Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:25, дипломная работа

Краткое описание

Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов между собой, а также с внешними агентами из других стран. Основой этих взаимосвязей выступают расчеты и платежи, в процессе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства.

С помощью потока денег в наличной и безналичной формах - денежного оборота как совокупности всех платежей, опосредующих движение стоимости в денежной форме между финансовыми и нефинансовыми агентами во внутреннем и внешнем экономических оборотах страны - обеспечиваются реализация валового продукта, использование национального дохода и все последующие перераспределительные процессы в экономике. Основную часть денежного оборота составляет платежный оборот, который производится как в денежной, так и в неденежных формах.

Содержание

1. Обзор литературы 5



2. Организационно-экономическая характеристика

предприятия 19

2.1. Организационная структура и экономическая

характеристика ООО "Хром" 19

2.2. Финансовое состояние предприятия 24



3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками 32

3.1. Общие принципы учета расчетов 32

3.2. Документальное оформление учета расчетов

с покупателями и заказчиками

ООО "Хром" 34

3.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

денежными средствами 38

3.4. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

неденежными средствами:

3.4.1. Учет расчетов с использованием

векселей 43

3.4.2. Учет расчетов путем зачета взаимных

требований 46



4. Учета расчетов с покупателями

и заказчиками 49

4.1. Контроль дебиторской задолженности

покупателей 49

4.2. Анализ дебиторской задолженности 51



Выводы и предложения 61



Список использованной литературы 64



Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.DOC

— 410.00 Кб (Скачать файл)

 
 

      Данные  таблицы 13 позволяют сделать вывод, что в структуре дебиторской задолженности удельный вес просроченной ее части велик, в 2000-2001 г.г. она превышала 50% всей задолженности. Снижение ее доли в 2002 г. до 10,4% не связано с улучшением финансового состояния предприятия и повышением его платежеспособности, а лишь является следствием того, что в этот год произошло значительное увеличение общей суммы дебиторской задолженности.

      Обобщающим  показателем возврата задолженности  является ее оборачиваемость, то есть это качественная характеристика состояния расчетов с дебиторами. Коэффициент оборачиваемости рассчитывается как отношение объема продаж по отпускным ценам к средней дебиторской задолженности. Оборачиваемость дебиторской задолженности может быть рассчитана и в днях путем деления количества дней в году на коэффициент оборачиваемости. Данный показатель называется периодом оборачиваемости дебиторской задолженности. На наш взгляд уместным будет расчет данных показателей и для  кредиторской задолженности для дальнейшего сравнения их друг с другом (таблица 14).

      Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности  показывает, сколько раз она образуется и  поступает предприятию за изучаемый  период. Необходимо стремиться к наиболее высокому значению этого коэффициента. Наиболее быстро дебиторская задолженность обращалась в 2000 г., но с каждым годом значение этого показателя снижалась, что вызвало увеличение периода погашения дебиторской задолженности с 7 дней в 2000 г. до 28 дней в 2002 г., что характеризует ухудшение состояния расчетов с покупателями. 

Таблица 14. 

Анализ  оборачиваемости дебиторской и  кредиторской задолженности 

 
Показатели
 
2000
 
2001
 
2002
1.Коэффициент  оборачиваемости дебиторской задол-ти  
53,28
 
20,02
 
12,91
2.Средний  срок оборота дебиторской задол-ти  
7
 
18
 
28
3.Коэффициент  оборачиваемости кредиторской задол-ти  
10,97
 
5,58
 
7,06
4.Средний  срок оборота кредиторской задол-жи  
33
 
64
 
51

 

      Для любого предприятия выгодно, чтобы  оборачиваемость дебиторской задолженности  была чуть больше оборачиваемости кредиторской задолженности, что и достигнуто на данном предприятии.

      Сравнивая периоды оборота дебиторской  и кредиторской задолженности, можно  говорить о выгодном положении предприятия, поскольку оно рассчитывается со своими кредиторами несколько дольше, а получает с дебиторов долги быстрее, таким образом в течении определенного времени предприятие использует в своем обороте дополнительные (бесплатные) средства. При этом средний срок оборота дебиторской и кредиторской задолженности не превышает допустимого среднего срока расчетов 90 дней.

