Учет в банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 11:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Деньги, кредит, банк»

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры учет в банках.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

 

7. Аналитический учет  и его регистры.

Основными регистрами аналитического учета являются: 
1. Лицевые счета - в них отражаются расчётно-кассовые, ссудные, депозитные и другие операции клиентов банка, а также хозяйственно-финансовые операции самого банка.  
Виды лицевых счетов открываемых по операциям клиентов: 
-расчетные(текущие) 
-депозитные 
-ссудные 
-транзитные 
-по учету средств в расчетах и другие 
Виды лицевых счетов по операциям самого банка: 
-по учету финансовых результатов 
-по учету имущества 
-по учету межбанковских расчетов и другие.

Все счета регистрируются в книге регистрации счетов. Книга может вестись в бумажном или в электронном виде. В книге для каждого номера счета второго порядка открывается отдельная страница. Основные реквизиты книги: 

-дата открытия и закрытия счета 
-дата и номер договора об открытии счета 
-наименование счета, номер счета  
-периодичность выдачи выписок по счету. 
При регистрации счетам присваивается номер. Он содержит от 20 до 25 знаков(5 знаков являются резервными).  
Схема нумерации лицевых счетов (в тетради) 
Общие принципы нумерации: 
-знаки в номере лицевого счета располагаются начиная с первого разряда слева направо. В 1-5 разрядах указывается номер счета второго порядка. В 6-8 разрядах указывается код иностранной валюты, признак драг металлов или признак рубля в соответствии с общероссийским классификатором. Доллар:840, евро:978, фунт стерлингов:826, коды драг металлов имеет цифровое и буквенное обозначение: золото: А98, серебро:А99. В девятой позиции располагается защитный ключ который рассчитывается банком самостоятельно и предназначен для защиты от несанкционированного доступа к информации. В 10-12 разрядах располагается номер структурного подразделения банка. Если 4 или менее 4-х знаков излишни, то эти разряды могут использоваться банком по своему усмотрению, свободные знаки обозначаются нулями. Порядковый номер лицевого счета означает его номер по книге регистрации. Последние три знака в номере корреспондентского счета банка открытого в банке России содержат трехзначный условный номер участника расчетов.  
Первые три знака слева в порядковом номере лицевого счета 14-16 разряды могут использоваться банком для обозначения признака счета(например транзитные) или на другие цели по потребности банка.  
Пример: открытие лицевого счета коммерческой организации находящейся в федеральной собственности для учета средств клиента.  
Все лицевые счета печатаются по единой форме. Основными реквизитами лицевого счета являются: 
-дата предыдущей операции по счету 
-входящий остатков 
-обороты по дебету и кредиту по каждому документу 
-номер корреспондирующего счета 
-вид операции -это условное цифровое обозначение документов проводимых по банковским счетам. 

2. Ведомость остатков по счетам 
Ведомость ведется по счетам 1-ого, 2-ого порядки и счетам аналитического учета с выведением итогов. Ведомость составляется ежедневно. По счетам требующим конфиденциальности(счета вкладов) в общую ведомость включаются сводные итоги в разрезе счетов второго порядка. По этим счетам составляется отдельная аналитическим ведомость.  
Регистр аналитического учета после их рассмотрения подписывается главным бухгалтером. 

 

 

 

 

 

8. Синтетический учет  и его регистры.

