Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 08:07, курсовая работа
Целью данной работы является изучить причины инфляционного процесса и пути его преодоления. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- показать причины и формы проявления инфляции в России и других странах;
- показать пути, способы и методы преодоления инфляционного процесса.
Достижение поставленной цели сопряжено с рядом трудностей. Несмотря на всю свою актуальность в современных рыночных условиях проблема инфляционных процессов не имеет единого теоретического подхода. Подтверждением этому является наличие разных подходов как зарубежных, так и российских исследователей по данной тематике.
Введение…………………………………………………………...………….......3
Глава 1. Сущность инфляции, формы ее проявления…………...5
Понятие инфляции………………………………………………………….5
1.2. Виды инфляции……………………………………………………………...7
Глава 2. Причины возникновения инфляции, её социально – экономические последствия……………………………………..........12
Причины инфляции………………………………………………………..12
Механизм инфляции………………………………………………………16
Глава 3. Особенности инфляционного процесса в России, система антиинфляционных мер………………………...18
Особенности инфляции в России…………………………………………18
Антиинфляционные государственные меры…………………………….20
Заключение……………………………………………………………………..24
список литературы………………………………………………………….26
- Возросшее значение сферы услуг (оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства).
- Возросшее значение сферы услуг (более медленный рост производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, но большой удельный вес заработной платы в общих издержках производства).
- Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции (экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда, в то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль «заработная плата – цены»).
Глава 2. Причины возникновения инфляции, её социально – экономические последствия
2.1. Причины инфляции
Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами.
Прежде всего, нужно отметить, что рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке — это еще не инфляция. Инфляция — это повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным не равновесием на большинстве рынков в пользу спроса.
Основной причиной инфляции признаются диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государственного бюджета, источниками ссудных капиталов и их использованием, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах4. Эти диспропорции усиливаются под влиянием монополизации и структурных сдвигов в экономике, финансовой системе, а также экономической политики.
Назовем важнейшие из причин инфляционного роста цен. Во-первых, это диспропорциональность, или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования «печатного станка», это приводит к росту массы денег в обращении.
Во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.
В-третьих, общее повышение уровня цен связывается различными школами в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок — это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают “гонку цен”, они заинтересованы в ее поддержании и усилении. В-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивается опасность «импортируемой» инфляции. Упомянутый выше скачок цен на энергоносители в 1973 г. («энергетический кризис») вызывал рост цен на импортируемую нефть и — по технологической цепочке — на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с «импортируемой» инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, девальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.
В-пятых, инфляция приобретает
Инфляция спроса.
Причиной инфляции спроса является увеличение платежеспособности спроса на товары, по сравнению с его прежней величиной.
Если такой процесс происходит по большинству видов товаров на
протяжении длительного времени, то будет инфляционный процесс. Такой вид инфляции является наиболее изученным.
Предотвратить инфляцию спроса можно с помощью:
-
законодательного
-
сокращения бюджетного дефицита
- ограничения массы денег в обращении.
Следует отметить, что эти меры, проанализированы и проверены в условиях доминирования конкурентных механизмов ценообразования. Монопольные механизмы ценообразования в силу своего аномального реагирования на изменение спроса способны усугубить протекание инфляцию спроса и уменьшить эффективных принимаемых мер.
Инфляция издержек.
Причиной инфляции издержек является рост издержек производства, который может быть обусловлен как внешними причинами (удорожание критического импорта), так и внутренними (рост материальных затрат).
Увеличение издержек производства приводит к смещению кривой предложения вправо вниз. При этом новая равновесная цена также будет больше прежней. Общее повышение цен увеличивает издержки производства в номинальном исчислении, что приведет к новому смещению кривой предложения.
В отличие от инфляции спроса, для инфляции издержек характерно сокращение объемов реализуемой продукции вместе с ростом цен.
Ограничение доходов потребителя при росте цен приводит к смещению кривой вниз, точка пересечения новой кривой спроса с новой кривой предложения будет соответствовать не столь большому росту цен, как для старой кривой спроса.
Монетаристская инфляция.
Причина возникновения: часто государство в силу неэкономических причин вынуждено идти на масштабное увеличение массы денег, производить эмиссию денег.
Если наращивание массы денег не сопровождается адекватным увеличением товарной массы, то количество товара приходящегося на единицу денег сокращается, следовательно, сокращается покупательная способность денег и по определению наступает инфляция. Монетаристская инфляция наиболее часто возникает в форме обесценивания национальной валюты, т.е. внешней инфляцией. Последнее приводит к внутренней инфляции в форме инфляции издержек за счет удорожания импортируемых товаров.
2.2. Механизм инфляции
Когда управляющие оценивают проект, или акционеры оценивают свои инвестиции, они могут только строить предположения относительно будущих темпов инфляции. Их предположения будут в некоторой степени ошибочными, потому что чрезвычайно трудно точно спрогнозировать этот показатель.
В экономике время от времени будут происходить колебания цен, отражающие изменения спроса (и предложения) на товары и услуги. Эти колебания будут происходить в обоих направлениях и в широком смысле будут компенсировать друг друга в своем воздействии на совокупные затраты. Однако при наличии инфляции на эти рыночные колебания будет накладываться общее увеличение цен, так что для обеспечения данного уровня деятельности с течением времени придется тратить все больше и больше средств.
Часто оказывается полезным рассматривать инфляцию как долгосрочное снижение стоимости денежной единицы, а не как изменение цен.
Хотя инфляцию легко заметить, ее гораздо труднее измерить. Однако обычно инфляция выражается с помощью ряда индексов, и расчет степени инфляции в любой момент времени будет зависеть частично от того, какой индекс выбран. Обычно применяется общий индекс розничных цен (RPI), подготавливаемый для правительства и публикуемый ежемесячно5.
Воздействие инфляции на капитал.
Чем выше темп инфляции, тем больше капитала потребуется компании для финансирования своих активов. Поскольку основные средства и оборотный капитал будут возрастать в денежном выражении, такое же количество активов должно финансироваться возрастающими размерами капитала. Обратите внимание на то, что:
Если можно предсказать будущий темп инфляции, руководство сможет рассчитать сумму необходимого дополнительного финансирования и предпринять меры для ее получения либо путем удержания прибылей, либо путем выпусков акций или облигаций.
Если будущий темп инфляции невозможно предсказать сколько-нибудь определенно, руководство должно произвести наилучший расчет этого показателя и соответственно осуществлять планирование и получение дополнительных средств. Однако также должны составляться планы получения средств на непредвиденные расходы на тот случай, если темп инфляции превысит ожидания.
Воздействие инфляции на затраты и продажные цены.
Инфляция означает более высокие затраты и, возможно более высокие продажные цены. Влияние более высоких продажных цен на объем продаж трудно предугадать. Компания, поднимающая свои цены на 10% из-за того, что годовой темп инфляции составляет 10%, может ощутить серьезное падение спроса на ее продукцию.
Глава 3. Особенности инфляционного процесса в России, система антиинфляционных мер
3.1. Особенности инфляции в России
Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Так, сразу после второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров.
В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цена - заработная плата», перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы.
1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. Увеличение цен в России к 1996 году составит 4658 раз.
Согласно данным, предоставленным в своем пресс-релизе Федеральной службой государственной статистики, по итогам 2011 года уровень инфляции в РФ составил 6,1%. Как сообщает ведомство, это является историческим минимумом для РФ. Опубликованные данные по потребительским ценам Росстат называет предварительными, между тем, согласно отчету ведомства, в 2011 году российскому правительству удалось избежать традиционного для конца года скачка цен. Так, несмотря на рост потребительской активности в предновогодний период, а так же расходы организаций, не желающих переносить траты на следующий бюджетный год, в декабре 2011 года инфляция составила 0,4%. Итоговый показатель инфляции в РФ по итогам уходящего года составил 6,1 процента. Следует отметить, что именно снижение уровня инфляции является одной из приоритетных задачей для правительства России. В планах чиновников снизить актуальный показатель на 2-3 % уже к 2014 году.