Учет кассовых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:44, дипломная работа

Краткое описание

На основании изложенного можно сформулировать цель данной работы, это - изучение особенностей бухгалтерского учета кассовых операций на примере конкретного предприятия и предложения путей совершенствования.
В соответствии с оставленной целью сформулируем задачи стоящие перед данной работой:
Рассмотреть нормативное регулирование учета кассовых операций;
Ознакомиться с порядком документального оформления и синтетического учета кассовых операций;
Изучить особенности кассовых операций при применении контрольно-кассовых машин;
Ознакомиться с организационно-экономической характеристикой предприятия выбранного в качестве объекта практического иссследования;
Рассмотреть организацию бухгалтерского учета кассовых операций на предприятии;
Дать практические рекомендации по совершенствованию организации кассовой работы и бухгалтерского учета на выбранном объекте исследования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты учета кассовых операций 6
1.1. Нормативное регулирование и организация учета кассовых операций 6
1.2. Документальное оформление кассовых операций 10
1.3. Синтетический учет кассовых операций 16
1.4. Особенности учета кассовых операций при работе на контрольно-кассовых машинах 19
1.5. Порядок проведения инвентаризации кассы 26
Глава 2. Практические аспекты учета кассовых операций в ООО «Луч» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Луч» 31
2.2. Организация бухгалтерского учета в ООО «Луч» 35
2.3. Организация кассовой работы на предприятии 41
2.4. Порядок работы кассиров-операционистов 45
2.5. Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе предприятия 47
3. Предложения по совершенствованию учета кассовых операций в ООО «Луч» 50
3.1. Совершенствование организации кассовой работы в ООО «Луч» 50
3.2. Совершенствование учета кассовых операций 53
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 67

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом учет кассовых операций.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

Далее по своему удельному весу следуют  кондитерский и молочные отделы. В  динамике структуры товарооборота произошли изменения, так если в 2002 году кондитерский отдел был на втором месте по объемам реализации (29,03%), а удельный вес товарооборота молочного отдела составлял 17,75%, то в 2004 году удельный вес товарооборота кондитерского отдела снизился до 22,32%, а молочного отдела увеличился до 24,39%.

Доля товарооборота хлебного отдела составила в 2002 году почти 10%, в динамике произошло снижение данного показателя до 7,92%. Это обусловлено опережающим  ростом абсолютных значений товарооборота по другим отделам (в динамике товарооборот по хлебному отделу увеличился на 172 тыс. руб.).

Наглядно структура розничного товарооборота предприятия представлена на рисунке 2.3.

Рис.2.3. Структура розничного товарооборота ООО «Луч»

Перейдем теперь к характеристике организации бухгалтерского учета предприятия.

2.2. Организация бухгалтерского  учета в ООО «Луч»

Первым этапом анализа  организации бухгалтерского учета  на предприятии является анализ организационной  структуры бухгалтерии (см. рис. 2.4.).

Рис.2.4. Организационная  структура бухгалтерии ООО «Луч»

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» к главному бухгалтеру организации предъявляют следующие требования:

  1. Главный бухгалтер обеспечивает организацию бухгалтерского учета, контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, правильным отражением хозяйственных операций и их соответствием законодательству. Подчинение главного бухгалтера руководителю организации предопределяет статус бухгалтерии - как самостоятельного структурного подразделения организации, не входящего с состав какого-либо иного подразделения организации.
  2. Главный бухгалтер (бухгалтер) организации, централизованной бухгалтерии руководствуется законодательством, настоящим Положением и другими нормативными актами, утверждаемыми в установленном порядке, и несет ответственность за соблюдение содержащихся в них требований и правил ведения бухгалтерского учета.
  3. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, предоставление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов.
  4. Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем организации документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя организации.

Назначение главного бухгалтера организации сопровождается проверкой состояния бухгалтерского учета и отчетности. Назначение и  освобождение главного бухгалтера осуществляется исключительно руководителем предприятия.

