Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:00, контрольная работа
В соответствии с положением по БУ, учет материально производственных запасов (ПБУ 5/01 от 09.06.01) материально производственные запасы (МПЗ) – часть имущества. Для правильной организации учета МПЗ на предприятиях разрабатывается номенклатура-ценник, в ней указывается учетная цена и единица измерения материалов.
1 Материально-производственные запасы, их состав, принципы оценки
2 Материалы, их классификация и виды оценок
3 Документальное оформление поступления и расходования материальных ценностей
4 Учет материалов на складах и в бухгалтерии
5 Синтетический учет материалов
мой организации. На стоимость таких ценностей уменьша-
ется убыток от ликвидации соответствующих объектов.
4.Учет материалов на складах и в бухгалтерии
Материальные ценности поступают в организации от поставщи-
ков на основании заключенных договоров поставки. Поставщики
материальных ценностей одновременно с отгрузкой продукции на-
правляют покупателю сопроводительные документы (счета-
фактуры, накладные и др.). Полученные ценности сдаются на склад
уполномоченным лицом или представителем отдела снабжения
(маркетинга) под расписку
заведующего складом на
ных документах. С заведующим складом (кладовщиком) обязатель-
но должен быть заключен типовой договор о полной материальной
ответственности. При отсутствии должности заведующего складом
его обязанности могут быть возложены на любого работника орга-
низации с его согласия и с обязательным заключением договора о
материальной ответственности. От занимаемой должности кладов-
щик может быть освобожден только после проведения сплошной
инвентаризации товарно-
акту.
При поступлении материалов от поставщиков заведующий
складом проверяет соответствие фактического их количества дан-
ным сопроводительных документов поставщика. Если расхождений
нет то заведующий складом выписывает приходные ордера
(ф. No М-4) на все количество поступивших материальных ценно-
стей в одном экземпляре на каждый вид материалов в день их по-
ступления. Бланки приходных ордеров выдаются заведующему
складом в заранее пронумерованном виде. Можно приходовать ма-
териальные ценности без выписки приходного ордера, если нет
расхождений между фактически принятым количеством материаль-
ных ценностей и количеством, указанным в сопроводительных до-
кументах поставщика. В данном случае на документе поставщика
заведующий складом ставит штамп, в оттиске которого содержатся
те же реквизиты, что и в приходном ордере.
Если при приемке материалов от поставщиков установлено рас-
хождение с данными сопроводительных документов (недостача, из-
лишки, пересортица) или имеет место неотфактурованная поставка
(поступление материалов
без сопроводительных
ставщика), заведующий складом вместе с представителем постав-
щика или независимой организации составляет акт о приемке ма-
териалов (ф. No М-7) в двух экземплярах. В этих случаях приходные
ордера не составляются и акт является одновременно и приходным
документом, и основанием для уточнения расчетов с поставщиком.
Второй экземпляр акта передается поставщику.
Если в течение дня несколько раз осуществляются поставки од-
нородного груза, то можно выписывать один приходный ордер в
целом за день. На оборотной стороне приходного ордера делается
отметка о каждой отдельной приемке с подведением общего итога
за день.
Материалы могут поступать в организацию и от подотчетных
лиц. В этом случае подотчетное лицо передает материальные ценно-
сти, приобретенные за наличные денежные средства в магазинах, на
рынках, у населения и т.д., заведующему складом, который приходу-
ет их, выписывая приходные ордера в общеустановленном порядке.
При составлении авансового отчета о суммах, израсходованных
на приобретение материальных ценностей, к нему необходимо при-
ложить оправдательные документы, подтверждающие покупку: сче-
та и чеки магазинов, квитанции приходных кассовых ордеров, акты
(справки), если покупки сделаны на рынках или у населения.
Учет движения и остатков материалов заведующий складом ве-
дет в карточках складского учета типовой формы (ф. No М-17). На
каждый номенклатурный
номер запасов открывают
точку. Поэтому складской учет называют сортовым и ведут только в
натуральном выражении. Бланки карточек выдаются заведующему
складом под расписку на основании реестра, в котором указаны их
количество и регистрационные номера,
Запись в карточках делается заведующим складом на основании
первичных документов в день совершения операции. После каждой
записи выводится остаток
по каждому номенклатурному
сорту, размеру соответствующих запасов. На основании этих дан-
ных заведующий складом своевременно информирует руководство
организации, службу маркетинга о состоянии запасов по отдельным
номенклатурным позициям, а также об остатках запасов, длительно
находящихся без движения.
Складской учет материалов можно вести в книгах сортового
учета, которые содержат те же реквизиты, что и карточки складско-
го учета.
Периодически (не реже одного раза в неделю) работники мате-
риального отдела бухгалтерии проверяют правильность записей в
карточках складского учета
с одновременной проверкой
ния первичных документов. Остатки материалов, выведенные в
карточках, подтверждаются подписью проверяющего. Затем заве-
дующий складом составляет реестр сдачи приходных и расходных
документов и передает его с приложением необходимых сопроводи-
тельных документов (счетов поставщиков, транспортных накладных
и т.п.) в бухгалтерию. Документы подбираются в пачки по группам
и номенклатурным номерам запасов. Лимитно-заборные карты
сдаются по мере использования лимита. В конце месяца они все
должны быть переданы в бухгалтерию.
