Учет в Древнем Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 19:26, контрольная работа

Краткое описание

На гербе бухгалтеров, признанном в качестве интернациональной эмблемы счетных работников (утвержден Международным конгрессом бухгалтеров в 1946 г., предложен знаменитым французским ученым Ж.Б. Дюмарше), изображены солнце, весы и кривая Бернулли и начертан девиз: "Наука, доверие, независимость". Солнце символизирует освещение бухгалтерским учетом финансовой деятельности, весы - баланс, а кривая Бернулли - символ того, что учет, возникнув однажды, будет существовать вечно.
Цель работы - проследить зарождение и пути развития бухгалтерского учета.
Задача работы состоит в рассмотрении развития учета от древних времен, эпох античности и возрождения до новой эпохи.

Содержание

1.Введение
2. Возникновение и развитие учета в Древнем Египте
Инвентаризация
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Учет в древнем египте.docx

— 27.91 Кб (Скачать файл)

Реферат По дисциплине: «Бухгалтерский учет»

Тема: «Учет в Древнем Египте»

Содержание:

1.Введение  

2. Возникновение и развитие учета в Древнем Египте  

Инвентаризация

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Зарождение бухгалтерского учета вызвано самой хозяйственной деятельностью человека и насчитывает почти шесть тысячелетий. История бухгалтерского учета - это поиск разумных ответов. Иногда он шел успешно, порой приводил к разочарованию, люди впадали в заблуждения, однако, осознав это, начинали поиск заново. История учета - это не путь от победы к победе, а летопись его взлетов и падений.

Точно сказать, когда возник учет и отмечать этот день - невозможно. Учет возникал постепенно, долго и неопределенно. Известны эпохи, когда его не было, и мы знаем эпохи, когда он уже существовал. Но разграничить их не только трудно, но и немыслимо.

60000 лет до н.э. - люди  стали вести хозяйство; бухгалтерский  учет возник как практическая  деятельность. 500 лет назад вышла  книга Л. Пачоли о бухгалтерском учете (трактат). Началось литературное осмысление бухгалтерского учета. 100 лет назад - возникли первые теоретические конструкции бухгалтерского учета (счетоведение).

На гербе бухгалтеров, признанном в качестве интернациональной эмблемы счетных работников (утвержден Международным конгрессом бухгалтеров в 1946 г., предложен знаменитым французским ученым Ж.Б. Дюмарше), изображены солнце, весы и кривая Бернулли и начертан девиз: "Наука, доверие, независимость". Солнце символизирует освещение бухгалтерским учетом финансовой деятельности, весы - баланс, а кривая Бернулли - символ того, что учет, возникнув однажды, будет существовать вечно. 

Цель работы - проследить зарождение и пути развития бухгалтерского учета.

Задача работы состоит в рассмотрении развития учета от древних времен, эпох античности и возрождения до новой эпохи.  

1 Возникновение и развитие учета в Древнем Египте.

 Древний Египет, пожалуй, самая таинственная цивилизация  в истории человечества, за исключением  Атлантиды. Его жители (а по теории  некоторых ученых, вовсе и не  жители) оставили после себя свидетельства  своего могущества и невероятно  высокого уровня развития. 

По мнению ученых, государство в долине реки Нил возникло примерно в начале 4 тысячелетия до нашей эры. Неограниченными хозяевами этой страны были фараоны, у которых было право собственности на все земли и имущество.

В Египте господствовал рабовладельческий строй, что предполагает наличие крупных землевладельцев, у которых во владении имелось много земель и рабов. Для контроля за наличием и движением своего имущества ими и применялись инструменты бухгалтерского учета.

Существуют многочисленные свидетельства ведения учетных записей в то время. Так, египетские землевладельцы должны были уплачивать налог зерном или льном за использование воды Нила для орошения своих полей. Сборщики такого налога должны были как-то отметить его получение от каждого конкретного землевладельца, так как в памяти такой объем информации держать было невозможно. Поэтому они рисовали на домах землевладельцев, уплативших налог, иероглифы, обозначающие, соответственно, зерно или лен.

Как известно, в Древнем Египте была своя письменность, а также материал для фиксации различных данных – папирус. Все учетные записи египтяне делали черной или красной тушью на свитках папируса длиной до 4—5 метров и высотой в 18—24 см. Делалось это для эстетики, например год писали черной, а месяц и день — красной тушью, частные числа — черной, итоги — красной и т. п. Форма папируса предопределяла и табличный вариант регистра. Они назывались «свободными листами».

Для учета наличия и движения имущества жители Древнего Египта строили таблицу, по строкам которой указывались дни, а в столбцах – наименование различных ценностей.  

2 Инвентаризация.

 При I и II династиях фараонов (3400-2980 гг. до н.э.) каждые два года  проводилась инвентаризация всего  движимого и недвижимого имущества  страны. Это объяснялось тем, что  право собственности на землю  и прочее имущество в Египте  принадлежало правящему царю  — фараону. От его имени и  велся учет.

Так называемое “исчисление имущества”, то есть инвентаризация ценностей фараона считалось в Египте столь важным делом, что годы правления царей датировались именно по времени их проведения. Чем больше проведено инвентаризаций — тем мудрее правитель Египта, тем счастливее его народ.

Занимались этим важнейшим государственным делом наши древнеегипетские коллеги — писцы.

Именно они и составляли мощную иерархию власти, власти бюрократической. Не зря говорили, что число писцов в Империи равно числу звезд на небе. Однако среди чиновников писцов особо не уважали. Это были, как сказал Т. Манн, “... вялые души, только и готовые записывать своими тростинками все, что прикажут, они вообще не думали, что могли быть рождены для власти и обобщения, для чего они именно поэтому и не были рождены”. (Иосиф и его братья. М.: ИХЛ, 1968, том 2-ой, стр. 97).

 Начальник — старший  чиновник, часто презирал чиновника  младшего. Вот как проводил «инструктаж» чиновник своего подчиненного: возьми «письменные принадлежности — листы, тростники и тушь — и, пользуясь человеческим письмом, составь перечень имеющихся у нас товаров по их разновидностям — смол, мазей, ножей, ложек, тростей, светильников, а также обуви, светильного масла и цветного стекла. Наименования напишешь черной тушью, а вес и количество — красной, только без ошибок и клякс … ». [том 1-ый, стр. 628].

Однако презрение коллег – бюрократов было обусловлено, прежде всего, завистью к официальному статусу писцов, а их официальное признание было колоссальным. Писец стал настолько значительной фигурой в государстве, что был приравнен к носителю царского опахала — лицу неприкосновенному. И главные писцы Египта стали наравне с носителями стандартов участвовать в торжественной церемонии выхода фараона.

Такие почести воздавались писцам не случайно. Чтобы вести бухгалтерский учет наш коллега должен был овладеть искусством письма и счета, запомнить огромное число знаков, а затем умело применять их сложные комбинации. В этом нелегком деле древнеегипетским писцам покровительствовал их бог — бог мудрости, счета и письма - Тот. Его жена Маат была богиней истины и порядка. В те времена покровители учета знали на ком жениться.

Возможности Тота были весьма разнообразны. Но прежде всего это был бог письменности. Любопытно, что древнеегипетские бухгалтеры называли его писцом божьей книги, изрекшим сущее и создавшим то, чего не было. Отсюда следует очень важный вывод, определяющий психологию бухгалтерского учета и со временем ставший основой важнейшего бухгалтерского принципа – принципа обязательного документирования фактов хозяйственной жизни – «записанное в бухгалтерских книгах и есть существующее». Для бухгалтера существует лишь то, что зафиксировано в первичных документах и отражено в учетных регистрах – в то время эти понятия были тождественны. Записанное есть существующее — эта фраза означает рождение в экономической жизни идеального мира — мира бухгалтерских данных, бухгалтерской информации, существующего совершенно обособленно от мира реальной хозяйственной жизни.

Бухгалтерские данные с этого момента становятся реальным инструментом деятельности хозяйственника.

“Список, опись ценностей, надо полагать, соответствует действительности, так что он не только живописен, но и полезен. Приятно видеть столь исправный и четкий перечень своих товаров, где так единообразно обозначены разнородные вещи. Товар бывает смолистый и жирный, но купец не касается его руками, а орудует им в его письменном выражении. Вещи находятся там, но в то же время они и здесь, причем здесь они чисты и обозримы. Такой список похож на духовную плоть вещей, имеющуюся у них наряду с осязаемой плотью” (там же, том 1-ый, стр. 629).

Однако эта иллюзия надежности бухгалтерских данных породила возникновение старейшего бухгалтерского парадокса, заключающегося в том, что учетная информация практически никогда не соответствует реальному положению дел в хозяйстве.

Позднее, уже в новое время эта проблема примет чисто методологический характер. Пока она существовала в виде фактов естественно присущих каждому хозяйству — естественной убыли, результатов воровства и порчи.

Точности учета были призваны способствовать неустанные молитвы писцов богу Тоту.

“Тот, владыка правды, глава книг — звучала молитва — да даст искусство в писании, способность в иероглифах. О, Тот, приди и руководи мною — взывал к своему богу писец — сделай меня искусным в твоей должности. Прекрасна твоя должность; она лучше всех ... да воскликнет толпа людей: “Велико то, что творит Тот!” Они идут с детьми, чтобы приложить к ним печать твоей должности прекрасной, о мощный защитник. Радуется исправляющий ее”.

Из слов молитвы видно, что наши древнеегипетские коллеги очень любили свою работу. Их оптимизм имел материальную основу.

Лишь писцу — говорили молодому бухгалтеру, вступающему в свои обязанности, — выпадает великая честь: он не платит налоги. На нее нет обложения. Да знаешь ты об этом.

Значение писцов в Среднем царстве возросло до такой степени, что они с презрением смотрели на всех остальных тружеников, занятых тяжелой физической работой. С величайшим самодовольством писцы заявляли, что они считают работы всего населения Египта, освобождены от побоев и защищены от тяжкого труда, в то время как все другие нагружены как ослы.

 Сохранились поучения  отцов и учителей молодым людям, вступающим в школу писцов. В  них доказывается, что хотя корень  учения горек, но плоды его  сладки и при этом в самых  черных красках описываются трудности  и превратности всех профессий, за исключением профессии писца, которая оказывается самой наилучшей  на свете. “Нет писца — говорится  в одном из таких поучений, — лишенного пропитания от  достояния царского дома. Должность  писца — великая должность, письменный  прибор его и свиток папируса  его доставляют ему блага и  богатство”. Недаром благодарят  бога его отец и мать —  он направлен на путь жизни.

Привилегированное положение писцов стимулировало развитие бухгалтерского учета. Шло время, и люди, занимавшиеся учетом, осознали, что инвентаризация только констатирует факты состояния, в то время как более важную роль в хозяйственной жизни играют факты-действия и факты-события.

Действия — это обычные факты, которые характеризуют хозяйственные процессы, например, сбор урожая. События — это незапланированные и неконтролируемые факты, например, падеж скота, воровство. При всех обстоятельствах учет действий и событий был важнее учета состояний, ибо учет изменений — это всегда причина (динамика), а учет состояний, — только следствие (статика) хозяйственной жизни.

Цель текущего учета заключалась, прежде всего, в проверке достоверности фактов получений и выдач: серебра, хлеба, пива и т. д. Факт хозяйственной жизни оформлялся тремя лицами - один отмечал на папирусе число ценностей, намеченных к отпуску, второй проставлял рядом фактический отпуск (сначала отмечал, а потом отпускал) и, наконец, третий сравнивал числа и делал отметки о выявленных отклонениях, проводя продольную черту на проверенных документах.

Ценности со склада могли быть отпущены только при наличии на документе резолюции уполномоченного лица: “подлежит выдаче”. “Заведующий складом” регистрировал отпуск и подкладывал оправдательные документы. Появившееся в Египте правило - сначала зафиксируй отпуск ценностей в первичном документе, а потом выдавай их - дошло, как известно, и до наших дней. Наиболее строго сегодня оно применяется при оформлении кассовых операций. “Кладовщики” по окончании дня должны были составить отчет, в котором отражали движение ценностей по плательщикам и получателям, а внутри этой первичной группировки - по наименованиям ценностей. Отчет подытоживался. Если он состоял из нескольких листов, то подсчитывалась каждая страница отдельно и отчет в целом. Ежедневно составляли сводку данных по складу и по “управлению складами”. Однако все эти сводки хотя и выполнялись ежедневно, содержали уже группировку по наименованию ценностей. Так родился дошедший до нас товарный отчет. Он то и подлежал проверке третьим лицом.

Существенным моментом материального учета было ежедневное выведение остатков. Это было возможным в связи с относительно небольшими объемами хозяйственной деятельности.

Необходимость привлечения к оформлению факта хозяйственной жизни трех чиновников-исполнителей: 1) распоряжающегося ценностями; 2) заведующего этими ценностями (зав. складом); и 3) контролера, была связана с глубоким недоверием к людям, их наклонностям и интересам. Предполагалось, что в этом случае, чтобы что-то сокрыть и украсть три человека должны вступить в сговор. Однако, как справедливо считали древние египтяне, такой сговор если и возможен, то не на долго. Каждый человек может украсть, ибо он страдает от собственной алчности, но эта же алчность порождает и зависть к успехам других людей. Следовательно, несколько человек всегда могут украсть и расхитить имущество, но никогда не смогут разделить украденное. Рано или поздно, кто-то непременно сочтет себя обиженным и обделенным. Этот-то человек и сделает донос. В результате государственная собственность будет спасена. И, в сущности, не столько тогда, когда будет сделан донос, а в самом начале возникновения факта хозяйственной жизни, из-за боязни возможности доноса. Ибо, полагали наши предки, страх, в частности, страх доноса и страшных наказаний, лучший залог честности и порядочности. Этот очень сомнительный подход с точки зрения абсолютной нравственности, тем не менее, обеспечивал достаточную прочность хозяйству страны на протяжении почти 4 000 лет.

Информация о работе Учет в Древнем Египте