В обязанности главного бухгалтера также входит составление  бухгалтерской и налоговой отчетности, ведение бухгалтерского учета расчетов с контрагентами.

В обязанности бухгалтера-кассира  входит:

    1. Прием наличных денежных средств в кассу предприятия: от покупателей по оплаченным накладным; выручка от розничной торговли; возврат неиспользованных подотчетных сумм.
    2. Выдача наличных денежных средств подотчетным лицам на основании служебных записок, заверенных подписью Генерального директора.
    3. Контроль за соблюдением лимита остатка денежных средств в кассе.
    4. Сдача наличной выручки в банк.
    5. Получение наличных денежных средств по чеку в банке.
    6. Ежедневное ведение кассовой книги и оформление первичных кассовых документов в соответствии с порядком ведения кассовых операций в РФ.
    7. Ведение и учет расходов с подотчетными лицами предприятия, проверка, оформление авансовых отчетов подотчетных лиц.
    8. Подготовка платежных поручений и отправка их в банки по системе «банк-клиент» до 13.00 на основании плана по расходу денежных средств.
    9. Обмен корреспонденцией с банками: предоставление в банки информации, предусмотренной законодательством (кассовые планы, заявления на утверждение лимита остатка наличных средств в кассе, подтверждение остатков на расчетных счетах и т.п.); получение необходимых предприятию справок, писем, подтверждений.
    10. Получение выписок из банков дважды в неделю, каждый понедельник и четверг, а также 01 числа каждого месяца.
    11. Ежедневное предоставление информации о поступлении и перечислении денежных средств поставщикам.

Непосредственно бухгалтеру кассиру подчиняются кассиры-операционисты  в обязанности, которых входит оформление приема выручки от покупателей (более подробно работа кассиров-операционистов будет рассмотрена в пункте 2.4).

Рассмотрим теперь обязанности  бухгалтера по учету материальных ценностей  и основных средств предприятия.

В части учета материальных ценностей бухгалтер обязан:

    1. Ведет учет и отчетность по приходу и расходу материалов.
    2. Выдает доверенности.
    3. Принимает и обрабатывает путевые листы.
    4. Производит контрольные проверки материалов.
    5. Выписывает товарно-транспортные накладные и выводимые материальные ценности со склада материалов.
    6. Проводить инвентаризацию ТМЦ.

В части учета основных средств предприятия:

    1. Выполняет работу по ведению бухгалтерского учета в соответствии с Положением ПБУ 6/01 (оценка основных средств, амортизация основных средств, восстановление основных средств, выбытие основных средств, а также отражение в бухгалтерской отчетности).
    2. Осуществляет прием и контроль первичной документации на данном участке бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке.
    3. Отражает на счетах бухгалтерского учета операции по учету основных фондов.
    4. Производит начисление налогов возникающих на данном участке.
    5. Подготавливает данные по соответствующему участку бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.

В функциональные обязанности Бухгалтер по расчету зарплаты входит:

    1. Осуществление приема, анализа и контроля табелей учета рабочего времени и подготавливает их к счетной обработке;
    2. Прием и контроль правильности оформления листков о временной нетрудоспособности, справок по уходу за больными и других документов, подтверждающих право на отсутствие работника на работе подготовка их к счетной обработке, а также для составления установленной бухгалтерской отчетности;
    3. Начисление заработных плат работникам предприятия, осуществление контроля за расходованием фонда оплаты труда;
    4. Осуществление регистрации бухгалтерских проводок и их разноска по счету «№ 71»;
    5. Начисление и перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, заработных плат рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия;
    6. Подготовка периодической отчетности по ЕСН в установленные сроки, контроль за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив;
    7. Осуществление контроля за соблюдением кассовой дисциплины, расчетами с подотчетными лицами;
    8. Подготовка данных для составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах денежных средств.

Форма учета – журнально-ордерная. Учет по журнально-ордерной форме проводится следующим образом. Полученные бухгалтерией первичные документы обрабатываются бухгалтером в течение двух дней с момента поступления. Обработка заключается в проверке подлинности документов, их соответствия законодательству и наличия необходимых реквизитов.

Кроме того, обработка  включает внесение сведений из данных документов в соответствующие регистры таблицы, ведомости и в кодировании  хозяйственных операций в виде бухгалтерских  проводок. (Сведения по ряду операций не заносятся во вспомогательные документы, а поступают сразу в журналы-ордера.) Расчеты по кассе оформляются дополнительно в кассовой книге, а затем из нее переносятся в соответствующие журналы-ордера.

В журналах-ордерах проводится арифметическая обработка бухгалтерских проводок, вычисляются полные обороты по кредиту счетов и частичные обороты по дебету счетов. Затем сведения из журналов-ордеров переносятся в главную книгу, где подсчитываются полные обороты по дебетам счетов и определяются сальдо конечные по всем счетам.

По сведениям из Главной книги  составляется баланс и оформляется  отчетность предприятия (месячная, квартальная  и годовая).

Особенности организации  бухгалтерского учета представлены в учетной политике предприятия. Учетная политика составлена в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, Налогового кодекса РФ, Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного приказом МФ РФ от 09.12.98 г. № 60н.

Учетной политикой регламентируется порядок учета основных средств  предприятия, материально-производственных запасов, учет расчетов, порядок образования и распределения прибыли, сроки и порядок выдачи заработной платы и проведения инвентаризации.

2.3. Организация кассовой работы  на предприятии

Для приема, хранения и  расходования наличных денег организация  имеет кассу. Размер сумм наличных денег  в кассе организации ограничен лимитом (11 000 руб.). Данный лимит ежегодно устанавливается для предприятия обслуживающим банком. Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в кредитном учреждении.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе  бухгалтер ООО «Луч» представляет в учреждение банка, осуществляющее ее расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

Лимит остатка кассы  определяется исходя из объема наличного  денежного оборота организации  с учетом особенностей режима ее деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в банк, обеспечения сохранности и сокращения перевозок ценностей.

Касса предприятия располагается  в отдельном, специально оборудованном  помещении. Доступ к сейфу имеет только сам старший кассир. Дубликаты ключей хранятся у главного бухгалтера предприятия.

Кассовые операции оформляются  типовыми межведомственными формами  первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом РФ по согласованию с Банком России и Минфином РФ.

Кассир принимает наличные деньги по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером. При этом выдается квитанция, подписанная главным бухгалтером и кассиром. Отметим, что при получении денег по чеку с расчетного счета выписывается приходный кассовый ордер, который регистрируется в журнале регистрации, и на оборотной стороне корешка чека записываются номер и дата приходного кассового ордера. Чек действителен в течение 10 дней с момента его выписки.

Выдача наличных денег производится по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.), на которых ставится специальный штамп, заменяющий реквизиты расходного кассового ордера.

Учет поступления и  выбытия денежных документов также  оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами.

Документы на выдачу денег  подписывают руководитель и главный  бухгалтер. Если на прилагаемых к  расходным кассовым ордерам документах имеется разрешающая подпись руководителя организации, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна. Выписываются приходные и расходные кассовые ордера бухгалтером общего отдела.

Деньги отдельному лицу, не работающему на данном предприятии, выдаются при предъявлении им паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, по расходному кассовому ордеру, где проставляются подпись в получении и данные предъявленного документа.

Заработная плата, пособия, премии выплачиваются кассиром по платежным  ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя. По истечении трех рабочих дней, установленных для выплаты заработной платы, бухгалтер выписывает расходный кассовый ордер на общую выплаченную по платежной ведомости сумму. Никаких подчисток, помарок или исправлений в кассовых документах не допускается.

Деньги по кассовым ордерам  принимаются и выдаются только в  день составления этих документов. Приходные и расходные кассовые ордера не выдаются на руки лицам, вносящим или получающим деньги. Они передаются в кассу лицом, выписавшим документ. При выдаче денежных средств по доверенности она прилагается к расходному кассовому ордеру.

Информация о работе Учет кассовых операций