Управленческий учет доходов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение формирования и учета доходов и расходов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть сущность и содержание понятия «затраты организации» и привести их основные классификации;
– раскрыть сущность и содержание доходов и расходов организации;
– рассмотреть классификацию доходов и расходов, формирующих финансовый результат деятельности организации;
– провести анализ основных финансовых показателей деятельности и учетной политики ЗАО «Аргофирма «Красная Заря»;
– разработать предложения по совершенствованию учета затрат, доходов и расходов в ЗАО «Аргофирма «Красная Заря».

Содержание

Введение
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ, ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
5
1.1. Сущность и назначение бухгалтерского управленческого учета
5
1.2. Понятия и основные классификации затрат в управленческом учете
15
1.3. Доходы и расходы организации и их классификация
22
2. ЗАО «АГРОФИРМА «КРАСНАЯ ЗАРЯ» - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
28
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия
28
2.2. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия
30
2.3. Организация бухгалтерского учета и анализ учетной политики
39
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ И ДОХОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
44
3.1 Аналитический и синтетический учет затрат на производство
44
3.2. Аналитический и синтетический учет доходов и расходов
50
3.3. Предложение по совершенствованию учета затрат и доходов в ЗАО «Агрофирма «Красная Заря»
54
Заключение
56
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Учет доходов организации - курсовая.docx

— 135.27 Кб (Скачать файл)

Накладные расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением.

Производственные расходы – это затраты, связанные с процессом производства. Они состоят из трех элементов:

– прямые материальные затраты;

– прямые затраты на оплату труда;

общепроизводственные затраты.

Непроизводственные расходы на связаны непосредственно с производственным процессом, это расходы на сбыт продукции и управление предприятием.

Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Наиболее ярким примером являются цеховые (общепроизводственные) расходы, в которые входят практически все элементы.

Текущие затраты – это затраты отчетного периода, связанные с производством и реализацией продукции. Единовременные затраты – это расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и т.п. Их часто называют дискретными или однократными.

Для принятия решения и планирования различают:

– постоянные, переменные, условно-постоянные (условно-переменные) затраты;

– релевантные и нерелевантные;

безвозвратные затраты;

– вмененные затраты;

– предельные и приростные затраты;

– планируемые и непланируемые.

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.

Постоянные затраты остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Примерами постоянных производственных затрат являются расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов.

В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными. Экономические явления и связанные с ними затраты с точки зрения содержания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев затраты являются условно-переменными (или условно-постоянными). В этом случае изменение деловой активности организации также сопровождается изменением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве примера можно при вести оплату пользования телефоном, состоящую из фиксированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое).

Релевантные затраты – это затраты, отличающие одну альтернативу от другой, учитываемые при принятии управленческих решений. Соответственно, нерелевантные затраты не имеют отношения к принимаемому решению.

Безвозвратные затраты – это произведенные ранее затраты, которые не могут быть изменены никакими управленческими решениями.

В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.

Категория «вмененные затраты» присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности.

Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. Приростные затраты в расчете не на весь выпуск, а на единицу продукции, называются предельными (маржинальными).

Планируемые это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции. Непланируемые – затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции.

Наконец, для осуществления функций контроля и регулирования в управленческом учете различают затраты:

- регулируемые и нерегулируемые;

- эффективные и неэффективные;

- контролируемые и неконтролируемые.

Регулируемые затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. В целом на предприятии все затраты регулируемы, но не все затраты могут регулироваться на низших уровнях управления. Например, администрация предприятия имеет право регулировать приобретение производственных запасов, нанимать людей на работу, организовывать отдельные производственные участки, цехи и т.д. В то же время на такие затраты не влияет руководитель низшего звена управления. Затраты, на которые не влияет менеджер данного центра ответственности, называют нерегулируемыми со стороны этого менеджера. Так, мастер заготовительного участка не может влиять на затраты по оплате труда конструкторского отдела и т.п.

Эффективные – затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные – расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные расходы – это потери на производстве. К ним относят потери от брака, простоев, недостачи незавершенного производства и материальных ценностей на общезаводских складах и цеховых кладовых, порча материалов и др.

Для обеспечения действенности системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. К контролируемым относят затраты, которые поддаются контролю со стороны лиц, работающих на предприятии. Неконтролируемые затраты – это расходы, не зависящие от деятельности субъектов управления. Например, переоценка основных фондов, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменения цен на топливно-энергетические ресурсы и другие подобные затраты.

 

 

 

 

 

 

1.3 Доходы и  расходы организации и их классификация

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 [6] доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.

К доходам по обычным видам деятельности можно отнести доходы, непосредственно связанные с основной уставной деятельностью предприятия. Доходы по обычным видам деятельности могут включать:

– выручку от продажи продукции, товаров, выполнения работ и услуг;

– выручку от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, если этот вид деятельности считается основным (арендная плата);

– поступления от предоставления за плату во временное пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, если этот вид деятельности считается основным (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности);

– поступления от участия в уставных капиталах других организаций, если это является уставной деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых являются предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с указанными видами деятельности. Доходы, получаемые организацией от указанных видов деятельности, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим доходам.

Прочими доходами являются:

– поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

– поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

– поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

– прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

– поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

– проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

– штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

– активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

– поступления в возмещение причиненных организации убытков;

– прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

– суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

– курсовые разницы;

– прочие доходы.

Укрупненно, все возникающие доходы различают как:

– связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг);

– прочие, т.е. не связанные с основной деятельностью;

– не учитываемые в целях налогообложения.

Величина доходов определяется на основании первичных документов по реализации товаров (работ, услуг), и из них исключаются суммы косвенных налогов (НДС, акцизов), предъявленные налогоплательщиком покупателю товаров и выделенные в счетах-фактурах.

Прочие доходы – те, которые не связанны непосредственно с основной деятельностью по производству и реализации продукции (работ, услуг).

Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы, увеличивают активы организации без соответствующего увеличения налоговой базы. К ним относятся:

– имущество и имущественные права, полученные в форме задатка, залога в качестве обеспечения обязательств;

– имущество, полученное в качестве взносов в уставный капитал;

– расходы по приобретению и созданию основных средств;

– возврат займов, залогов;

– безвозмездная передача имущества в виде безвозмездной помощи;

– средства, поступившие комиссионеру в пользу комитента или иного доверителя;

– имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования;

– средства, полученные по договорам займа и кредита;

– некоторые другие поступления.

По признаку принадлежности к отчетным периодам доходы подразделяются на:

– доходы данного отчетного периода;

– отложенные доходы (доходы будущих отчетных периодов).

К первой группе относятся доходы, обусловленные ведением хозяйственной деятельности в данном отчетном периоде и признаваемые в расчетах прибылей и убытков этого периода.

Отложенные доходы – полученные в данном отчетном периоде, но участвующие в формировании прибыли следующих отчетных периодов. Например, арендная плата, полученная вперед, выручка от продажи пассажирам месячных и квартальных проездных билетов и т.п.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников общества).

В соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации не признается выбытие активов:

– в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов;

– вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций и иных ценных бумаг не с целью перепродажи;

– по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

– в порядке предварительной оплаты, авансов, задатка;

– в погашение кредита, займа, полученных организацией.

В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности расходы организации подразделяются на расходы по обычным видам

деятельности и прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Основным видом расходов по обычным видам деятельности промышленных и строительных организаций считается себестоимость реализованной (или проданной) продукции, которая отражается в учете по дебету счета 90 «Продажи» субсчета 2 «Себестоимость продаж».

Информация о работе Управленческий учет доходов организации