Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:44, дипломная работа
На основании изложенного можно сформулировать цель данной работы, это - изучение особенностей бухгалтерского учета кассовых операций на примере конкретного предприятия и предложения путей совершенствования.
В соответствии с оставленной целью сформулируем задачи стоящие перед данной работой:
Рассмотреть нормативное регулирование учета кассовых операций;
Ознакомиться с порядком документального оформления и синтетического учета кассовых операций;
Изучить особенности кассовых операций при применении контрольно-кассовых машин;
Ознакомиться с организационно-экономической характеристикой предприятия выбранного в качестве объекта практического иссследования;
Рассмотреть организацию бухгалтерского учета кассовых операций на предприятии;
Дать практические рекомендации по совершенствованию организации кассовой работы и бухгалтерского учета на выбранном объекте исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты учета кассовых операций 6
1.1. Нормативное регулирование и организация учета кассовых операций 6
1.2. Документальное оформление кассовых операций 10
1.3. Синтетический учет кассовых операций 16
1.4. Особенности учета кассовых операций при работе на контрольно-кассовых машинах 19
1.5. Порядок проведения инвентаризации кассы 26
Глава 2. Практические аспекты учета кассовых операций в ООО «Луч» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Луч» 31
2.2. Организация бухгалтерского учета в ООО «Луч» 35
2.3. Организация кассовой работы на предприятии 41
2.4. Порядок работы кассиров-операционистов 45
2.5. Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе предприятия 47
3. Предложения по совершенствованию учета кассовых операций в ООО «Луч» 50
3.1. Совершенствование организации кассовой работы в ООО «Луч» 50
3.2. Совершенствование учета кассовых операций 53
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 67
Инвентаризацию проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя.
В состав комиссии, как правило, включают представителей администрации предприятия, работников бухгалтерии и других специалистов (например, старших кассиров, специалистов по контрольно-кассовым машинам и т.д.).
По результатам инвентаризации составляют акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15).15
В организации могут также проводиться внезапные ревизии кассы. Такая ревизия возможна:
Ревизию также проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя. Если ревизию проводят по требованию налоговой инспекции, в состав комиссии включают ее сотрудника (проверяющего).
Результаты ревизии отражают в акте о проверке наличных денежных средств кассы (форма № КМ-9).
На основании акта инвентаризации или ревизии бухгалтер должен сделать в соответствующих случаях такие проводки:
Дебет 50 «Касса» Кредит 91-1 «Прочие доходы и расходы» - оприходованы наличные деньги, выявленные в процессе инвентаризации (ревизии);
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 50 «Касса» - отражена недостача наличных денег в кассе организации;
Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»- сумма недостачи отнесена на материально ответственного работника.
Акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15)
Для акта инвентаризации наличных денег предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.
Перед началом инвентаризации работники, ответственные за сохранность ценностей в кассе, дают расписки в том, что все поступившие деньги или другие ценности (например, почтовые марки, чеки, авиабилеты и т.д.) оприходованы, выбывшие - списаны, а все первичные документы по ним сданы в бухгалтерию.
Во время ревизии никакие операции, связанные с приемом или выдачей ценностей из кассы, не проводятся.
Инвентаризационная комиссия составляет акт в 2 экземплярах:
При смене кассира акт составляют в 3 экземплярах:
В акте комиссия указывает, сколько наличных денег, ценностей и других документов (марок, чеков, чековых книжек, путевок, авиабилетов, ценных бумаг) находилось в кассе в момент проведения ревизии.
Главный бухгалтер организации должен указать, какая сумма ценностей числится в кассе по данным бухгалтерского учета.
Акт подписывают все члены комиссии и работник, ответственный за сохранность ценностей (кассир). Если акт не подписал хотя бы один член комиссии, результаты инвентаризации считаются недействительными.
Оборотную сторону акта заполняют, если во время ревизии комиссия обнаружила недостачу или излишки ценностей.
Строку «Объяснение причин излишков и недостач» заполняет работник, ответственный за сохранность ценностей (кассир).
Если была выявлена недостача, руководитель может принять следующее решение:
Решение руководителя фиксируют на оборотной стороне акта. Акт хранят в архиве организации 5 лет.
Акт о проверке наличных денежных средств кассы (форма № КМ-9)
Для акта о проверке наличных денег в кассе предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
Акт предназначен для оформления результатов внезапной ревизии кассы. Как уже упоминалось, такая ревизия может проводиться как по инициативе руководителя организации, так и по требованию налоговой инспекции.