      Однако  не надо забывать, что непогашение  кредиторской задолженности приводит к ее возрастанию и создает  в последующем трудности для  предприятия. В этой связи предприятию  можно порекомендовать уменьшить  срок периода погашения кредиторской задолженности.

      Важное  значение при управлении активами предприятия, к которым и относится дебиторская  задолженность, а также для контроля ее величины имеет управление денежными  потоками. Определение величины денежного  потока позволяет предприятию выяснить, что влияет на формирование денежных средств предприятия, а  именно каковы источники их поступления. В то же время для предприятия немаловажное значение имеет знание и прослеживание каналов расходования денежных средств.

      Для осуществления данной цели определим, по каким направлениям использовались и откуда поступали средства в течении 9 месяцев 2002 г. при этом воспользуемся данными аналитического учета по счетам 50 и 51.

      Видно, что основным источником поступления  денежных средств на предприятие является выручка от реализованной продукции, при этом доля расчетов покупателей и заказчиков за товары значительна и составляет 90,5% - предоплата поставленной продукции, 7,4% последующая ее оплата. На долю расчетов других дебиторов с предприятием приходится 0,7%. Следует отметить, что на предприятии значительна величина средств, поступающих от лица, возвращающих выданные подотчетные суммы. Это значит, что на предприятии нерационально рассчитываются суммы выданных подотчетных сумм, что приводит к отвлечению их из оборота на значительное время. В этой связи предприятию можно порекомендовать улучшить контроль и ведение аналитического учета по счету 71 “Расчеты с подотчетными лицами”.

      Помимо  вышеуказанных, на предприятии отсутствуют  иные источники поступления денежных средств.

      Остаток денежных средств из предприятия  происходит по нескольким каналам, а  именно они расходуются на оплату счетов поставщиков товаров, на оплату труда, для  расчетов с бюджетом и  по внебюджетным платежам, с прочими  кредиторами и др.

      Основная  часть средств расходуется на расчеты с поставщиками и подрядчиками 11,2%, при этом предприятие также  применяет предварительную оплату приобретаемых ТМЦ. На долю выданных авансов приходится 60,4% всех расчетов. Значительная величина средств, направляемая на расчеты с бюджетом 4,1%.

      Как уже отмечалось, значительная доля средств, приходящаяся на выдачу подотчетных  сумм.

      В заключении анализа сопоставим размер выручки от реализации продукции  и величину средств, поступивших  на предприятие от покупателей данной продукции. Из данных видно, что для 1 квартала 2002 г. было характерно превышение поступившей суммы денежных средств над величиной выручки от реализации продукции. Причиной данного превышения может быть только то, что на данный период приходится большая часть полученных авансов от покупателей под поставку продукции. В дальнейшем во 2 и 3 кварталах наблюдается снижение величины поступивших денежных средств.

      В результате проведенного анализа предприятию  рекомендуется проводить анализ денежных потоков как на основе отчетных так и плановых показателей. В качестве отчетных показателей используются данные первичного учета и регулярной отчетности предприятия. Плановые показатели рассчитываются в виде операционного финансового плана, так называемого платежного календаря. Его особенность заключается в том, что предприятие сначала определяет все свои денежные расходы на месяц, а затем все свои расходы на месяц, а потом изыскивает денежные ресурсы для покрытия расходов, если денежных доходов окажется недостаточно. 
 

 
 

Рис. 9. Сопоставление  выручки от реализации продукции  и поступивших денежных средств. 

      Планирование  возможных платежей и источников их покрытия связано с ежедневным контролем за поступлением выручки  от реализации продукции и за оплатой поступающих материальных ценностей как основными направлениями денежных потоков.

      Разработка  экономически обособленного платежного календаря - одно из обязательных условий  эффективного управления денежными  потоками. Оно позволит обеспечить предприятие необходимыми денежными средствами, выявить возможности увеличения выручки от реализации продукции и прибыли, повысить эффективность структуры использования средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  и предложения. 

      Тема  учета расчетов с покупателями и  заказчиками выбрана не случайно. В настоящее время в экономике нашей страны возникли серьезные проблемы, связанные с состоянием платежно-расчетной дисциплины, по осуществлению платежей и взаимной задолженности. Данная тема рассмотрена на примере ООО "Хром".

      Основным видом деятельности данного предприятия является торгово-закупочная и посредническая. Учредителем ООО "Хром" является ООО ПП “Ребус”, поэтому целью предприятия является удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в продукции ООО ПП “Ребус”, реализация продукции, выпускаемой предприятием, а также получение прибыли. Основная часть товаров, реализуемых ООО "Хром", относится к продукции очень важной отрасли химического машиностроения, а в частности, к запорной арматуре (клапанам), футерованной фторопластом для агрессивных сред.

      Как показал анализ экономическое положение  предприятия в течении трех лет  остается нестабильным, о чем говорят  следующие показатели:

  1. Финансовый результат деятельности предприятия в 1999 и 2000 гг. - убыток. Лишь в 2001 г. получена незначительная прибыль.
  2. Снижение собственных средств предприятия.
  3. Анализ финансовой устойчивости показал, что предприятие находится в кризисном состоянии, находит выражение в просроченной задолженности по платежам поставщикам, недоимок в бюджеты, неплатежам по оплате труда и др.
  4. Предприятие нельзя назвать ликвидным.
  5. Предприятие остается неплатежеспособным.

      Однако  утешительным фактом является то, что  в 2001 г. значение коэффициента восстановления платежеспособности больше 1, следовательно, в течении 6 месяцев 2002 г. предприятие имело реальную возможность восстановить свою платежеспособность.

      В процессе своей деятельности ООО "Хром" вступает во взаимоотношения со многими  предприятиями покупателями и заказчиками. Эти взаимоотношения строятся на договорной основе.

      Покупателями  товаров предприятия являются как  юридические, так и физические лица, однако основная часть сделок приходится  на крупные предприятия, имеющих  различную организационно-правовую форму (ЗАО, ОАО, государственные предприятия  и т.п.). заказы на поставку продукции ООО "Хром" данных предприятий на столько велика, что предприятие порой не справляется с планами отгрузки. По этой причине за предприятием существует кредиторская задолженность перед этими предприятиями. Однако в течении трех месяцев оно выполняет свои обязательства. Отгрузка продукции покупателям производится на основании выданных счетов-фактур и других сопроводительных документов.

      Основным  видом расчетов с покупателями и  заказчиками является предварительная  оплата (до 65% всех сделок). Из неденежных форм расчетов применяются векселя (2,1%) и зачеты взаимных требований (28,9%).

      В ООО "Хром" применяется учет реализованной  продукции методом “по отгрузке”. Для учета расчетов с покупателями и заказчиками применяются счета: 41, 44, 62.

      Счет 41 применяется для учета товаров, предназначенных для продажи.

      На  счете 44 учитываются издержки и расходы  по заготовке и доставке товаров  до включения их в фактическую  себестоимость.

      На  счете 90 учитывается реализованная  продукция: по дебету в сумме фактической себестоимости, по кредиту в сумме оплаченной выручки.

      Счет 62/1 применяется для учета расчетов с покупателями и заказчиками, при  этом на отдельных субсчетах отражаются и векселя, полученные от покупателей.

      На  счете 62/2 учитываются средства, поступившие на предприятие в счет предоплаты.

      На  предприятии применяется автоматизированная  форма учета с использованием программы “1С-бухгалтерия”, которая  обрабатывает внесенные в нее  данные первичных документов и выдает обобщенную информацию, что значительно облегчает работу бухгалтеров.

      В результате проведенного аудита выяснилось, что на предприятии все взаимоотношения  с покупателями строятся на договорной основе. Проверенные в ходе аудита договора соответствуют требованиям, предъявляемым к данным видам документов: наличие всех реквизитов, оговорены все условия, подписи принадлежат только тем лицам, кто имеет право их подписывать.

      Проведенный анализ дебиторской задолженности  показал, что значительную часть  в структуре текущих активов  в 2001 г. стала занимать дебиторская задолженность, что говорит о возрастании ее величины. При этом значительные изменения произошли в ее структуре. Если в 2000 и 2001 г.г. основную ее часть составляла задолженность по авансам выданным, то в 2001г. основная ее часть - задолженность покупателей за уже отгруженную продукцию. Данный факт свидетельствует о снижении платежной дисциплины покупателей и уменьшении контроля предприятием за состоянием своей дебиторской задолженности. Предприятию рекомендуется усилить контроль за состоянием расчетов с покупателями и заказчиками путем составления не ежегодных актов сверки по всем предприятиям, а ежеквартальных.

Информация о работе Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками