Учет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.
В процессе своей деятельности организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты как внутри организации (расчеты с персоналом по заработной плате, с подотчетными лицами, с персоналом по прочим операциям), так и вне ее (расчеты с поставщиками за приобретенную у них продукцию, с подрядчиками за выполненные работы и услуги, уплата налогов, получение выручки за реализованную продукцию от покупателей и др.).

Вложенные файлы: 1 файл

бух.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

 

N п/п

Содержание операции

Корр. счета

Дебет

Кредит

2.6.

Выставление аккредитива:

  • За счет собственных средств
  • За счет кредита банка

55

55

51,52

66,67

3.

Отражение курсовой разницы по валютному счету:

3.1.

Положительная (понижение курса национальной валюты)

52

91

3.2.

Отрицательная (понижение курса иностранной валюты)

91

52


 

При ведении журнально-ордерной формы учета аналитический учет по счету 55 организуется в журнале-ордере № 3 на основании выписок банка по лицевым специальным субсчетам.

Учет денежных переводов пути

На счете 57 «Переводы в пути» учитываются денежные средства:

  • Внесенные организацией в кассу почтового отделения или сберегательную кассу для зачисления на расчетный счет поставщика, если перевод денег осуществляется более одного дня
  • Переданные инкассаторам для зачисления на расчетный счет, если зачисление денег производится на следующий день
  • Перечисленные для продажи валютной экспортной выручки и др.

Основанием для принятия на учет сумм по счету 57 «Переводы в пути» являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы, почтового отделения, либо  копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и др.

При осуществлении перевода денег, занимающего более одного дня, необходимо сделать проводку по дебету счета 57. При зачислении денежных средств по назначению на основании соответствующих документов делается запись по кредиту счета 57.

Синтетический учет операций организуется в журнале-ордере № 3.

Счет 57: активный, сальдо дебетовое,  на нем учитываются средства, как в отечественной, так и в иностранной валюте, т.е. средства, внесенные в кассы банков или кассы почтовых отделений для зачисления на счета организаций, но еще не зачисленные по назначению.

N п/п

Содержание операции

Корр. счета

Дебет

Кредит

Осуществлен денежный перевод

57

50

Перечислена часть валютной выручки для продажи

57

52

Зачислены переводы на счета в банке

51,52

57


 

Инвентаризация денежных средств и порядок отражения ее в бухучете

Ревизия кассы

Методическими указаниями по инвентаризации определено, что ревизия кассы должна производиться в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ.

Инвентаризации кассы проводятся в сроки, определенные руководителем организации, а также при смене кассиров (внезапная инвентаризация). Ревизию кассы могут производить учредители предприятия, аудиторы (аудиторские фирмы), банки. Особое внимание уделяется соблюдению кассовой дисциплины и обеспечению сохранности денежных средств. Предложения и рекомендации по устранению выявленных в ходе проверок кассовой дисциплины недостатков, а также причин и условий, способствующих совершению хищений и злоупотреблений, обязательны для выполнения предприятием.

На дату проведения инвентаризации должен быть подведен остаток денежных средств по кассе. В ходе ревизии проверяются полистно:

  • наличные деньги (раздельно отечественная и иностранная валюты)
  • денежные документы
  • ценные бумаги
  • бланки строгой отчетности.

Расписки на выданные наличными суммы, не оформленные расходными кассовыми ордерами, в остаток по кассе не включаются. Все денежные средства, не принадлежащие организации, при их обнаружении, считаются излишками и приходуются.

Результаты инвентаризации оформляются актом инвентаризации наличных денежных средств по форме № ИНВ-15. Акт заполняется в 2-х экземплярах (в бухгалтерию, МОЛу), подписывается всеми членами ревизионной комиссии.

При выявлении недостач или излишков на оборотной стороне акта МОЛ пишет объяснение о причинах их возникновения, а руководитель по результатам инвентаризации принимает решение об их списании.

N п/п

Содержание операции

Корр. счета

Дебет

Кредит

1.

На сумму выявленных в ходе инвентаризации наличных денежных средств

50

91

2.

При выявлении недостачи:

2.1.

Отражена недостача наличных денежных средств в кассе

94

50

2.2.

  • Сумма недостачи отнесена на виновное лицо
  • Сумма недостачи внесена виновным лицом в кассу предприятия
  • По исполнительному листу по решению суда удержана из оплаты труда виновного лица сумма недостачи (не более 50%)

73

50

 

70

94

73

 

73

2.3.

Списана недостача на финансовые результаты предприятия в случае отказа судом во взыскании с МОЛ

91

94


 

Инвентаризация денежных средств на банковских счетах

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном, валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухучета, с данными выписок банков.

Суммы, указываемые в банковских выписках по кредиту сравниваются с показателями по дебету счета 51, а суммы, указанные в выписках по дебету, сверяются с кредитом счета 51.

Целесообразно производить проверку сумм, выплаченных в качестве вознаграждения банкам за расчетно-кассовое обслуживание. На эти суммы могут быть не представлены первичные документы: банк снимает вознаграждение в соответствии с договором на расчетно-кассовое обслуживание. Эти суммы отражаются в составе операционных расходов (91/51).

Также проверяется наличие первичных документов на суммы вознаграждений за использование принадлежащих организации средств (проценты на остаток денежных средств) (51/91).

Инвентаризация денежных средств на валютных счетах осуществляется в том же порядке, что и по расчетным счетам. Однако проверяется не только фактическое наличие средств на валютном счете и их соответствие данным бухучета, но и правильность пересчета валютных средств в рублевый эквивалент, порядок применения курса ЦБ РФ.

Суммы, отраженные на счете 57, могут включать остаток денежных средств, внесенных в кассы организации, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации.

Инвентаризация сумм, находящихся на специальных счетах в банках и отражаемых на счете 55, включает в себя проверку всех данных по субсчетам, правильность оформления аккредитивов, чековых книжек. Также проверяются остатки неиспользованных сумм, которые должны быть возвращены в банк на соответствующие счета, за счет которых осуществлялось открытие специальных счетов.

 

  • 24. 10.2.2. Документальное оформление движения денежных средств в кассе

  •  
    Кассовые операции оформляются с применением унифицированных форм первичной документации, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18.08.98г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»: приходный кассовый ордер (форма № КО-1), расходный кассовый ордер (форма № КО-2), журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма № КО-3), кассовая книга (форма № КО-4), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5). 
     
    Прием наличных денег в кассу производится по приходному кассовому ордеру (форма №КО-1). Приходный кассовый ордер выписывает работник бухгалтерии в одном экземпляре на основании кассовых и товарных чеков, авансовых отчетов и других документов. Приходный кассовый ордер подписывается главным бухгалтером или уполномоченным лицом и передается в кассиру для исполнения по нему операции по приему наличных денег в кассу организации. Приходный кассовый ордер состоит из двух частей – самого приходного кассового ордера и квитанции к нему. Лицу, внесшему в кассу наличные денежные средства, выдается квитанция о приеме денег к приходному кассовому ордеру за подписью главного бухгалтера и кассира, заверенная печатью кассира или оттиском кассового аппарата. 
     
    Выдача наличных денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам (форма №КО-2) или надлежаще оформленным документам (платежная ведомость, расходная ведомость, заявление на выдачу денег и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны главным бухгалтером и руководителем организации. 
     
    Расходный кассовый ордер заполняется работником бухгалтерии в одном экземпляре и передается кассиру для исполнения по нему операции по выдаче наличных денег из кассы организации. Он состоит из двух частей – распорядительной и оправдательной. Распорядительная часть содержит указание на выдачу денежных средств в соответствии с указанным основанием. Оправдательная часть является распиской лица, указанного в распорядительной части расходного кассового ордера, в получении денежных средств  
     
    В тех случаях, когда на документах, прилагаемых к расходному кассовому ордеру (заявлениях, счетах и др.), есть разрешительная надпись руководителя организации, его подпись на расходном кассовом ордере не обязательна. 
     
    При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или документу его заменяющему отдельному лицу кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя и отбирает расписку получателя. 
     
    Оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производится кассиром по платежным ведомостям (расчетно-платежные) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя. 
     
    На титульном листе платежной ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера. 
     
    По истечении установленного срока выплаты заработной платы, пособий, стипендий кассир должен: 
     
    а) в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки: «Депонировано»; 
     
    б) составить реестр депонированных сумм; 
     
    в) в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. 
     
    г) записать в кассовую книгу, фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: "Расходный кассовый ордер №. 
     
    Депонированные суммы сдаются в банк, и на сданные суммы составляется один общий расходный кассовый ордер. 
     
    Бухгалтерия производит проверку отметок, сделанных кассиром в платежных (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм. 
     
    Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а так же расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны механизированным способом. 
     
    Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются. 
     
    При получении приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир обязан проверить: 
     
    а) наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющим его документе разрешительной надписи (подписи) руководителя или лиц на это уполномоченных; 
     
    б) правильность оформления документов; 
     
    в) наличие перечисленных приложений. 
     
    В случае несоблюдения одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления. Приходные и расходные ордера или заменяющие их документы после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года). 
     
    Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма №КО-3). 
     
    Все поступления и выдачи наличных денег организации учитывают в кассовой книге (форма №КО-4). 
     
    Каждая организация ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации. 
     
    Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. 
     
    Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера организации или лица, его заменяющего. 
     
    Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист кассовой книги (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. 
     
    Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации. 
     
    При условии обеспечения полной сохранности кассовых документов в организации кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограмм "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма «Отчет кассира». Обе формы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и иметь все реквизиты кассовой книги. Нумерация листов осуществляется автоматически. 
     
    В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» последним за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, за год. 
     
    При выдаче наличных денежных средств из кассы необходимо соблюдать предельный размер расчетов наличными, установленный для юридических лиц. Согласно Указанию ЦБ РФ «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» от20,06,2007 г. № 1843-У начиная с 22.07.2007 г. он составляет 100 тысяч рублей по одному договору.

     

    25 Документальное оформление поступления и выбытия основных средств  
    Учет основных средств это пообъектный учет, и поэтому важно определить инвентарный объект, являющийся единицей бухгалтерского учета основных средств.  
    Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту основных средств (инвентарному объекту) независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации, должен присваиваться при принятии его к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер, под которым данный объект числится до момента выбытия.  
    Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним, как правило, на весь период его нахождения в данной организации.  
    Инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов (преданных безвозмездно, реализованных, ликвидированных по ветхости и другим причинам) не рекомендуется присваивать вновь принятым к бухгалтерскому учету в течение 5 лет по окончании года списания. Такой порядок устранит возможные ошибки в бухгалтерских записях при отражении операций, относящихся к выбывшим и вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам.  
    Присвоенный объекту инвентарный номер указывается в первичных документах, являющихся основанием для принятия к бухгалтерскому учету объектов и отражения в учете других касающихся его изменений.  
    Все хозяйственные операции, связанные с движением основных средств, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.  
    Первичные документы по учету движения основных средств следует выписывать в минимальном количестве экземпляров, при этом необходимо исходить из требования обеспечения контроля за сохранностью основных средств.  
    Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме. Формы для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 7 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств.  
    К ним, в частности, относятся:  
    Акт о приеме передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ОС-1) - для оформления поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств;  
    Акт о приеме передаче здания (сооружения) (форма ОС-1а);  
    Акт о приеме передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма ОС-1б);  
    Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма ОС-2);  
    Акт о приеме сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3) - для оформления операций по передаче в ремонт и приемке из ремонта основных средств;  
    Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма ОС-4) - для оформления операций по ликвидации основных средств (кроме автотранспорта);  
    Акт о списании автотранспортных средств (форма ОС-4а) - для оформления операций по ликвидации автотранспорта;  
    Инвентарная карточка учета основных средств (форма ОС-6) - для оформления пообъектного учета основных средств;  
    Акт о приемке оборудования (форма ОС-14) - для оформления принятого на учет оборудования, предназначенного для капитального строительства;

     

    26,27 Арендные платежи обычно обеспечивают арендодателю прибыль не ниже средней нормы на вложенный капитал, а для арендатора реальной становится возможность использовать дорогостоящее имущество без крупных единовременных денежных оттоков и выплачивать арендные платежи по мере полученного прибыли от эксплуатации арендованного имущества.

    В соответствии с НСБУ № 6 «Учет лизинга» аренда в целях бухгалтерского учета подразделяется на лизинг (финансовая аренда), долгосрочную аренду и краткосрочную аренду.

    Долгосрочная аренда – это соглашение, по которому арендодатель передает арендатору имущество за плату во владение и использование или в пользование на срок более 12 месяцев.

    Краткосрочная аренда – соглашение, по которому арендодатель передает арендатору имущество за плату во владение и использование на срок до 12 месяцев.

    Арендная плата - может устанавливаться за все арендуемое имущество в совокупности или отдельно по каждой из его составных частей.

    Субъектами долгосрочной и краткосрочной аренды является арендодатель и арендатор.

    Арендодатель это собственник имущества или лицо, уполномоченное законодательством или собственником сдавать имущество в аренду. Арендатор – это юридическое или физическое лицо, получающее имущество в аренду в соответствии с договором аренды.

    Арендные платежи - это сумма возмещения арендатором арендодателю всех или большей части затрат на приобретение объекта аренды.

    Порядок ведения бухгалтерского учета арендных отношений регулируется НСБУ №6 «Учет лизинга», зарегистрирован министерством юстиции 22 июня 2004 г. № 1374.

    Краткосрочная (текущая) аренда в бухгалтерском учете у арендатора и у арендодателя отражается следующим образом:

    I. Учет краткосрочной  аренды у арендатора

    а) при получении в аренду основных средств:

    дебет 001 «Арендованные основные средства»

    б) при начислении арендной платы:

    дебет  2010, 2310, 2510, 9420

    кредит 6910 «Краткосрочная аренда к оплате»

    в) при перечислении арендной платы:

    дебет 6910 «Краткосрочная аренда к оплате»

    кредит 5110 «Денежные средства в национальной валюте»

    г) при возврате арендованного имущества арендодателю:

    кредит 001 «Арендованные основные средства»

    На практике возможны случаи, когда арендатор перечисляет арендную плату авансом за все последующее периоды. В этих условиях такая плата является как предоплаченная арендная плата и подлежит постепенному списанию на затраты.

    При этом составляются следующие проводки:

    а) на сумму перечисленной предоплаты арендодателю:

    дебет 3110 «Предоплаченная аренда»

    кредит 5110«Денежные средства в национальной валюте»

    б) на сумму ежемесячного списания на расходы арендной платы:

    Информация о работе Учет денежных средств