Если ревизию проводят по инициативе руководителя, акт составляют в 2 экземплярах:
Если проверку проводят по инициативе налоговой инспекции, то составляют третий экземпляр акта. Его передают сотруднику налоговой инспекции (проверяющему).
Перед началом проверки с кассира берут расписку о том, что его личных денег в кассе нет.
В акте указывают:
Акт подписывают все члены комиссии, руководитель организации или уполномоченный им сотрудник, налоговый инспектор (если он принимал участие в ревизии) и кассир, ответственный за сохранность денег в кассе.
Если в процессе внезапной ревизии, проводимой с участием сотрудника налоговой инспекции, будет выявлен излишек денег в кассе, организация может быть оштрафована.
За это же нарушение административный штраф может быть наложен и на руководителя организации.
Акт должен храниться в архиве организации в течение 5 лет.16
Общество с ограниченной ответственностью «Луч» (далее ООО «Луч») является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных Федеральным Законами, если это не противоречит предмету и деятельности, определенно ограниченным Уставом общества.
Общество в праве в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и ее пределами. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество было зарегистрировано 17 января 1998 года.
Основной целью
общества является обеспечение жителей
города и области продовольственной пр
Основным видом деятельности Общества согласно Уставу является розничная торговля.
Основными видами деятельности Общества являются:
Структура аппарата управления ООО «Луч» приведена на рис. 2.1.
Рис.2.1. Организационная структура управления ООО «Луч».
ООО «Луч» является стационарным магазином, расположенным на первом этаже жилого дома. Общая площадь магазина составляет 340 кв. м., торговая площадь (включая площадь конторских помещений) – 230 кв. м, склады – 110 кв. м Склады располагаются в подвале магазина. Численность работников магазина составляет 28 человек.
По товарной специализации торговое предприятие можно отнести к комбинированному, объединяющему несколько товарных групп, родственных по общности спроса и удовлетворяющих определенный круг потребностей (торговля продовольственными товарами).
В магазине ООО «Луч» имеется четыре отдела:
Товарная специализация магазина дает определенные преимущества:
Для характеристики экономической деятельности предприятия рассмотрим основные финансовые результаты его деятельности.
Таблица 2.1.
Финансовые результаты деятельности ООО «Луч» за 2002-2004 гг., тыс. руб.
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
Темп роста,% |
Товарооборот |
9473 |
11208 |
13910 |
146,84 |
Себестоимость |
5908 |
7101 |
9292 |
157,28 |
Выручка от реализации |
3565 |
4107 |
4618 |
129,54 |
Чистая прибыль |
2549 |
2977 |
3403 |
133,50 |
Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы:
Наблюдается положительная динамика по всем рассматриваемым показателям, темп роста товарооборота составил 146,84%, что означает его рост в динамике на 46,84%, т.е. почти в полтора раза;
Себестоимость за период выросла на 57,28%, что является негативным моментом (темп роста себестоимости превышает темп роста товарооборота), это свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия.
В целом, выручка от реализации выросла на 29,54%, а чистая прибыль предприятия на 33,5%.
Наглядно динамика финансовых результатов деятельности предприятия представлена на рисунке 2.2.
Рис.2.2. Динамика финансовых результаты деятельности ООО «Луч»
Для боле полной экономической характеристики деятельности предприятия рассмотрим структуру розничного товарооборота (см. таблицу 2.2).
Таблица 2.2
Структура розничного товарооборота ООО «Луч» за 2002-2004 гг.
Наименование отделов |
Абсолютное значение, тыс. руб. |
Структура, % | ||||
2002 |
2003 |
2004 |
2002 |
2003 |
2004 | |
Хлебный отдел |
929 |
953 |
1101 |
9,81 |
8,50 |
7,92 |
Кондитерский отдел |
2750 |
2289 |
3105 |
29,03 |
20,42 |
22,32 |
Отдел мясо-рыба |
4113 |
5264 |
6312 |
43,42 |
46,97 |
45,38 |
Отдел молочных продуктов |
1681 |
2702 |
3392 |
17,75 |
24,11 |
24,39 |
Всего товарооборот |
9473 |
11208 |
13910 |
100 |
100 |
100 |
Данные таблицы позволяют сделать вывод, что основная масса товарооборота приходиться на отдел мясо-рыба. Удельный вес товарооборота по данному отделу составил 45,38% в 2004 году, необходимо отметить, что в динамике данный показатель несколько вырос.