Теоретические аспекты проведения инвентаризации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:34, курсовая работа

Краткое описание

Инвентаризация (от лат. inventarium — опись имущества) — сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

     Если  инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) документы должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

     В тех случаях, когда материально  ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия проверяет указанные факты и в случае их подтверждений исправляет выявленные ошибки в установленном порядке.

     По  окончании инвентаризации могут  проводиться контрольные проверки правильности ее проведения, с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация.

     В межинвентаризационный период в  организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработку. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации. 
 

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          1.3 Отражение результатов инвентаризации в учете

Результаты  инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная  комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы отражения  в учете результатов инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия3:

1) устанавливает,  имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность  за сохранность ценностей, определяет  размер этой ответственности;

2)анализирует  возможные способы истребования  сомнительной дебиторской задолженности путем перевода долга, бартерных операций и тому подобного;

3) составляет  специальную опись для объектов, непригодных к дальнейшей эксплуатации  и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода  в эксплуатацию и причин непригодности  (порча, полный износ), а также предложений источников списания этих объектов;

4) выявляет  причины недостач и излишков;

5) по  фактам образования излишков  или недостач должна получить  подробные объяснения от материально  ответственных лиц.

Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.

Кроме того, в протоколе приводятся сведения о производственных запасах, пришедших в негодность, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц.

На заседании  инвентаризационной комиссии утверждается заключительный акт инвентаризации.

Выявленные  при инвентаризации расхождения  между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в порядке, предусмотренном действующими нормативными документами.

Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете4.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ выявленные в результате инвентаризации излишки имущества должны быть приняты к учету, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов).

Согласно  п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина  России от 28 декабря 2001 г. N 119н "Об утверждении  Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" (далее - Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ), выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:

- излишки  запасов приходуются по рыночным  ценам, и одновременно их стоимость  относится:

-  в  коммерческих организациях - на финансовые  результаты;

-  в  некоммерческих организациях - на  увеличение доходов.

Излишки, выявленные при инвентаризации, принимаются к учету по рыночной стоимости по дебету соответствующего счета учета материальных ценностей (01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", 50 "Касса") и кредиту счета 91-1 "Прочие доходы".

При реализации товарных излишков, выявленных при инвентаризации, в состав доходов будет включена выручка от их реализации. При этом в состав расходов можно будет списать только расходы, связанные с реализацией. А сама стоимость реализованных товаров в составе расходов при налогообложении прибыли учтена не будет, то есть по факту произойдет повторное обложение налогом на прибыль тех же доходов.

Отметим, что излишки на предприятии довольно редкое явление, а вот с недостачами  дело обстоит иначе.

Порядок отражения недостач в бухгалтерском  учете определен п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ и п. 28 Положения по ведению  бухгалтерского учета.

В соответствии с этими пунктами, недостача имущества  и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц.

Если  виновные лица не установлены или  суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Решение о списании недостачи на финансовые результаты принимает руководитель организации.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана  счетов, утвержденного Приказом Минфина  России от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении  Плана счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", общим для всех случаев будет первоначальное отражение выявленных недостач на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

  1. Отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации:
  • Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

     Кредит 01 «Основные средства»

       Кредит 10 «Материалы»

       Кредит 41 «Товары»

       Кредит 43 « Готовая продукция»

       Кредит 50 « Касса»

  • в розничных торговых организациях:

     Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

     Кредит 41 «Товары»

     Кредит 42 «Торговая наценка»

  1. Списание недостачи в пределах норм естественной убыли:

       Дебет 20 «Основное производство»

       Дебет 23 «Вспомогательные производства»

       Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»

            Дебет 26 «Общехозяйственные  расходы»

            Дебет 29 «Обслуживающие  производства»

            Дебет 44 «Расходы на продажу»

       Кредит 94 «Недостачи и потери  от порчи ценностей».

  1. Списание недостачи за счет виновного лица:
  • Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

       Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

  • разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете 43-2: Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

       Кредит 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных  лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;

  • погашение задолженности:

       Дебет 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных  лиц, и балансовой стоимостью  по недостачам ценностей»;

     Кредит 91 «Прочие доходы и расходы, субсчет 1 «Прочие доходы».

  • отнесение суммы налога на добавленную стоимость на виновное лицо:

       Дебет 73 «Расчеты с персоналом  по прочим операциям», субсчет  2 «Расчеты по возмещению материального  ущерба» 

       Кредит 94 «Недостачи и потери  от порчи ценностей» 

  • возмещение виновным лицом суммы недостачи:

     Дебет 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации»

     Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

     Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального  ущерба».

  1. Списание недостачи на финансовые результаты:

           Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

           Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

  1. Списание недостачи на финансовые результаты, виновники которых по решению суда не установлены:
  • на сумму недостачи:

     Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

     Кредит 10 «Материалы»

     Кредит 41 «Товары» и др.

  • на сумму налога на добавленную стоимость по недостающим ценностям:

     Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

     Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

  • списание недостачи:

     Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

     Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

     Данные  результатов проведенных в отчетном году инвентаризации обобщаются в ведомости  результатов, выявленных инвентаризацией. 
 

Глава 2. Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств

  2.1 Инвентаризация материально-производственных запасов и основных средств

Данные  о материально-производственных запасах (сырье, материалы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Комиссия  в присутствии материально ответственных  лиц проверяет фактическое наличие  материально-производственных запасов  путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия. Материально-производственные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации материально-производственные запасы могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».

Информация о работе Теоретические аспекты проведения инвентаризации