Счета бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Тема широко представлена в литературе. Она является неотъемлемой частью любого учебника или пособия как для людей, начинающих изучать бухгалтерский учет, так и для тех, кто уже знаком с основами и желает углубить свои познания в данной науке. Актуальность данной темы связана с тем, что без существования счетов трудно себе представить современный бухгалтерский учет, как трудно представить себе бухгалтера, который не был бы знаком с порядком, принципами и правилами ведения учета на том или ином счету. Отсюда возникает необходимость рассмотрения классификаций счетов бухгалтерского учета по различным признакам.

Содержание

Введение
Глава 1.
Возникновение и история метода двойной записи……………….
Методы бухгалтерского учета…………………………..
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ…..
План счетов бухгалтерского учета………………………
Глава 2.
2.1 Сущность и значение двойной записи………………………
2.2 Примеры…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по бухгалтерский учёт и анализ.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

формирования  и хозяйственных операций при помощи метода  двойной записи  на счетах,  периодическое  сопоставление  фактического  наличия   имущества   и обязательств с учетными  данными  позволяют  получить  достоверные  итоговые систематизированные отчетные показатели.

    Все  это создает систему бухгалтерского  учета.

 

1.3  Нормативное регулирование  бухгалтерского учета в РФ

 

    Основной  целью законодательства Российской  Федерации  о  бухгалтерском учете, как отмечено в Федеральном законе «О бухгалтерском  учете,  выступает обеспечение единообразного формирования полной и  достоверной  информации  о финансовом положении, финансовых результатах  деятельности  и  изменениях  в финансовом положении организации.

    Общее  методологическое руководство бухгалтерским   учетом  в  Российской Федерации  осуществляется   федеральным   органом   исполнительной   власти, определяемым Правительством Российской Федерации.

    Законодательство  Российской Федерации о бухгалтерском  учете состоит  из Федерального  закона,  раскрывающего  правовые  и  методологические   основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации,  а также документов, излагающих правила   представления  полной  и  достоверной информации  применительно  к  конкретным  объектам  бухгалтерского  учета  и бухгалтерской отчетности в целом.  Законодательство  о  бухгалтерском  учете находится в ведении Правительства Российской Федерации.

    Федеральный  закон распространяется на все  организации,  находящиеся  на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве  юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Лица, осуществляющие свою  деятельность  без  образования  юридического лица, ведут учет доходов  и  расходов  в  порядке,  установленном  налоговым законодательством  Российской  Федерации.  Они  также  могут  вести  учет  в соответствии с Федеральным законом.

    Нормы,  содержащиеся  в  других  федеральных   законах  и  затрагивающие вопросы   бухгалтерского   учета   и   бухгалтерской   отчетности,    должны соответствовать Федеральному закону. В случае возникновения  противоречий  с содержанием других федеральных законов нормы права,  выступающие предметом Федерального закона, имеют приоритет.

    Система  нормативного регулирования бухгалтерского  учета  в  Российской Федерации включает  следующие  уровни  документов  по  бухгалтерскому  учету

(Приложение  №1):

1) первый уровень   –  Федеральный  закон   «О  бухгалтерском  учете»,  другие

   федеральные  законы, Указы Президента Российской  Федерации и постановления

   Правительства  Российской Федерации по вопросам  бухгалтерского учета;

2) второй уровень –  положения по бухгалтерскому учету;

3) третий уровень  – методические указания, инструкции, рекомендации  и  иные

   аналогичные  им документы;

4) четвертый уровень –  рабочие документы конкретной  организации.

    На  первом  уровне  кроме   Федерального   закона   отдельные   аспекты

бухгалтерского  учета  регулируются  Гражданским  кодексом  РФ   и   другими

федеральными законами. Например, в Гражданском кодексе РФ установлены  сроки

исковой давности по просроченной задолженности,  определен  момент перехода

права собственности при  осуществлении сделок купли-продажи  и т.д.  В  законе

об  акционерных  обществах  указан  порядок  образования   и   использования

резервного капитала.

