Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:17, курсовая работа
Бухгалтерский учет - экономическая наука. Впервые о бухгалтерском учете как науке упоминается в трудах Бенедетто Котрульи (1458 г.) и Луки Пачоли (1494 г.). Они положили начало рассмотрению бухгалтерского учета как орудия управления отдельным предприятием, с одной стороны, и как универсальной методологической науки - с другой.
Вместе с тем научное обоснование бухгалтерского учета как экономической науки, его теоретических и методологических основ выполнено значительно позже усилиями ряда ученых и практиков многих стран мира.
В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливаются роль и значение бухгалтерского учета.
ВВЕДЕНИЕ……..…………………………………………………………..3
Бухгалтерский учет кассовых операций ………………………………… 6
Порядок документального оформления кассовых операций …………... 12
Кассовая книга. Строение и порядок оформления …..…………………..14
Порядок организации учета кассовых операций ……………………….. 16
Проведение ревизии кассы……...………………………………………….21
Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. ……26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..................................28
Приложение 1. Глоссарий………………..………………………………. .30
Приложение 2……………………………………………………………….32
— владение бухгалтером лишь учетной техникой. В условиях современного хозяйствования бухгалтер – должен иметь творческие способности и обширные знания для организации учета. Бухгалтер должен уйти от роли фиксатора происходящих событий и стать прогнозистом;
— основные российские бухгалтерские документы весьма специфичны и непонятны для зарубежных коллег. У нас, например, отсутствовали такие сугубо рыночные, экономические категории, как нематериальные активы, уставной и добавочный капиталы, резервы распределение дебиторской и кредиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную;
— несовершенство балансовой информации. У пользователей нашей, российской, бухгалтерской отчетности могли возникать ложные представления о финансовом положении предприятия. Имущество оценивалось по первоначальной стоимости, а дебиторская задолженность без резерва по сомнительным долгам. Создавалась иллюзия, что предприятие обладает мощными основными средствами, на самом же деле могло оказаться, что средства и техника на 80% изношены и практически ничего не стоят;
— отсутствие принципа начисления в бухгалтерском учете, без которого невозможно определить истинную картину состояния дел на предприятии, так как не зафиксировав доходы и расходы, а так же затраты и именно в тот период, когда они формируются, вне зависимости от фактического перечисления денежных средств, невозможно рассчитать, например, ту массу прибыли, которая в дальнейшем пойдет на выплату дивидендов. В балансе отсутствует представление о таких факторах, как репутация клиентуры, фирмы, лидерство в научных разработках, качество товарного знака;
— отсутствие системы управления
и регулирования института
Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п. Многие западные инвесторы и банкиры полагают, что бухгалтерский учет в России не отвечает международным нормам, бухгалтерская отчетность российских организаций не отражает их реального имущественного и финансового положения и вообще «не прозрачна и не надежна». Давление международных валютно-банковских организаций привело к необходимости перехода России на международные нормы бухгалтерского учета, массового переучивания бухгалтеров и аудиторов.
Поэтому в следующем параграфе
я хочу рассмотреть порядок
Порядок документального оформления кассовых операций
С начала 2012 года кассовые операции необходимо осуществлять в новом порядке. Вышедшее из-под пера Центрального банка положение актуально не только для организаций, но на сей раз и для индивидуальных предпринимателей. Для исключения неприятностей при работе с кассой и наличностью стоит немедленно перейти к новым правилам. Разберемся с новым порядком.
Центральный банк России 12 октября 2011 года утвердил Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ № 373-П (далее – Положение № 373-П)[1]. Документ вступил в силу с 1 января 2012 года и определяет порядок ведения кассовых операций с наличными деньгами на территории Российской Федерации в целях организации на ней наличного денежного обращения. Оно распространяется на:
- юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет;
- организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения;
- физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть на индивидуальных предпринимателей. В определенных случаях Положение № 373-П является руководством к действию для получателей бюджетных средств.
Отметим, что Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, который утвержден решением совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40, распространяется на предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности. Как видим, индивидуальные предприниматели в нем не упомянуты.
Согласно Положению № 373-П, кассовые операции - прием и выдачу наличных денег производят из кассы. Место для их проведения (то есть место расположения кассы) теперь определяет руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель (далее - руководитель).
В соответствии с требованиями старого порядка, оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в ее помещении, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк было обязанностью руководителя предприятия. В Положении № 373-П такая обязанность прямо не прописана. В нем лишь указывается на обеспечение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем организации ведения установленных кассовых операций.
Таким образом, оборудовать помещение кассы в 2012 году организации и индивидуальные предприниматели могут по своему усмотрению.
Кассовые операции ведет кассир - кассовый или иной работник, определенный руководителем из числа имеющихся тружеников. Со своими должностными правами и обязанностями кассир должен ознакомиться под роспись. При наличии нескольких кассиров выбирается старший кассир[13. c. 37].
В отличие от старого порядка в Положении № 373-П прописано, что руководитель также вправе проводить кассовые операции.
Обратите внимание, что
в новом порядке ведения
Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, а так же типовые формы договоров о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержден постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85. В этом перечне содержатся кассиры, контролеры, кассиры-контролеры (в том числе старшие), а так же другие работники, выполняющие обязанности кассиров (контролеров).
Формы кассовых документов содержатся в Общероссийском классификаторе управленческой документации ОК 011-93. Он утвержден постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 299.
Как и раньше, кассовыми документами являются приходный и расходный кассовые ордера, расчетно-платежная ведомость, платежная ведомость, кассовая книга.
Приходный кассовый ордер (далее - ПКО) предназначен для приема на личных денег организацией и индивидуальным предпринимателем. По ПКО так же принимаются:
- остаток наличных денег, полученных под отчет;
- наличные деньги, сдаваемые уполномоченным представителем обособленного подразделения в порядке, определенном юридическим лицом.
Расходный кассовый ордер (далее - РКО) служит для выдачи наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя[8. c.83].
Для учета поступающих в кассу и выдаваемых из нее наличных денег ведут кассовую книгу. Что мы и рассмотрим в следующем параграфе.
Кассовая книга. Строение и порядок ведения
Кассовая книга — это регистр аналитического учета, защищающий интересы как кассира, так и организации. Каждая организация может иметь только одну кассовую книгу. Листы в книге нумеруются, прошнуровываются и опечатываются печатью организации. На последней странице книги делается надпись: «В настоящей книге всего пронумеровано __ листов» и проставляются подписи руководителя и главного бухгалтера организации.
Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу. Вторые экземпляры должны быть отрывными, они служат отчетом кассира. Подчистки и недоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются; исправления, сделанные корректурным способом, заверяются подписями кассира и главного бухгалтера. Разрешается ведение кассовой книги с использованием вычислительной техники; регистрация исполнительных кассовых документов в кассовую книгу производится сразу после получения или выдачи денег. По окончании дня кассир обязан подсчитать итоги операций за день, вывести остаток денег в кассе и передать в бухгалтерию отчет с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге (на первом экземпляре):
а) в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки: «Депонировано»;
б) составить реестр депонированных сумм;
в) в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать запись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью.
Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные ордера должны быть заполнены счетными работниками четко и ясно чернилами, шариковой ручкой. Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются. В приходных и расходных кассовых ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.
Кассир обязан независимо от календарного периода сдачи в бухгалтерию отчета (за один, три, пять дней и т. д.) ежедневно подсчитывать обороты за день и остаток на конец дня в кассовой книге.
Порядок организации учета кассовых операций
Оформлять кассовые документы, в соответствии с Положением № 373-П, могут следующие лица:
– главный бухгалтер;
– бухгалтер или другой работник, определенный руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при его наличии) путем издания распорядительного документа;
– руководитель – в случае, если отсутствует главный бухгалтер и бухгалтер. Основанием для оформления кассовых документов служат:
– расчетно-платежные ведомости;
– платежные ведомости;
– заявления;
– счета;
– другие документы.
Перечисленные бумаги должны быть приложены к кассовым документам.
Как и раньше, внесение исправлений в кассовые документы не допускается.
Кто вправе подписывать кассовые документы?
Согласно Положению № 373-П, кассовые документы подписывают:
приходный кассовый ордер – главный бухгалтер или бухгалтер, а при их отсутствии – руководитель, кассир;
расходный кассовый ордер – руководитель, а также главный бухгалтер или бухгалтер, а при их отсутствии – руководитель, кассир.
Кассир должен иметь:
– образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы;
– печать (штамп), содержащую (содержащий) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции.
Если кассовые операции ведет и
кассовые документы оформляет
Способы оформления кассовых документов.
Кассовые документы, кассовая книга,
книга учета денежных средств
могут оформляться двумя
– на бумажном носителе;
– с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение.
При этом кассовые документы распечатываются на бумажном носителе.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации регламентируется Цен
Все хозяйствующие субъекты любых организационно-правовых форм хранят принадлежащие им денежные средства на счетах в банках.
Хозяйствующие субъекты осуществляют платежи своим контрагентам в безналичном порядке через банк.
Центральным банком устанавливается предел расчётов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке.
Для того, чтобы осуществлять расчёты наличными деньгами, хозяйствующие субъекты должны организовать помещение кассы и завести кассовую книгу. Принимать наличные деньги у физических лиц разрешается только путём применения контрольно-кассовой техники[15. c. 113].
Хозяйствующим субъектам разрешается иметь ограниченное количество наличных денег в кассе. Лимит остатка кассы устанавливается по согласованию с обслуживающим банком и не должен превышаться. Если в кассу поступают наличные деньги сверх установленного лимита, они должны в тот же день быть сданы на счёт в банке. Накапливать наличные деньги в кассе на любые цели не допускается (за исключением периода выплаты заработной платы сотрудникам - не более трёх рабочих дней).