Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 22:50, лекция
Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.
3. Классификация
затрат для исчисления
Затраты на продукт (производственные затраты) связаны с производством готовой продукции. Эти затраты включаются в стоимость запасов. К затратам на продукт относят основные материалы, основной труд и производственные накладные расходы.
Затраты периода (непроизводственные затраты) относятся в расходы в том периоде, в котором они возникли и не включаются в стоимость запасов. Затраты на период включают расходы по продажам и административные расходы.
Затраты на продукт распределяются между текущими расходами, участвующими в формировании доходов отчетного периода, и запасами. Эти переходящие затраты (составляющие стоимость запасов) становятся расходами (в качестве себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг), только когда продукция реализована, что может произойти через несколько периодов после того, как она была произведена. Синонимом затрат на продукт является термин "запасоемкие затраты".
Затраты периода признаются в том периоде (месяц, квартал, год), когда они были произведены; они не проходят через стадию запасов (то есть не признаются активами), а сразу же оказывают влияние на размер прибыли. В управленческом учете расходы периода вычитаются из выручки как расходы, не принимаемые в расчет при калькулировании себестоимости продукции. Их можно также назвать "незапасоемкими".
Прямые затраты связаны с конкретным видом деятельности. Их можно легко отнести к определенному виду продукции в момент их совершения на основании данных первичных документов. К ним относят: затраты сырья, материалов и заработную плату производственных рабочих, то есть первичные затраты.
Косвенные затраты образуются по нескольким видам продукции. Как правило, к ним относят производственные накладные расходы, которые прямо нельзя отнести к определенному виду продукции, поэтому общую сумму затрат распределяют на продукцию на основании специальных ставок (материалы, используемые для ремонта производственного оборудования, заработная плата контролера, вахтера и т.д.). К ним относятся общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, расходы на продажу и др.
Основные затраты и затраты на обработку
Входящие (неисчерпанные) – затраты в текущей деятельности для получения экономических выгод в будущем периоде (создание производственных запасов, приобретение оборудования). Отражается в Балансе (форма №1).
Истекшие (исчерпанные) – затраты, возникшие в текущей деятельности для получения экономических выгод в отчетном периоде (себестоимость реализованной продукции). Отражается в ОПУ.
4. Классификация затрат для принятия управленческих решений.
Поведение затрат отражает то, как меняются (или не меняются) затраты при изменении уровня деловой активности.
Переменные затраты - это затраты, которые зависят от объема производства (уровня деловой активности) и изменяются прямо пропорционально изменениям уровня активности. Примером переменных затрат могут быть основные материалы, сдельная заработная плата основных производственных рабочих, топливо, электроэнергия на технологические нужды.
Постоянные затраты – это затраты, которые не изменяются в зависимости от уровня деловой активности в пределах определенного периода. Примерами постоянных затрат могут быть амортизация, арендная плата, страхование активов, административные расходы, повременная заработная плата основных рабочих, заработная плата руководителей.
Условно-переменные затраты зависят от объема производства, но эта зависимость не является прямо пропорциональной (затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, заработная плата управленческого персонала в составе общепроизводственных расходов и т.п.).
Условно-постоянные затраты - практически не зависят от изменения объема производства продукции (общехозяйственные расходы (амортизация по зданиям, сооружениям, машинам и оборудованию и т.п.), расходы на продажу (реклама продукции), с увеличением объема производства их величина на единицу продукции уменьшается).
Затраты являются важной частью многих деловых решений. В принятии решений важно различать релевантные и нерелевантные затраты, невозвратные затраты, альтернативные (вмененные) затраты, приростные и маржинальные затраты.
Релевантные и нерелевантные затраты и доходы изменяются при принятии решения, в то время как принятие какого-либо решения не влияет на нерелевантные затраты и доходы.
5. Классификация
затрат в целях осуществления
процесса планирования и контро
Нормативные затраты это планируемые затраты на единицу продукта. Их используют для составления смет и оценки выполнения запланированных результатов. По окончании сметного периода фактические затраты сравниваются с нормативными затратами для выявления отклонений.
Контролируемые затраты являются предметом регулирования со стороны менеджера, сфера ответственности которого связана с этими затратами. Как правило, менеджеры осуществляют контроль за издержками через центр затрат (например, отдел маркетинга может воздействовать на расходы на рекламную компанию, начальник производственного цеха - на использование прямого труда в части интенсивности и производительности труда и потерь рабочего времени). Цель менеджера центра затрат - минимизация затрат и оценка на основе планируемых и фактических затрат.
Тема 3. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования.
1. Сущность
понятия себестоимость.
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию.
Основными ее составляющими являются затраты, связанные с использованием в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и ее реализацию.
Себестоимость продукции является качественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности организации, ее размер зависит от воздействия различных факторов. Чем ниже себестоимость продукции, тем эффективнее используются производственные ресурсы организации.
Под структурой себестоимости понимается соотношение различных элементов или статей затрат в общей сумме затрат на производство и реализацию продукции.
Структура себестоимости может определяться на основе классификации затрат по экономически однородным элементам и статьям калькуляции.
Поэлементная структура
себестоимости продукции
Отнесение производства
к тому или иному типу является
относительным и динамичным, т.к.
с развитием техники и
В настоящее время
преобладает тенденция
В отечественной экономической литературе традиционно выделяются следующие виды себестоимости (рис. )
Рис. Виды себестоимости
В зависимости оттого, какие затраты включаются в себестоимость продукции, себестоимость может быть:
1) производственная себестоимость включает материальные затраты, затраты на заработную плату основных производственных рабочих и общепроизводственные расходы.
2) полная себестоимость представляет собой сумму производственной себестоимости, коммерческих и административно-управленческих расходов.
4) ограниченная себестоимость- (себестоимость по переменным затратам, маржинальная себестоимость) включает затраты, реагирующие на изменение объемов производства – прямые материальные затраты, прямые затраты на заработную плату основных производственных рабочих и переменные общепроизводственные расходы.
В зависимости от принадлежности затрат к организации (отрасли) себестоимость продукции может быть:
1) индивидуальной – свидетельствует о затратах на изготовление конкретного вида изделия.
2) среднеотраслевой – характеризует средние по отрасли затраты на производство продукции данного вида.
Среднеотраслевая
В зависимости от планирования затрат себестоимость может быть:
1) плановой — характеризует затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период;
2) фактической — отражает размеры фактических затрат по всем статьям себестоимости заданный период.
В зависимости от степени готовности продукции и ее реализации себестоимость может быть валовой, товарной, отгруженной и реализованной.
В системе управленческого
учета себестоимость
2. Себестоимость произведенной продукции и себестоимость реализованной продукции.
Производственные затраты (основной труд, основные материалы и производственные накладные расходы) аккумулируются и показываются в виде отчета о произведенной продукции и отчета себестоимости реализованной продукции. Эти отчеты могут быть составлены отдельно или объединены в отчет о себестоимости произведенной и реализованной продукции.
Себестоимость произведенной продукции учитывает производственные затраты, отнесенные на готовую продукцию, произведенную за период. Для вычисления себестоимости произведенной продукции производственные затраты, понесенные в течение периода увеличиваются или уменьшаются на чистое изменение незавершенного производства (начальный остаток незавершенного производства минус конечный остаток незавершенного производства).
Себестоимость реализованной продукции показывает те расходы, которые сопоставляются с доходом. Для вычисления себестоимости реализованной продукции себестоимость произведенной продукции увеличивается на чистое изменение в запасах готовой продукции (начальный остаток готовой продукции минус конечный остаток готовой продукции).
Себестоимость произведенной продукции = НЗП на начало отч. п..+ Производственные затраты за период - НЗП на конец отч. п
Себестоимость реализованной продукции = ГП на начало отч. п. + Себестоимость произведенной продукции - ГП на конец отч. п.
4. Позаказный
метод учета затрат и
Позаказный метод учета себестоимости используется в мелкосерийном производстве продукции или при индивидуальном ее изготовлении (единичное производство) в соответствии с требованиями заказчика – в строительстве, авиационной и судостроительной промышленности. Позаказное калькулирование используется на предприятиях сферы услуг при изготовлении мебели, пошиве одежды по индивидуальным заказам, ремонте автомобилей, телевизоров и оказании прочих услуг.
Сущность данного метода заключается в следующем: все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой) распределения.
Объектом учета затрат и объектом калькулирования при этом методе является отдельный производственный заказ. Вид заказа определяется договором с заказчиком. В нем же оговариваются стоимость, оплачиваемая заказчиком, порядок расчетов и передачи продукции (работ, услуг), срок выполнения заказа. До момента выполнения заказа все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. Другими словами, при этом методе затраты на производственные материалы, оплату труда производственных рабочих и общезаводские накладные расходы относят на каждый индивидуальный заказ или же на произведенную партию продукции.
Если заказ представлен единичным изделием, то его себестоимость рассчитывается путем суммирования всех затрат. Если заказом предусмотрено производство нескольких изделий или их партии, то путем суммирования затрат получают себестоимость изготовления всей партии. Для определения себестоимости одного изделия общие производственные затраты делят на количество единиц продукции в партии.
Учет расходов по отдельным заказам начинается с открытия заказа. «Открыть заказ» - значит заполнить соответствующий бланк заказа (или наряд на выполнение заказа). Этот документ находится в бухгалтерии.