Учет аренды основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 21:10, контрольная работа

Краткое описание

Задачи и цели данной работы:
1. Изучить аспекты касающиеся арендных отношений как: учет арендной платы, учет затрат по содержанию переданного в аренду имущества, учет санкций предъявленных арендатору, учет затрат связанных с улучшением арендованного имущества, возмещение арендодателю стоимости испорченного имущества и т.д.
2. Открыть счета.
3. Разнести остатки.
4. Заполнить журнал хозяйственных операций.
5. Соотнести данные в оборотно-сальдовой ведомости так, чтобы сальдо начальное было равно сальдо конечному.

Содержание

Введение
1.Понятие и сущность аренды
2. Учет текущей аренды основных средств у арендодателя
3. Учет текущей аренды основных средств у арендатора
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

Таким образом, организации, специализирующиеся на предоставлении в аренду своего имущества, должны рассматривать  арендную плату как доход от обычных  видов деятельности и учитывать  ее в составе выручки от оказания услуг на счете 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка». 

По кредиту указанного субсчета собирается информация о величине арендной платы, причитающейся арендодателю в отчетном периоде. Расходы, связанные  с ее получением, учитываются по дебету счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж». На основе сопоставления  дебетового оборота по счету 90-2 и  кредитового оборота по счету 90-1 определяется финансовый результат (прибыль, убыток), который отражается на счете 90 «Продажи» субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж». По окончании месяца финансовый результат присоединяется к балансовой прибыли (счет 99 «Прибыли и убытки»  субсчет «Прибыль (убыток) от обычных видов деятельности»). 

Если же предоставление имущества  в аренду не является предметом деятельности организации, поступления, связанные  с предоставлением за плату во временное пользование (временное  владение и пользование) активов  организации, признаются операционными  доходами (п. 7 ПБУ 9/99). Операционные доходы в соответствии с пунктом 11 ПБУ 9/99 подлежат зачислению на счет 91 «Прочие  доходы и расходы». Суммы причитающейся  арендной платы в данном случае накапливаются  по кредиту счета 91 субсчет 1 «Прочие  доходы». Расходы, связанные с арендными  сделками, отражаются по дебету счета 91 субсчет 2 «Прочие расходы». Ежемесячно путем сопоставления дебетового оборота по счету 91-2 и кредитового  оборота по счету 91-1 определяется сальдо, которое отражается на счете 91 субсчет 9' «Сальдо прочих доходов и расходов»  и показывает конечный финансовый результат — прибыль или убыток. 

Договором аренды может быть предусмотрено предварительное  внесение арендатором арендной платы  в счет будущих периодов. Если предоставление за плату во временное пользование  своих активов по договору аренды является предметом деятельности организации, то поступление арендной платы в  счет будущих периодов рассматривается  как обычный авансовый платеж и отражается в учете на отдельном  субсчете счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». 

Если же предоставление имущества  в аренду не является предметом деятельности организации, то суммы арендной платы, поступившие в счет будущих периодов, отражаются в учете арендодателя на счете 98 «Доходы будущих периодов»  субсчет «Доходы, полученные в счет будущих периодов». 

Согласно пункту 15 ПБУ 9/99 доходы от предоставления имущества  в аренду признаются в бухгалтерском  учете исходя из допущения временной  определенности фактов хозяйственной  деятельности при соблюдении трех условий:  
арендодатель имеет право на получение арендной платы, вытекающее из договора аренды; 

сумма арендной платы может  быть определена;         
имеется уверенность в том, что в результате начисления арендной платы произойдет увеличение экономических выгод арендодателя.       
Если не выполняется хотя бы одно из этих условий, арендодатель принимает к учету не доходы, а кредиторскую задолженность.  
Учет затрат по содержанию переданного в аренду имущества  
В соответствии с законодательством в общем случае стороны договора имеют возможность самостоятельно определить порядок проведения всех видов ремонта в договоре аренды. 

Если в договоре аренды (кроме договора аренды транспортного  средства) не установлен порядок проведения ремонта переданного в аренду имущества, то эта обязанность возлагается  на арендодателя. В свою очередь  арендатор обязан поддерживать имущество  в исправном состоянии, проводить  за свой счет текущий ремонт и нести  расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или  договором аренды. 