    Положение по  ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации также относится к документам первого  уровня,  так  как этот документ устанавливает общие  принципы  ведения  бухгалтерского  учета, представления  бухгалтерской  отчетности,  взаимоотношения   организации   с внешними потребителями информации и др.

     Документы  второго уровня включают положения  по бухгалтерскому учету  и утверждаются  федеральным  органом   исполнительной   власти,   определяемым Правительством Российской Федерации, в основном Министерством  финансов  РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета  отдельных  объектов бухгалтерского   наблюдения,   которые   составляют   систему   национальных стандартов, ориентированную   на   Международные   стандарты    финансовой

отчетности.

    Документы  третьего уровня  подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными  органами  исполнительной  власти,  которым федеральными  законами  предоставлено  право  регулирования   бухгалтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров  на  основе  и  в  развитие документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня  относятся планы  счетов  бухгалтерского  учета  финансово-хозяйственной   деятельности организаций  и  инструкции  по  их  применению,  которые  составляют  основу организации учета на всех предприятиях независимо   от  подчиненности,  форм собственности,  организационно-правовой  формы.  План  счетов   представляет собой  схему  регистрации  и  группировки  фактов хозяйственной   жизни   в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В  Инструкции  по применению плана счетов приведена краткая  характеристика  счетов,  раскрыта их структура  и  назначение,  экономическое  содержание  обобщаемых  на  них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций.

     К   третьему  уровню  относятся   инструкции  и  методические  указания,

разрабатываемые и вводимые в  действие  в  разрезе  отдельных  Положений  по бухгалтерскому  учету.  Так,  в  соответствии  с  ПБУ  6/01  «Учет  основных средств» Министерством  финансов  РФ  утверждены  методические  указания  по бухгалтерскому   учету    основных    средств,    устанавливающие    правила приобретения, оценки, выбытия основных  средств,  особенности  погашения  их стоимости и другие технические аспекты по организации их учета.

    Система  нормативного регулирования бухгалтерского  учета также  содержит положения  и  рекомендации,  касающиеся   особенностей   учета   затрат   на производство  и  реализацию  продукции,  ведения  учета  и  отчетности   для субъектов малого предпринимательства,  методики  проведения  инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и прочие.

    Документы  четвертого уровня утверждаются  руководителем организации. Они содержат,   с   учетом   специфики   условий   хозяйствования,    отраслевой принадлежности,  структуры  и  размеров  организации  и   других   факторов, внутренние  регламентирующие  документы  бухгалтерского  учета  организации, носящие обязательный  характер  для  системы  внутреннего  регламентирования хозяйственной  деятельности  организации  и  формирующие  учетную   политику организации.

    Согласно  действующему законодательству  организации на основе  принципов и методов, закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету,  исходя из  вариантности   методик   формирования   бухгалтерских   данных,   уровня автоматизации учета и прочих особенностей, самостоятельно (на  базе  единого Плана)  разрабатывают   рабочий   план   счетов   экономического   субъекта, утверждают документооборот, выбирают методы оценки имущества и т.д.

    Название  документов, их статус, принципы  построения  и  взаимодействия

между  собой,  а  также  порядок   подготовки   и   утверждения   определяет

руководитель  организации.

   Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета и подготовки

бухгалтерской отчетности, могут  служить  исходными  данными  для  налоговых расчетов.  Вместе  с  тем   законодательные   и   иные   нормативные   акты, регулирующие  порядок  налогообложения,  не   могут   содержать   положения, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета.

 

1.4 План счетов бухгалтерского  учета

 

 

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему  регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Перечень синтетических  счетов в Плане счетов обязателен для применения. Помимо них в Плане предусмотрены и субсчета.

На основе Плана счетов организации в принятой учетной  политике утверждают рабочий план счетов, который при необходимости используется для проведения анализа, контроля и  составления отчетности. В то же время, он способен удовлетворять внутренние потребности организации в учетной информации более детально и конкретно.

