Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 00:12, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с дебиторами. Исходя из цели курсовой работы будут решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию дебиторская задолженность.
2. Рассмотреть организацию и классификацию расчетов с дебиторами.
3. Изучить нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета дебиторской задолженности.
Исполнительным органом является директор ООО «Сила» Травин Игорь Александрович.
Как и любое юридическое лицо, ООО «Сила» имеет в собственности обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Сила» является крупнейшей
компанией по производству бетонных
блоков и керамзитобетонных блоков
(фундаментных, стеновых и перегородочных),
оборудованию для производства бетонных
блоков и керамзитобетонных блоков,
и продаже различных
В 2008 году ООО «Сила» зарегистрировала патент №79487 на «Вибростанок для производства бетонных блоков «СГС-1». Этот патент был зарегистрирован в государственном реестре Полезных моделей Российской Федерации 10 января 2009 года.
Партнерами ООО «Сила» являются многие строительные организации и торговые фирмы Москвы и Московской области.
ООО «Сила» имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием.
В положении по учетной политике организации на 2009 год (приложение 3) сказано, что бухгалтерский учет ведется в соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» №129 от 21.11.1996г., положениями по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, положениями по бухгалтерскому учету, планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина.
Классификация доходов и расходов распределяется в целях бухгалтерского учета по обычным видам деятельности (ПБУ 9/99 и 10/99).
2.2 Бухгалтерский учет дебиторской задолженности в ООО «Сила»
В соответствии с Рабочим планом счетов организации дебиторская задолженность может отражаться на счетах:
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
63 "Резервы по сомнительным долгам";
66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам";
67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам";
70 "Учет расчетов с персоналом по оплате труда";
71 "Расчеты с подотчетными лицами";
73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
75 "Расчеты с учредителями", субсчет 1 "Расчеты по вкладам в уставный капитал";
76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"; и др.
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому поставщику или подрядчику, а также по каждому предъявленному ими счету.
Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а в порядке расчетов плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику.
В ООО «Сила» сведения о
дебиторской задолженности
в Бухгалтерском балансе (форма №1);
в разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5)(приложение 2).
При составлении бухгалтерской
отчетности главный бухгалтер ООО
«Сила» группирует дебиторскую задолженность
по срокам образования. При краткосрочной
задолженности платежи
Дебиторская задолженность,
платежи по которой ожидаются
более чем через 12 месяцев после
отчетной даты (строка 230), и дебиторская
задолженность, платежи по которой
ожидаются в течение 12 месяцев
после отчетной даты (строка 240), отражаются
в разделе II «Оборотные активы» актива
баланса. В балансе отдельно указывается
дебиторская задолженность
2.3 Инвентаризация расчетов с дебиторами
Согласно Федеральному закону
от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»,
организация для обеспечения
достоверности данных бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Порядок проведения инвентаризации по расчетам с дебиторами регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.95г. №49 (далее по тексту Методические указания).
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации.
Однако, в соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона №129 и п.1.5 Методических указаний, проведение инвентаризации обязательно:
· при передаче имущества
организации в аренду, выкупе, продаже,
а также в случаях, предусмотренных
законодательством при
· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Исключение составляют основные фонды и библиотечные фонды, инвентаризация которых может проводиться один раз в три года и один раз в пять лет соответственно. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
· при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
· при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
· в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
· при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса.
· при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации обязательно проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
Для проведения инвентаризации в ООО «Сила» создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой входят директор, главный бухгалтер и бухгалтер по расчетам.
Для документального оформления
проведения инвентаризации и отражения
ее результатов в учете
Инвентаризация расчетов
проводится с целью документального
подтверждения наличия
В соответствии с п.73 Положения
по ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности, утвержденной
приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н, расчеты
с дебиторами и кредиторами отражаются
каждой стороной в своей бухгалтерской
отчетности в суммах, вытекающих из
бухгалтерских записей и
Таким образом, даже если в
бухгалтерском учете
Только если по итогам сверки неправильность данных будет доказана другой стороной, и с этим согласится сама организация, бухгалтерские записи могут быть приведены в соответствие с реально оказанными объемами услуг (выполненных работ, поставленной продукции) с учетом наличия правильно оформленных первичных учетных документов. Без наличия таких документов организация не вправе, только лишь на основании одного акта сверки, производить дополнительные или сторнировочные записи.
Результаты инвентаризации оформляются актом по форме № ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" (утвержден постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии.
В акте указывается:
1. наименование организации дебитора (кредитора);
2. счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;
3. суммы задолженности,
согласованные и не
4. суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.
В отдельном порядке по графам 4, 5 и 6 данной формы приводятся сведения о задолженности, подтвержденной дебиторами (графа 4 формы), не подтвержденной дебиторами (графа 5 формы), а также о задолженности с истекшим сроком исковой давности (графа 6 формы). Не подтвержденные контрагентами суммы задолженности по причине неполучения от них актов сверки заносятся в графу 5 акта по форме №ИНВ-17.
К акту инвентаризации по указанным видам задолженности должна быть приложена справка (Приложение к форме №ИНВ-17). Справка составляется в одном экземпляре в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета и является основанием для составления акта.
Инвентаризацию проводят в присутствии лица, ответственного за ведение документов по расчетам с контрагентами. Если ответственный работник отсутствует, выверка сумм и документов проводится без него. На результаты инвентаризации это не влияет. В то же время отсутствие одного из членов комиссии в момент инвентаризации дает основание считать ее результаты недействительными. В данной ситуации рекомендуем назначить таким сотрудникам приказом руководителя замену.
В соответствии с п.77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н, на основании данных проведенной инвентаризации дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списываются на уменьшение резервов по сомнительным долгам или на финансовые результаты.
В соответствии с Инструкцией
по применению Плана счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
В ООО «Сила» 25 декабря 2008 года была проведена инвентаризация. Результаты инвентаризации были оформлены приказом директора и следующими бухгалтерскими записями (табл.2.1.):
Таблица 2.1.
Результаты инвентаризации с покупателями и заказчиками
Хозяйственная операция
Документ – основание
для регистрирования хоз.
Дебет
Кредит
Включены в состав прочих доходов суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Акт инвентаризации (ф.№ИНВ-17)
Приказ
62
91
Списана за счет резерва по сомнительным долгам сумма дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности
Акт инвентаризации (ф.№ИНВ-17)
Приказ
63
62
Списана на прочие расходы
сумма дебиторской