Регистрами синтетического учета выступают: 
1.ежедневная оборотная ведомость 
2.ежедневный баланс 
3.отчет о финансовых результатах 
4.ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты (СПОД) 
5.сводная ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты 
1.ежедневная оборотная ведомость составляется по счетам 1-ого, 2-ого порядка разделов и главами счетов. В ней показывают сия остатки на начало периода, обороты за период по дебету и кредиту и остатки на конец периода. При составлении оборотной ведомости на внутримесячные даты обороты показываются за день. На первое число месяца составляется оборотная ведомость за месяц. На квартальные и годовые даты нарастающим итогом с начала года.  
2.ежедневный баланс составляется ежедневно по счетам 1-ого, 2-ого порядка разделам и главам счетов с выведением итогов по активу и пассиву баланса. К ежедневному балансу предъявляются следующие требования: 1. Остатки по счетам показываются в трех колонках: по счетам в рублях; по счетам в инвалюте выраженных в рублях; итого по счету. 2. Баланс составляется в рублях и копейках. 3. Баланс за истекший день должен быть составлен банками не позднее 12 часов следующего рабочего дня. Если банк имеет филиалы, то сводный баланс составляется не позднее 12 часов следующего рабочего дня после составления баланса каждого филиала.  
3.отчет о финансовых результатах ведется нарастающим итогом с начала года. Отчет составляется по символам доходов и расходов с выведением итогов деятельности банка за истекший год. В отчете о фин результатах может быть заполнен только один символ, показывающий этот финансовый результат: либо символ "неиспользованная прибыль", либо символ "убыток". Отчет о фин результатах ведется в электронном виде на бумажном носителе распечатывается на первое число месяца. В период составления годового отчета ведутся два регистра отчета о финансовых результатах: один по балансовому счету 706(фин результат текущего года), второй по балансовому счету 707(фин результат прошлого года). Ведется в рублях и копейках.  
4.ведомость СПОД составляется банком по операциям, проведенным в период между отчетной датой (1января) и датой составления годового отчета (дата его подписания для предоставления на утверждение общего собрания участников банка). Операции проводимые банком в период СПОДа, которые подлежат отражению в специальной ведомости оборотов имеют непосредственное отношение к деятельности банка за истекший год и способны оказать существенное влияние на финансовое состояние банка.  
5.сводная ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты составляется на основании баланса 1января и ведомости оборотов по отражению событий после отчетной даты. В ведомости отражаются: входящие остатки по счетам ежедневного баланса на 1 января, обороты по счетам проведенные в период СПОДа и исходящие остатки по счетам на 1 января с учетом СПОДа. На основании исходящих остатков с учетом СПОДа банк составляет публикуемую форму отчетности которая входит в состав годового отчета банков.  
Регистры синтетического учета подписывается главным бухгалтером и руководителем банка. 

 

9. Банковская документация  и ее группировка.

Документы, используемые банком в учетно-операционной работе выступают основанием для отражения операций в регистрах учета и подтверждения правильности проведенных операций.  
В составе документов выделяют: 
-документы содержащие бухгалтерские записи. Мемориальные документы 
-документы, раскрывающие содержание записей и подтверждающие достоверность. Первичные документы.  
Мемориальные документы это Расчетные документы(платежные поручения, требования, аккредитивы, инкассовые поручения, платежные ордера, банковские ордера), Кассовые документы(приходные и расходные кассовые ордера, денежные чеки, объявления на взнос наличными, препроводительные ведомости), документы по внутрибанковским операциям(мемориальные ордера) 
Первичные документы: акты, справки, счета, накладные и тд. 
Первичные документы прилагаются к мемориальным документам где делается запись о приложенных документах.  
Все мемориальные документы с приложенными первичными документами, подтверждающие совершение совершения операций банком за данный день называются документами дня.  
Формы банковских документов стандартизированы и унифицированы. При необходимости банки могут разрабатывать и утверждать собственные формы документов.  
Данные документов, раскрывающих содержание называются их реквизитами. Стандартные документы содержат следующие основные реквизиты:  
-дата документа,  
-номер документа 
-наименование клиента (ИНН) и его банка (БИК) 
-наименование контрагента (инн) и его банка (БИК) 
-сумма(условно и прописью) 
-номера счетов по дебету и кредиту  
-назначение платежа 
-коды технической обработки 
-подписи клиента и печать, подписи банка  
Банковские документы должны быть заполнены с применением средств вычислительной техники. Кассовые документы дополнительно за полнятся от руки. Исправления в документах не допускаются, даже если они оговорены. Документы изготавливаются методом мультипликации, т.е их количество должно быть достаточно для совершения бухгалтерских записей по всем затронутым данной операцией лицевым счетам. 

 

10. Организация документооборота  в банке.

Документооборот это прохождение банковских документов по инстанциям в определенной их последовательности от начала оформления операции и до ее завершения с отражением в учете банка.  
Банк разрабатывает графики документооборота по отдельным банковским операциям и определяет "продолжительность" операционного дня. Операционный день включает в себя операционное время в течение которого совершаются банковские операции, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий отражение проведенных операций в учете текущего дня.Порядок осуществления документооборота как по отдельным операциям, так и продолжительность операционного дня утверждается каждым банком самостоятельно.Требования: 
-все документы поступившие в банк в операционное время должны отражаться в учете текущего дня. В послеоперационное время- на следующий день

-основанием для совершения операций  по кор счетам банка открытым в банке России либо др банках выступает полученная от низ выписка о списании(зачислении) средств на кор. счет.  
-документооборот по расходным кассовым операциям строится таким образом, что деньги сначала списываются со счета клиента, затем выдаются через кассу банка. На кассовых документах обязательно должны быть подпись контролера. По приходным кассовым операциям наоборот.  
-Прием документов от клиентов юр лиц в течении операционного дня производится непосредственно операционистом. Эти документы могут передаваться как на бумажных носителях, так и в виде электронных платежных документов передаваемых по каналам связи или иным образом.  
Во внеоперационное время документы на бумажных носителях сдаются в банк через ящик. Документы хранятся в бумажной и электронной форме. На бумажном носителе документы хранятся в сшивах за каждый день в возразтающем порядке номеров счетов по дебету. Срок хранения этих документов 5 лет. В отдельные сшивы помещаются кассовые документы, документы по вкладам граждан, по потребительским кредитам, по операциям с инвалютой и тд. Хранение документов в электронном виде осуществляется как минимум на двух носителях. Бумажные документы хранятся в архиве. Не сброшюрованные бух документы должны хватиться в бухгалтерии в специальных несгораемых шкафах. На архивное хранение они должны передаваться не реже одного раза в месяц, не позднее 10 числа за истекший месяц. 

 

11. Организация внутрибанковского контроля.

Внутрибанковский контроль – это совокупность приемов и методов, применяемых учетно-операционными работниками для контроля банковских операций. Главная задача внутрибанковского контроля: обеспечение законности в выполнение операций и сохранности средств и ценностей.

Основные задачи внутрибанковского контроля состоят в том, чтобы обеспечить:

1) Выполнение банком требований  федеральных законов и нормативных  актов банка России.

2) Определения в документах и  соблюдение установленных процедур  и полномочий при принятии  любых решений, затрагивающие интересы  банка, его собственников и клиентов. 3) Принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка.

4) Выполнение требований по эффективному  управлении рисками банковской  деятельности.

5) Сохранность активов банка (имущество).

6) Адекватное отражение операций  банка в учете.

7) Надлежащее состояние отчетности, позволяющее получить адекватную  информацию о деятельности банка  и связанных с ней рисков.

8) Эффективное взаимодействие с  внешними аудиторами – органами Государственного регулирования и надзора.

9) Достоверность учета и отчетности  организации внутреннего контроля, предупреждение и устранение  нарушений законодательств сотрудниками  банка, нормативных актов и стандартов  профессиональной деятельности.

Внутренний контроль банка должен быть направлен на ограничение рисков, на обеспечение порядка проведения операций, которые способствуют достижению, установленных банком целевых ориентиров при соблюдении законодательства и нормативных актов банка РФ. Внутренний контроль рекомендуется осуществлять по линии административного и финансового контроля. Административный контроль состоит в обеспечении и поведении операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии банком полномочиями и процедурами принятия решений поведения операций. Финансовый контроль состоит в обеспечении операций в строгом соответствии с принятой и закрепленной документами политикой банка, применительно к разным видам финансовых услуг и правильного отражения их в учете и отчетности.

 

12. Счета клиентов по основной деятельности: назначение и порядок открытия.

Счета клиентам открываются на основании договора банковского счета. Эти счета могут быть предназначены: 
-для ведения расчетов по основной деятельности клиентов юр.лиц и ИП(Расчетные счета, кор счета, субкорреспондентские счета и бюджетные счета.) 
-текущие счета для осуществления расчетов физ.лиц не связанных с предпринимательской деятельностью 
-для осуществления брокерских и доверительных операций(счета доверительного управления, специальные банковские счета) 
-для хранения средств юр. и физ.лиц(счета вкладов и депозитов) 
Открытие клиентам банковских счетов осуществляется только после проверки правоспособности(дееспособности) клиента. Счета открываются после предоставления в банк комплекта документов. В зависимости от вида счета существуют особенности в составе документа.  
Для открытия р/с юр лицу в банк представляется: 
-свидетельство о гос регистрации 
-учредительные документы 
-лицензии выданные юр лицу 
-карточка с образцом подписи и оттиском печати 
-документы подверждающие полномочия лиц указанных в карточек распоряжениям счета 
-свидетельство о постановке на налоговый учет 
Для открытия р/с филиалу юр.лица необходим тот же комплект документов плюс дополнительно: 
-положение о филиале 
-документы подверждающие полномочия филиала 
-свидетельство о постановке на налоговый учет по месту нахождения филиала. 

Информация о работе Учет в банках