Организации при необходимости  могут по согласованию с МФ РФ вводить  в План счетов дополнительные синтетические  счета, используя номера свободных счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов могут объединяться, исключаться и вводиться дополнительно.

Порядок ведения аналитических  счетов устанавливается организацией, исходя из инструкции и других нормативных  актов по отдельным разделам учета (учета основных средств материально-производственных запасов и т. д.).

Все синтетические счета  имеют двузначный номер (от 01 до 99) и  разбиты на восемь разделов, в каждом из которых имеются свободные  номера на случай дополнительного ведения счетов.

Субсчета отдельных  синтетических счетов нумеруются по порядку в пределах каждого счета. Номера субсчетов добавляются к  номеру синтетического счета.

Забалансовые счета  даны в приложении к Плану счетов; они нумеруются по порядку тремя  знаками (001-011).

Планом счетов бухгалтерского учета для всех организаций предусмотрено 99 счетов, практически в настоящее  время используются 60 счетов, а остальные  номера пока свободны.

Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. с 1 января 2001 г. был  введен новый План счетов бухгалтерского учета, переход на который организации должны были завершить в течение 2002 г.

В России, Франции, Германии и в ряде других стран используются единые унифицированные национальные планы бухгалтерских счетов, которые  применяются всеми организациями независимо от форм собственности.

Планом счетов называется систематизированный перечень синтетических счетов и их субсчетов в основу построения которых положена классификация счетов по экономическому содержанию. С целью облегчения работы со счётным планом каждому счёту присваивается шифр. Шифры синтетических счетов двухзначные, а субсчетов 3-хзначные. Действующий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации утверждён приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г. №94н. В дополнение к плану счетов разрабатываются инструкции, в которой даётся характеристика содержания и назначения каждого счёта и его корреспонденция с другими счетами. Все счета разбиты на 8 разделов. Забалансовые счета приведены в приложении к плану счетов. План счетов содержит следующие разделы:

1.внеоборотные активы 

2. производственные запасы 

3. затраты на производство 

4. готовая продукция  и товары 

5. денежные средства 

6. расчёты  

7. капитал 

9. финансовые результаты.

В России на 1 уровне централизованно Минфином разрабатывается единый план счетов – как систематизированная схема в соответствии с которой каждому бухгалтерскому счету в зависимости от его внешних идентификаторов присваивается №, предназначенный для облегчения нахождения счета в бухгалтерских регистрах и выражения адресности связей между объектами бухгалтерского учета отраженными на счетах. Разделы плана счетов располагаются в последовательности, определяемой характером участия имущества в кругообороте и источников его образования:

Единый план счетов сопровождает инструкция по его применению, в которой дано краткое содержание и назначение каждого счета, рассмотрен порядок  ведения системного учета, предложены типовые схемы корреспонденции  счетов. Критерии разработки и применения единого плана счетов: оптимальность количества счетов, стабильность, перспективность; возможность внесения текущих изменений и дополнений; определенная степень свободы (с учетом специфики отрасли). На 2-ом уровне рабочий план счетов отрасли дополняется необходимыми субсчетами. На 3-м – предприятия, используя единый план счетов или рабочий план счетов отрасли разрабатывают рабочий план счетов хозяйствующего субъекта: уточняют содержание, вводят дополнительные, объединяют или расчленяют, или исключают субсчета, формируют систему аналитических счетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

 

2.1 Сущность и значение  двойной записи

 

    По своей экономической природе любая хозяйственная операция обязательно обладает двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и контроля над хозяйственными операциями на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной записи.

Двойная запись представляет собой запись, в результате которой  каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счет и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.

Метод двойной записи обуславливает существование таких  понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка. Корреспонденция  счетов это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например между счетами 70 "Расчет с персоналом по оплате труда" и 50 "Касса", 10 "Материалы" и 60 "Расчеты с поставщиками" и т.д.

Информация о работе Счета бухгалтерского учета