Существуют два возможных  варианта проведения ремонта в соответствии с условиями договора аренды. Рассмотрим вариант, когда обязанность проведения ремонта за свой счет возложена на арендодателя. В соответствии с законом либо с договором аренды арендодатель может производить ремонт как собственными силами (хозяйственным способом), так и силами стороннего подрядчика (в том числе арендатора). 

У арендодателя стоимость  проведенного ремонта сданных в  аренду основных средств может быть учтена как расходы, связанные с  извлечением доходов (арендной платы), на счете 91 «Прочие доходы и расходы» или на счете 20 «Основное производство»  в зависимости от того, какое значение имеет аренда в производственной деятельности организации.  
В учетной политике арендодателя может быть предусмотрено создание резерва расходов на ремонт основных средств. 

В этом случае в себестоимость  продукции включаются ежемесячные  отчисления на образование резерва. В учете делается такая проводка:  
ДЕБЕТ 20 «Основное производство» КРЕДИТ 96 «Резерв предстоящих расходов», субсчет «Резерв расходов на ремонт основных средств».  
Фактические затраты на проведение ремонта осуществляются за счет начисленной суммы резерва. 

Иногда обязанность по проведению ремонта арендованного  имущества за свой счет возлагается  на арендодателя, но фактически ремонт выполняется арендатором (за счет средств  арендодателя). Чаще всего арендатор  выполняет ремонт в счет причитающейся  с него по договору арендной платы. 

В этом случае операции, связанные  с проведением ремонта, отражаются в учете предприятия-арендодателя следующим образом:  
ДЕБЕТ 20 (26) «Основное производство» КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с арендатором»  
—      отражена стоимость выполненного арендатором ремонта;  
ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с арендатором»  
—      учтен НДС по выполненному ремонту;  
ДЕБЕТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с арендатором» КРЕДИТ 90 (91) «Продажи»  
—      стоимость выполненного ремонта засчитана в счет арендной 
платы. 

Теперь рассмотрим второй вариант, когда в соответствии с  договором аренды обязанность проведения ремонта за свой счет возложена на арендатора. 

Если ремонт проводится арендатором  за свой счет, в бухгалтерском учете  арендодателя затраты по ремонту  основных средств не отражаются. 

Если арендодатель по каким-либо причинам, не связанным с неисполнением  арендатором своих обязанностей по договору аренды, несет расходы, связанные с проведением ремонта  переданного в аренду имущества, то все понесенные им расходы либо возмещаются ему арендатором (при наличии данного соглашения в договоре), либо погашаются за счет собственных средств. 

Если арендатор возмещает  арендодателю все понесенные им расходы  на проведение ремонта переданного  в аренду имущества, то имеет место  факт оказания арендодателем арендатору дополнительных возмездных услуг по ремонту арендованного имущества. Соответственно, в бухгалтерском  учете арендодателя оказание данных услуг должно отражаться так же, как и оказание любых других услуг, сторонним организациям. 

В случае, когда необходимость  в проведении ремонта возникла у  арендодателя в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) арендатором  своих обязанностей по договору аренды, то речь должна идти о возмещении арендатором  убытков, причиненных им арендодателю. 

Если организация сдает  в аренду имущество, специально предназначенное  для сдачи в аренду и учитываемое  на счете 03 «Доходные вложения в  материальные ценности», затраты на проведение ремонта учитываются  в порядке, аналогичном порядку  учета затрат по содержанию объектов основных фондов.  
Учет санкций, предъявленных арендатору 

Если арендатор принял имущество, но нарушил условия его  использования (обращения) и хранения по договору, арендодатель вправе предъявить претензии за нарушение договорных обязательств. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 486 ГК РФ он вправе требовать от арендатора оплаты стоимости  имущества и уплаты процентов  за причиненный вред (ущерб). 

Согласно статье 395 ГК РФ размер процентов определяется в  месте нахождения юридического лица учетной ставкой банковского  процента на день исполнения денежного  обязательства или его соответствующей  части. 

Если убытки, вызванные  неправомерным пользованием денежными  средствами кредитора, превышают сумму  процентов, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей  эту сумму. 

В пункте 8 ПБУ 9/99 установлено, что штрафы, пени, неустойки за нарушение  условий договоров учитываются  в составе внереализационных доходов. Эти доходы принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией. 