По окончании месяца заведующий складом переносит количе-
ственные остатки из карточек складского учета в сальдовую книгу
(ведомость), которая ведется
по балансовым счетам
запасов, субсчетам, группам запасов и отдельным их видам.
Контроль за правильностью складского учета осуществляется в
бухгалтерии путем проверки правильности составления и оформле-
ния первичных документов, записей движения материалов в кар-
точках складского учета и их остатков в сальдовой книге.
Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется в денеж-
ном выражении по материально ответственным лицам (складам) в
разрезе балансовых счетов (субсчетов) и групп запасов.
Поступившие со склада в бухгалтерию первичные документы прове-
ряются с точки зрения правильности их оформления, а затем таксиру-
ются (оцениваются) по твердым учетным ценам. Итоги реестров доку-
ментов (по приходу и расходу) отражаются по синтетическим счетам,
субсчетам и группам материалов в накопительных ведомостях. По окон-
чании месяца информация накопительных ведомостей используется для
составления групповых оборотных ведомостей по каждому складу.
Правильность ведения складского учета материалов проверяется
путем сопоставления стоимостных итогов по каждой группе запасов
в сальдовой книге с аналогичными остатками в групповой оборот-
ной ведомости. Если обнаружены расхождения между показателями
складского учета с показателями групповой оборотной ведомости,
то, как правило, составляется сортовая оборотная ведомость в пре-
делах той группы запасов, по которой выявлены расхождения.
Такой метод учета материалов называется оперативно-бухгал-
терским, или сальдовым.
5.Синтетический учет материалов
Материалы, принятые на хранение и в переработку, учитывают за балансом на счете 002 “Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение”.
Балансовые счета материалов (10, 12) – активные, характеризуют состав средств предприятия. На счете 10 ведется учет поступления на складе и другие места хранения, расходования и запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, конструкций и деталей, запасных частей, а также обмена фонда узлов и агрегатов для ремонта оборудования, машины и приборов, транспортных средств. На счете учитывают автомобильные шины, тара и тарные материалы, все виды топлива и смазочные материалы, удобрения и ядохимикаты и другие материальные ценности для производственных нужд.
Автомобильное топливо в баках автомобилей и других емкостях на эксплуатируемом транспорте учитывается на отдельном субсчете за водителями и списываются на издержки производства по мере предъявления определенных документов (путевых листков).
Остатки ценностей и приход записываются по дебету счетов, а расход, отпуск – по кредиту в суммах фактической себестоимости.
Материальные ценности поступают на склад от поставщиков, подотчетных лиц, от своих и вспомогательных производств, изготовляющих для собственных нужд инструмента, специальные приспособления. Кроме того приходуют на склад отходы производства, от ликвидации основных средств, выбытие малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
На всех предприятиях организуется учет и контроль за использованием в производстве сырья, материалов, топлива и других материальных ценностей. Для контроля за использованием материалов в производстве применяются следующие основные методы: документальное оформление отклонений от норм, учет контроля по партиям, инвентаризация (инвентарный метод).
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятиям предоставлено право выбора порядка отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовление материалов. Традиционный метод отражения в учете данного процесса предполагает записи по дебету счетов 10 “Материалы“, 12 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы“ и кредиту счетов 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками“, 71 “Расчеты с подотчетными лицами“, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами“ и других. Материальные ценности в пути, оплаченные, но не поступившие на предприятие, характеризуют на данном подходе к счету сальдо по дебету счета 60. Материальные ценности, в пути не неоплаченные, не отражаются при данном варианте учета в синтетическом учете.
Второй подход к отражению на счетах процесса заготовления и приобретения материалов предполагает возможность использования еще двух синтетических счетов: 15 “Заготовление и приобретение материалов” и 16 “Отклонение в стоимости материалов”. Необходимой предпосылкой для применения на предприятии второго подхода к учету заготовления и приобретения материалов является наличие так называемой учетной цены на материалы, удобной для текущего учета материальных ценностей, которые рассчитываются и устанавливается обычно на базе среднезаготовительной (то есть с включением в нее сумм транспортно-заготовительных расходов) или среднепокупной стоимости материалов.
По дебету счета 15 и кредиту счетов 60, 71, 76 и т.п. отражается покупная стоимость материальных ценностей, по которым на предприятие поступили расчетные документы поставщиков.
Список использованных источников:
1.О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в России: Закон России № 996 от 16 июля 1999 г., с изменениями и дополнениями.
2.О налогообложении
прибыли предприятий: Закон
3.Положение (стандарт)
бухгалтерского учета 9 «Запасы»
утвержден приказом
4.Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для студентов специальности «Учет и аудит» высших учебных закладив. / Под редакцией проф. Ф.Ф. Бутинця.-Пятых вид, доп. и перераб. - М.: ООО «Рута», 2003. -726 С.
5.Герасим П.Н., Журавль Г.П., Бруханський
Р.Ф., Хомин П.Я. Первичный и
аналитический учет на
6.Грачева Р. Запасные части / / Дебет-Кредит (укр.) - 2004 - № 21 - с.9-14
7.Завгородний В.П.
Информация о работе Учет материально-производственных запасов