственности широкое применение ревизии было оправданным.
В рыночной же экономике ревизионные проверки не могут удовлетворять потребность собственников бизнеса в полной, достоверной и качественной информации для принятия управленческих решений. Значение ревизии состоит в установлении законности и достоверности хозяйственных операций, правильности действий должностных лиц при их совершении. Она проводится созданной в рамках организации ревизионной комиссией, подотчетной руководству.
Таким образом, в коммерческой организации ревизия выполняет функцию контроля на микроуровне, т. е. соизмеряет фактический результат хозяйственно-финансовой деятельности с запланированным и выявляет лиц, виновных в допущении отклонений.
Однако руководство предприятия и заинтересованных в работе лиц интересует не только законность ведения дела и правильность выполнения распоряжений руководства, но и экономическая эффективность и целесообразность совершенных хозяйственно-финансовых операций. Такие дополнительные возможности предоставляет им аудит, который в данном случае трактуется шире и контроля, и ревизии.
Сходство ревизии и аудита заключается в том, что оба процесса представляют собой форму финансового контроля и используют одну и ту же документальную базу. Различаются эти понятия по ряду признаков:
• ревизия представляет собой принудительную форму контроля, тогда как в процесс аудита субъекты вступают добровольно и являются равноправными участниками процесса аудиторской проверки;
• ревизия преследует цель
выявления нарушения и
• основной задачей ревизии является сохранение активов организации и предотвращение злоупотреблений при их расходовании; задача аудита - привлечение новых пассивов (ресурсов), гарантирование качества самой хозяйственно-финансовой деятельности.
Аудиторская деятельность - это независимая предпринимательская деятельность в области контроля над правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организаций (аудит) и оказания сопутствующих аудиторских услуг. Так аудиторская деятельность понималась не всегда. Одна из первых книг по аудиту определяла, что его цель состоит в решении трех задач:
1) выявление мошенничества;
2) выявление технических ошибок;
3) определение принципиальных ошибок.
По мнению специалистов, слово «аудит» происходит от латинского audio — «слушающий».
Еще в Древнем мире, как только функции владения и управления собственностью были разделены между основными субъектами хозяйствования того периода - государством и рабовладельческим имением, была впервые осознана необходимость в аудите.
Дошедшие до нас древнеримские источники свидетельствуют о том, что учет, как правило, вели одновременно и независимо друг от друга двое специально назначенных лиц. Такая организация учетного процесса прежде всего была обусловлена желанием предотвратить разворовывание государственной казны или имущества отдельного рабовладельца. Вместе с тем она служила подтверждением точности отчетности. Кроме того, для проверки правильности учетных записей использовали инвентаризацию. Но и на эти приемы контроля целиком не полагались.
Традиционной для тех времен была так называемая практика «прослушивания» бухгалтеров. Стремясь получать по возможности большую прибыль, собственники, которые нанимали управленцев, назначали контролеров, в обязанности которых входило выслушивать подотчетных лиц. Так осуществлялся контроль на частном уровне. На государственном же уровне создавались специальные органы (учетные управления), которые контролировали сбор налогов и государственные расходы.
Таким образом, аудит как форма финансового контроля существовал задолго до разработки метода двойной записи, заложенного в основу современного бухгалтерского учета. Появление принципа двойной записи связывают с именем монаха-францисканца Луки Пачоли, опубликовавшего в 1494 г. свою работу по математике, одним из разделов которого был «Трактат о счетах и записях».
В средневековой Европе,
когда людей грамотных и
Считается, что аудит как вид профессиональной деятельности возник в Англии. Одними из древнейших англоязычных учетных документов, дошедших до нашего времени, являются упоминания об аудите в архиве Казначейства Англии и Шотландии в 1130 г. Также имеются данные о существовании аудита с 1299 до 1324 г., когда королевским указом были назначены аудиторы в графствах Оксфорд, Беркшир, Южный Эмптон, Уилтс, Самсет и Дорсет.
В XVI в. в связи с распространением «двойной» бухгалтерии правовой контроль учетных книг был официально введен во многих странах мира. Для обозначения лица, которое осуществляло проверку учетных записей, в Англии уже использовался термин «аудитор».