В бухгалтерском учете  организации санкции за нарушение  условий договоров учитываются  по дебету счета 91 «Прочие доходы и  расходы» в корреспонденции со счетами  учета расчетов и до их получения  или уплаты отражаются в бухгалтерском  балансе получателя и плательщика  соответственно по статьям дебиторов  или кредиторов. 

Для целей налогообложения  доходы, полученные в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение  договорных обязательств, а также  сумм возмещения убытков или ущерба, также подлежат включению в состав внереализационных доходов. 

В бухгалтерском учете  арендодателя отражение операций по признанию и предъявлению штрафных санкций отражается следующим образом:  
ДЕБЕТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» КРЕДИТ 91-1 «Прочие доходы» 

— предъявлена претензия арендатору; 

ДЕБЕТ 91-2 «Прочие расходы» КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС»  
— учтен НДС с суммы выставленной арендатору претензии; 

ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»  
— получены денежные средства по претензии.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Учет текущей аренды основных средств у арендатора.

 

При передаче имущества в  аренду, право собственности на него остается у арендодателя. Переданное имущество продолжает числиться  на балансе у арендодателя. Арендатор  же принимает указанное имущество  к учету на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды. При этом в учете делается следующая запись:  
ДЕБЕТ 001 «Арендованные основные средства» 

— получено имущество в аренду. 

Аналитический учет по счету 001 ведется по арендодателям, по каждому  объекту арендованных основных средств (по инвентарным номерам, присвоенным  арендодателем). 

При возврате арендодателю арендованного имущества в связи  с истечением срока аренды или  досрочном расторжением сторонами  договора аренды в учете нужно  сделать следующую запись: 

КРЕДИТ 001 «Арендованные  основные средства» озвращено имущество, ранее полученное в аренду.  
Учет расчетов по арендной плате 

За пользование арендованным имуществом арендатор перечисляет  арендодателю арендную плату. Порядок  ее бухгалтерского учета зависит  от того, на какие цели арендатор  использует указанное имущество.  
В соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 расходы признаются организацией в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). 

Применительно к арендной плате это означает, что арендная плата отражается арендатором в  бухгалтерском учете в том  периоде, к которому она относится, независимо от порядка расчетов, предусмотренного договором аренды. 

Если арендованное имущество  используется арендатором при осуществлении  деятельности по производству и реализации товаров (работ, услуг), то арендная плата, уплачиваемая арендатором в соответствии с условиями договора аренды, включается в состав расходов по обычным видам  деятельности и отражается на счетах учета затрат (20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»). 

В бухгалтерском учете  арендатора начисление арендной платы  отражается в этом случае следующими проводками:  
ДЕБЕТ 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы») КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 

— начислена задолженность по арендной плате, включаемой в со 
став прямых производственных расходов; 

ДЕБЕТ 26 «Общехозяйственные расходы» КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»  
— начислена задолженность по арендной плате, включаемой в со 
став общехозяйственных расходов;         

ДЕБЕТ 44 «Расходы на продажу» КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»  
— начислена задолженность по арендной плате, включаемой в со 
став расходов на продажу;   

ДЕБЕТ 19 «НДС по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 

— учтен НДС по арендной плате; 

ДЕБЕТ 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами» КРЕДИТ 51 «Расчетные счета» (50 «Касса») 

— погашена задолженность по арендной плате; 

ДЕБЕТ 68 «Расчеты по налогам  и сборам» субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 «НДС по приобретенным  ценностям»  
предъявлен к вычету «входной» НДС по арендной плате.  
Пример: ЗАО «Рост» арендует у 000 «Шанс» офисное помещение. Арендная плата составляет 118 000 руб. в месяц, в том числе НДС - 18 000 руб. В бухгалтерском учете ЗАО «Рост» операции, связанные с арендой помещения, отражены следующим образом: 

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76 

100 000 руб. (118 000- 18 000)- начислена  задолженность по арендной 
плате без НДС; 

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 

18 000 руб. - учтен НДС; 

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51 

118 000 руб. - перечислена арендодателю  арендная плата;  
ДЕБЕТ 68, субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19  
-18 000 руб. - предъявлен к вычету «входной» НДС по арендной плате (при наличии счета-фактуры). 

Если арендная плата вносится арендатором авансом, то сумма, перечисленная  арендодателю, отражается в учете  арендатора либо на отдельном субсчете счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»), либо на счете 97 «Расходы будущих периодов». 

Информация о работе Учет аренды основных средств