Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 22:25, дипломная работа

Краткое описание

Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов между собой, а также с внешними агентами из других стран. Основой этих взаимосвязей выступают расчеты и платежи, в процессе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства.

С помощью потока денег в наличной и безналичной формах - денежного оборота как совокупности всех платежей, опосредующих движение стоимости в денежной форме между финансовыми и нефинансовыми агентами во внутреннем и внешнем экономических оборотах страны - обеспечиваются реализация валового продукта, использование национального дохода и все последующие перераспределительные процессы в экономике. Основную часть денежного оборота составляет платежный оборот, который производится как в денежной, так и в неденежных формах.

Содержание

1. Обзор литературы 5



2. Организационно-экономическая характеристика

предприятия 19

2.1. Организационная структура и экономическая

характеристика ООО "Хром" 19

2.2. Финансовое состояние предприятия 24



3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками 32

3.1. Общие принципы учета расчетов 32

3.2. Документальное оформление учета расчетов

с покупателями и заказчиками

ООО "Хром" 34

3.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

денежными средствами 38

3.4. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

неденежными средствами:

3.4.1. Учет расчетов с использованием

векселей 43

3.4.2. Учет расчетов путем зачета взаимных

требований 46



4. Учета расчетов с покупателями

и заказчиками 49

4.1. Контроль дебиторской задолженности

покупателей 49

4.2. Анализ дебиторской задолженности 51



Выводы и предложения 61



Список использованной литературы 64



Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.DOC

— 410.00 Кб (Скачать файл)

      Общая схема синтетических счетов, а  также первичных документов, применяемых  при учете расчетов с покупателями и заказчиками, представлена в приложении 9. 
 

3.3. Учет расчетов  с покупателями  и заказчиками денежными средствами. 

      Своевременный и верный учет расчетов с покупателями и заказчиками имеют большое  значение для дальнейшего расширения производства и укрепления экономики  предприятия.

      Согласно  п.6 принятой на предприятии учетной  политики в целях налогообложения установлен метод определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) - по мере отгрузки. В данной связи для отражения процесса реализации продукции ООО “Хром” использует основные счета: 41 “Товары”, 90 “Продажи” и 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”.

      Счет 41 активный, сальдо показывает стоимость  товарно-материальных ценностей, находящихся  на предприятии в качестве товаров  для продажи. На данном счете на предприятии  учитывают также тару под товаром  и порожнюю. Оборот по кредиту данного счета - стоимость реализованных товаров. К данному счету на предприятии открыты следующие субсчета:

      41-1 - товары на складах;

      41-2 - товары в розничной торговле;

      41-3 - тара под товаром и порожняя;

      41-4 - покупные изделия.

      Реализация  продукции производится по счету 90 “Продажи”. Особенностью его является отражение по дебету и кредиту счета одинакового количества реализованной продукции в разных оценках: по дебету в сумме фактических затрат и НДС, а по кредиту в сумме выручки. Счет сальдо не имеет, так как ежемесячно закрывается в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».  

      С учетом расчетов с покупателями и  заказчиками напрямую связан счет 62, который на предприятии имеет 3 субсчета:

      62-1 - расчеты с покупателями и  заказчиками в рублях;

      62-2 - расчеты по авансам, полученным  за товары

                комитента в рублях;

      62-3 - векселя полученные.

Чтобы определить, какие основные формы  расчетов с покупателями и заказчиками  применяются на предприятии для  дальнейшего их рассмотрения, проведем небольшой анализ счета 62 за 9 месяцев 2002г. 
 

Рис. 3    Структура расчетов с покупателями

 и  заказчиками в ООО «Хром» 
 

      Данные  рис.3 свидетельствуют о том, что  основную часть расчетов с покупателями занимают денежные формы расчетов, при этом 64,7% всех расчетов осуществляются путем предварительного внесения денежных средств на расчетный счет и 4,3% приходится на оплату уже отгруженной продукции. Из неденежных форм расчетов в ООО “Хром” применяются векселя и зачеты взаимных требований. На долю взаимозачетов приходиться 28,9% всех расчетов, а векселей - 2,1%.

      Следовательно, основная часть расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную  продукцию осуществляется через  расчетный счет, который открыт в  филиале АК СБ РФ Кирово-Чепецкое отд. № 5766 г.Кирово-Чепецк.

            Данная операция отражается следующими бухгалтерскими записями, представленными в таблице 8 (рассмотрим на примере реализации в июне 2002 г. в соответствии со счетом-фактуры  № 30377 (приложение 5).

Таким образом, результатом данной поставки стал убыток, понесенный предприятием в размере 670 руб. 

Таблица 8. 

Бухгалтерские записи по счету 62 по договору

 купли-продажи 

Содержание  2002 г. Сумма
Операций Дт Кт руб.
1.Отражение  стоимости отгруженного товара  по договорным ценам с учетом НДС  
62-1
 
90-1
 
19164
2.Списание  на реализацию себестоимость  проданного товара  
90-2
 
41
 
16100
3.Начислен  НДС с реализованного товара  
90-3
 
68
 
3194
4.Списаны  издержки, относящиеся к реализованному  товару  
90-2
 
44
 
540
5.Поступили денежные средства от покупателя  
51
 
62-1
 
19164
6.Списывается  результат от реализации: убыток  
99
 
90-9
 
670

 
 

      Счет 90 “Продажи”, на котором учитываются  доходы и расходы, связанные с  обычными видами деятельности, и формируется  финансовый результат этой деятельности. Открываются субсчета для учета:

  • выручки от продажи (90-1);
  • себестоимости продаж (90-2);
  • НДС (90-3);
  • акцизов (90-4);
  • экспортные пошлины (90-5);
  • прибыли убытки от продажи (90-9) - субсчет по формированию финансового результата от обычных видов деятельности.