Поэтому не удивительно,
что первый в мире законодательный
акт, который регулировал
Целью первых обязательных проверок было независимое рассмотрение бухгалтерских записей и отчетов, а работу лиц, которые их проводили, приравнивали почти к финансовому аудиту в современном его понимании. Аудит предусматривал лишь сверку фактов с документами и другими данными. Поэтому работа аудиторов этого периода состояла в детальной проверке каждой хозяйственной операции. Концепция выборочной проверки как аудиторской процедуры была неизвестна.
Аудит проводился, как правило, для заказчика (дворянина, короля) отдельным лицом, а в случае общественного объявления его результатов - комиссией.
Аудиторы того времени еще не имели профессионального статуса, хотя и были обязаны проводить проверку честно, со знанием дела, с надлежащим вниманием и уважением к интересам лица, которое их пригласило. Независимость аудитора достигалась с помощью его назначения «заказчиком» и запретом любых частных контактов между ним и лицом, которое проверялось.
В XVII — XIX вв., финансовые кризисы стали актуальной проблемой, аудит получил наибольшее развитие. Как следствие кризисов, увеличивалось количество обанкротившихся предприятий, которое повышало спрос на бухгалтеров-экспертов, которые защищали бы интересы населения.
Фактическая работа аудитора состояла в контроле за правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Результатом серии промышленных революций в развитых странах Европы стало стремительное развитие акционерных обществ. Заинтересованные лица требовали достаточного для принятия решений объема информации, которая содержалась в годовых отчетах, и обязательного публичного оповещения этих отчетов и выводов аудиторов.
Первым документально
зафиксированным случаем
В этот же период с целью предотвращения недобросовестных соглашений была введена практика государственного регулирования профессиональной деятельности учетных работников. Важным достижением стало признание на государственном уровне необходимости проведения независимого анализа счетов больших и малых предприятий. И опять первым в сфере законотворчества выступило правительство Великобритании. Так, в 1720 г. парламентом этой страны был принят «Акт о Мыльном пузыре», который запрещал корпоративную форму предпринимательской деятельности и единой возможной признавал партнерство. Лишь в 1825 г. акт был упразднен под давлением общественности.
С 1844 г. в Великобритании вышла серия законов о компаниях, в соответствии с которыми их руководители были обязаны один раз на протяжении года предоставлять акционерам подписанный ими балансовый отчет предприятия и приглашать независимого бухгалтера (аудитора) для проверки и подтверждения отчетности перед акционерами.
Опыт Англии в развитии аудита оказал большое влияние на другие страны Европы, и прежде всего на Германию, Францию, а также США. Аналогичные законы об обязательном независимом аудите были приняты соответственно в 1870, 1867 и 1887 гг.
Несмотря на такой прогресс в аудиторской практике, лишь во второй половине XIX в. профессиональный аудитор стал полноправным участником деловой жизни. Связано это было со строительтвом железных дорог и возрастанием количества страховых компаний, банков и акционерных обществ. В конце XIX в. аудиторы уже посещали с выездными проверками разбросанные по всей стране транспортные агентства с целью оценки степени достоверности отчетности.
В конце XIX в. независимый
аудит сформировался как
Дальнейшее развитие рыночных отношений требовало больших капитальных вложений, которое приводило к увеличению риска. Для обращения акций на фондовой бирже, получения займов от частных лиц и банковских кредитов стало общим правилом представлять заинтересованным лицам финансовую отчетность компании, проверенную на предмет ее точности и достоверности. Такие услуги в массовом порядке предоставляли независимые бухгалтеры (аудиторы).
В тот же период началось создание разнообразных организаций или союзов профессиональных бухгалтеров, которые требовали от правительств своих стран законодательного оформления своей деятельности.
До 1929 г. объектом аудиторской проверки были лишь результаты хозяйственной деятельности (прибыль или убыток) американских компаний. После Великой депрессии Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) были разработаны специальные требования относительно содержания и структуры аудиторского отчета. Данный документ должен был содержать дату, описывать все детали проведения работы, четко определять мнение аудитора относительно представленной отчетности, а также принципов и процедур бухгалтерского учета.