Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 22:02, курсовая работа
Целью работы является изучение организации формирования и применения учетной политики на предприятии, выявление ее недостатков и предложение путей совершенствования.
Исходя из данной цели, можно сформулировать следующие задачи:
изучить правовые и теоретические аспекты учета исследуемых вопросов;
дать общую характеристику анализируемого объекта и рассмотреть организацию учета на нем;
проанализировать формирование и использование учетной политики на предприятии;
выявить недостатки и предложить пути совершенствования учетной политики и ее элементов.
Продукция животноводства поставляется государству в основном в переработанном виде (9,46%). Также следует отметить, что в структуре значительную долю занимают прочие виды деятельности (предоставление работ и услуг, реализация товаров) – 9,90%.
В процессе анализа исчисляется также обобщающий показатель уровня специализации - коэффициент специализации. Коэффициент специализации определяется по формуле:
Кс = (1)
где Кс - коэффициент специализации;
Уi — удельный вес товарных отраслей в структуре товарной продукции;
н - порядковый номер отдельных отраслей по величине удельного веса в ранжированном ряду.
Расчет коэффициента специализации по данной формуле проводится по отраслям или по видам товарной продукции.
Считается, что коэффициент менее 0,2 характеризует слабый уровень специализации; 0,2-0,4 - средний; 0,4-0,6 - высокий; более 0,6 - глубокий уровень специализации.
СПК «Агрофирма «Культура» относится к группе специализированных предприятий. В отчетном году коэффициент специализации составил 0,32, что характеризует средний уровень специализации.
В процессе
осуществления хозяйственной
2.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии
В настоящее время организация учета - объективная необходимость, поскольку каждая коммерческая организация самостоятельно выбирает направления развития, виды выпускаемой продукции, сбытовую, кадровую, социальную и инвестиционную политику и т.п. Организация учета - это система условий и элементов построения учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации о деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов и управления производственной деятельностью.
Организация бухгалтерского учета на предприятии состоит из ряда элементов:
Рассмотрим организацию бухгалтерского учета в СПК «Агрофирма «Культура».
В хозяйстве бухгалтерский учет ведется бухгалтерией, которая является самостоятельным структурным подразделением. Руководство осуществляет главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно председателю кооператива.
Система документирования хозяйственных операций - важная составная часть организации бухгалтерского учета в СПК «Агрофирма «Культура». Все операции оформляются с использованием первичных учетных документов, согласно альбомам унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом России. Для операций по учету, для которых отсутствуют утвержденные формы первичных документов, первичная документация разработана организацией в соответствии с установленными законом требованиями. В формах первичных документов предусматривается ряд общих обязательных реквизитов: название предприятия и подразделения, дата составления, наименование документа, фамилия и инициалы должностных лиц и подписи лиц, составивших документ, содержание хозяйственной операции, количественные и суммовые показатели, характеризующие выполнение операции и др. Однако следует отметить тот факт, что в хозяйстве применяется достаточно большое количество устаревших и приспособленных форм первичных документов, в большинстве документов заполняются не все обязательные реквизиты.
Документооборот имеет важное организующее значение в бухгалтерском учете. Он представляет собой движение документов в учетном процессе от момента их составления до завершения использования и сдачи в архив. Для четкой регламентации движения документов документооборот оформляется в виде графика, где указываются: наименование и номер каждой формы документа, его назначение, в какие сроки, в каком количестве и кем составляется, кто подписывает (либо утверждает) документ, когда и куда он представляется, кто его принимает, проверяет и обрабатывает, куда и на основании чего делаются записи. В СПК «Агрофирма «Культура» имеется документ, который назван графиком документооборота. ( Прил. 3 ). Однако данный документ представляет собой элемент графика документооборота. В него входят лишь некоторые документы, которые составляются в хозяйстве.
График выполнения учетных работ тесно связан с графиком документооборота, является его продолжением и логическим завершением. Если в графике документооборота фиксируется движение документов от их составления до использования, то в графике выполнения учетных работ указывается перечень учетных работ, выполняемых в бухгалтерии на основании поступивших и обработанных первичных документов. График выполнения учетных работ должен быть увязан с графиком документооборота. Это значит, что конечные этапы по соответствующим позициям в графике документооборота должны совпадать с начальными этапами тех же позиций в графике выполнения учетных работ. В СПК «Агрофирма «Культура» данный график отсутствует.
Предприятие осуществляет свою производственную деятельность в соответствии с учетной политикой ( Прил. 4 ), которая формируется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», ПБУ 1/2008 «Учетная политика предприятия». Однако следует отметить то, что учетная политика хозяйства в соответствии с новыми ПБУ пересматривалась лишь частично, о чем свидетельствует, например, пункт «Учетная политика по видам имущества, операциям и обязательствам», в котором предоставлены устаревшие данные по оценке основных средств. Также необходимо сказать о том, что в пункте, посвященном распределению косвенных расходов, не указана база распределения косвенных расходов по промышленным производствам.
Важное организующее значение в бухгалтерском учете имеет план счетов. Предприятие применяет рабочий план счетов бухгалтерского учета, разработанный на основании Плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 года №94н. Рабочий план счетов соответствует специфике деятельности предприятия, его структура включает системы счетов и субсчетов, позволяющую осуществить взаимосвязь учета хозяйственных операций как по видам операций, так и по структурным подразделениям организации. В то же время в плане счетов содержатся счета и субсчета, не используемые на предприятии (например, счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»; счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»; счет 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги»; субсчет 29/4 «Детский сад»; и др.). Следует также отметить, что в рабочем плане счетов СПК «Агрофирма «Культура» отсутствуют некоторые субсчета, используемые в учете, например, субсчет 20/34 «Колбасный цех». ( Прил. 6 )
Бухгалтерский учет в СПК «Агрофирма «Культура» ведется на основе журнально-ордерной формы и частичной автоматизации.
Построение журналов-ордеров и других регистров обеспечивает контроль за отражением хозяйственных операций и создают условия для предупреждения ошибочных записей. Основанием для записей в регистры журнально-ордерной формы учета являются типовые первичные документы. При небольшом количестве хозяйственных операций записи в журналы-ордера производят непосредственно из документов. Данные документов, отражающих массовые хозяйственные операции, предварительно группируют либо в соответствующих ведомостях, либо в лицевых счетах. В конце месяца в этих регистрах подсчитывают итоги, которые используют для записи в журналы-ордера. Следует отметить, что в хозяйстве применяются старые формы учетных регистров, а также приспособленные под них бланки.
Некоторые
участки учета на предприятии
автоматизированы. Бухгалтерский учет
ведется в специализированной прикладной
бухгалтерской программе «1С: Бухгалтерия
8.2» и в специальных
Организационная структура учетного процесса на сельскохозяйственных предприятиях может строиться на принципах полной централизации, децентрализации, частичной децентрализации. В СПК «Агрофирма «Культура» организационная структура учетного процесса построена на принципе частичной децентрализации, т.е. значительная часть учетного процесса осуществляется в подразделениях хозяйства. В подразделениях хозяйства ведется документальное оформление хозяйственных операций, группировка и сводка документов вплоть до составления производственных отчетов. Здесь же начисляется заработная плата и составляются платежные ведомости. Отражение совершенных операций в регистрах учета производится в бухгалтерии на основании представленных из подразделений материальных отчетов и других сводных документов с приложенными к ним первичными документами. В бухгалтерии распределение обязанностей строится по отраслевому принципу: растениеводство, животноводство, промышленные и вспомогательные производства, материальный учет, капитальные вложения и др. Каждый работник, ведущий учет по соответствующей отрасли, не только принимает отчеты от подразделений и делает записи в учетные регистры, но и ответственен в целом за состояние учета в данной отрасли по хозяйству и в подразделениях.
При распределении служебных обязанностей исходят из того, чтобы самые ответственные и сложные работы выполнялись наиболее квалифицированными работниками. Распределение обязанностей строится таким образом, чтобы была обеспечена взаимозаменяемость работников. Перечень служебных обязанностей разрабатывается главным бухгалтером для всех работников бухгалтерии и утверждается руководителем предприятия. Однако в СПК Агрофирма «Культура» данный перечень отсутствует.
На каждого работника бухгалтерии в хозяйстве составляется должностная инструкция, в которой описаны общие положения, должностные обязанности, права и ответственность. Должностная инструкция утверждается председателем и принимается к руководству и исполнению бухгалтером. В целом должностная инструкция составлена четко и грамотно, но ее можно дополнить еще несколькими пунктами.
Хранение бухгалтерских документов и учетных регистров - важный элемент организации бухгалтерского учета. На каждом предприятии, в том числе и в СПК «Агрофирма «Культура», для хранения документов предусмотрена организация текущего архивного хозяйства. Все использованные текущие бухгалтерские документы передают в текущий архив. Для архива выделено специальное помещение, которое снабжено противопожарными средствами, оборудованными стеллажами и другими необходимыми устройствами для хранения документов.
Итак, в целом организация бухгалтерского учета на предприятии находится на приемлемом уровне, но такие ее элементы как учетная политика, график документооборота, рабочий план счетов, должностная инструкция нуждаются в совершенствовании. Также в хозяйстве отсутствуют график выполнения учетных работ и перечень служебных обязанностей в бухгалтерии.
Основные средства (ОС)– это имущество организации, используемое в качестве средств труда, и сроком использования более 1 года.
Особенностью основных средств заключается в том, что свою первоначальную стоимость они переносят на готовую продукцию путем начисления амортизации.
Существуют три оценки основных средств:
Остаточная стоимость определяется в следующих случаях: при выбытии основных средств, при составлении бухгалтерского баланса.
При определении рыночной стоимости могут быть использованы следующие данные:
Для учета амортизации используется пассивный счет 02 «Амортизация ОС». По К-ту счета 02 отражается начисление амортизации. По Д-ту счета 02 отражается списание амортизации в связи с выбытием объектов.
Информация о работе Теоретические основы формирования и применения учетной политики предприятия