      Финансовый  результат от продаж за отчетный месяц  определяется путем сопоставления  совокупного дебетового оборота  по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 и кредитового  оборота по субсчету 90-1. Ежемесячно заключительными оборотами финансовый результат от продажи списывается с субсчета 90-9 “Прибыль/убыток от продаж” на счет 99 “Прибыли и убытки”.

      Однако  продолжим обзор хозяйственных  операций, имевших место не предприятии.

        Как уже отмечалось выше, основная  часть продукции отгружается  покупателю только после предварительной ее оплаты (получении аванса), что является важным моментом в контроле дебиторской  задолженности.

      “Аванс” обозначает средства, полученные от  покупателей в счет оплаты за товар  до момента его отгрузки покупателю (выполнение работ, оказание услуг).

      Для отражения операций, связанных с  предварительной оплатой, в плане  счетов предназначен счет 62/2 “Расчеты по авансам полученным”. По  кредиту  счета 62/2 учитывают получение авансов, по дебету - погашение авансов путем  зачета при расчетах с покупателями за реализуемую продукцию в корреспонденции со счетом 62/1.

      Согласно  приказа Министерства РФ по налогам  и сборам от 27.11.2000 № БГ-3-03/407 “О порядке  исчисления и уплаты налога на добавленную  стоимость” в облагаемый НДС оборот включаются любые получаемые организациями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров, в том числе суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ на счета в учреждения банков либо в кассу. Таким образом, налоговое законодательство требует уплаты НДС только с авансов, полученных в денежной форме. Следует отметить, что  сумма налога на добавленную стоимость выделяется отдельной строкой в расчетных и первичных учетных документах, “на основании которых производятся расчеты при предварительной оплате (авансах)”. Сумма НДС, исчисленная по установленной ставке на основании документов о полученных авансах, отражается в бухгалтерском учете проводкой:

      Дебет 62/2

      Кредит 68, субсчета “Расчеты с бюджетом по НДС”.

      Предоплата (авансы) на предприятие поступают  через расчетный счет. ООО "Хром" связан договорными отношениями  с настолько крупными предприятиями, что суммы разовых заказов  и предоплаты под поставку продукции  достигают 700000 руб.

      По  этой причине на предприятии существует кредиторская задолженность по счету 62-2, то есть предприятием отгружено  меньше, чем поступило предоплаты. Однако в течении 3-х месяцев предприятие  выполняет свои обязательства. 

Таблица 9. 

Бухгалтерские записи по счету 62 по договору купли-продажи при предварительной оплате 

Содержание 2002 г. Сумма
операций Дт Кт руб.
1.Получен  аванс под поставку товара  согласно договора  
51
 
62-2
 
18000
2.Начислен  НДС с поступившего аванса   
62-2
 
68
 
3000
3.Отражена  стоимость отгруженного товара по договорным ценам с учетом НДС  
62-1
 
90-1
 
19164
4.Списана  в реализацию себестоимость проданного  товара   
90-2
 
41
 
16100
5.Списаны  издержки, относящиеся к реализованному  товару  
90-2
 
44
 
540
6.Начислен  НДС на отгруженный товар  
90-3
 
68
 
3194
7.Зачтен  полученный от покупателя аванс  согласно договора  
62-2
 
62-1
 
18000
8.Восстановительная  запись на сумму НДС с полученно  прежде аванса  
68
 
62-2
 
3000
9.Списывается  результат от реализации: убыток  
99
 
90-9
 
670

            Рассмотрим выше предоставленную сделку, но при условии использования предоплаты (таблица 9).

      В ООО "Хром" применяется автоматизированная форма учета. Для ведения бухгалтерского учета используется программа “1С-бухгалтерия”. При данном виде учета на базе ПЭВМ организованно отдельное АРМ бухгалтера по учету реализации, расчетов с покупателями и др.

      В информационную систему АРМ на данном участке учета входят соответствующие  информационные массивы: заготовок  форм первичных документов (документограмма) и выходных регистров (машинограмм), оборотов по счетам, учета расчетов с покупателями, информация о покупателях, остатков по счетам и другие массивы.

      Основой автоматизированной формы учета  валяются данные первичных документов, которые создаются бухгалтером  в диалоговом режиме путем набора необходимых данных на клавиатуре.

      В результате бухгалтер получает информацию о движении и остатках по счетам 62/1 и 62/01 в готовом виде. Информация может быть получена в двух вариантах:

- по  синтетическому счету в разрезе  аналитических

  объектов  в виде оборотно-сальдовой ведомости

  (приложение 10);

- по  объектам аналитического учета  в разрезе 

  синтетических  счетов.

      В обоих случаях программа позволяет  получить как развернутое, так и  свернутое сальдо по активно-пассивному счету 62. 
 

3.4. Учет расчетов  с покупателями  и заказчиками  неденежными средствами. 

3.4.1. Учет расчетов  с использованием  векселей. 

      Как уже  отмечалось выше, в результате обстановки сложившейся в экономике  страны, кризис неплатежей на многих предприятия  ощущается значительная нехватка собственных наиболее ликвидных активов, а именно. Денежных средств. Все это вынуждает предприятия изыскать все новые формы неденежных расчетов. К ним относятся бартерные операции, вексельные расчеты, взаимозачеты, уступка права  требования или перевод долга по договорным обязательствам.

      Поэтому одной из форм расчетов неденежными  средствами, используемой ООО "Хром" является расчеты с использованием векселей.

      Вексель - это разновидность долгового  обязательства, составленного в  строго определенной форме, дающего бесспорное право требовать уплаты обозначенной в векселе суммы по истечении срока, на который он выписан.

Информация о работе Учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками