Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:44, курсовая работа
Цель настоящей работы - раскрыть основные особенности бухгалтерского учета нематериальных активов на примере конкретного предприятия, в соответствии с законодательными и нормативными актами.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Нематериальные активы: классификация, бухгалтерский учет.
1.1. Нематериальные активы как экономическая категория и объект бухгалтерского учета.
1.2. Бухгалтерский учет нематериальных активов.
1.2.1. Организация учета нематериальных активов.
1.2.2. Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
1.2.3. Амортизация и инвентаризация нематериальных активов.
Глава 2. Особенности организации бухгалтерского учета нематериальных активов на ОАО «Факел».
- договоры о ноу-хау;
- договоры о создании объекта интеллектуальной собственности;
- учредительные документы.
Охранный документ - это документ, выдаваемый правообладателю по его просьбе уполномоченным государственным органом и подтверждающий исключительные права правообладателя на объект интеллектуальной собственности. Необходимо учитывать, что учету в нематериальных активах организации подлежат права, подтверждаемые охранными документами любых стран, а не только российскими патентами и свидетельствами.
К охранным документам в РФ относятся:
- патент на изобретение;
-
свидетельство на полезную
-
патент на промышленный
-
свидетельство на товарный
-
свидетельство на знак
- свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ;
- свидетельство об официальной регистрации баз данных;
-
свидетельство об официальной
регистрации топологии
-
патент на селекционные
.
Интеллектуальная собственность может поступить в нематериальные активы создаваемого или уже созданного юридического лица путем внесения прав, относящихся к интеллектуальной собственности, в счет вклада одного или нескольких учредителей в состав имущественного комплекса коммерческой организации. Причем передача права пользования данным объектом производится по лицензионному договору или договору об уступке прав.
Интеллектуальная
собственность не передается по договору
дарения, договору купли-продажи и
договору мены, поэтому эти виды
договоров не являются основаниями
для учета интеллектуальной собственности
в нематериальных активах организации.
1.2.Бухгалтерский учет нематериальных активов.
1.2.1. Организация учета нематериальных активов.
При
организации учета
Бухгалтерский учет нематериальных активов должен обеспечивать выполнение следующих задач:
-
правильное оформление
- достоверное определение результатов от списания и прочего выбытия нематериальных активов;
-
контроль за сохранностью нематериальных
активов, принятых к
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.
Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект отличается от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо в использовании для управленческих нужд организации.
Учет нематериальных активов строится на предприятии в соответствии с учетной политикой, утвержденной руководителем. В ней определяется:
1. Перечень объектов учета, относящихся к нематериальным активам предприятия.
2. Срок полезного использования нематериальных активов.
3. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам: линейный - по нормам, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг) или способ уменьшаемого остатка.
4.
Порядок отражения в учете
погашения стоимости
Общим требованием для организации учета нематериальных активов является документальное оформление движения объектов нематериальных активов.
Помимо документа, подтверждающего существование самого актива (патент, свидетельство, лицензионный договор ...), в бухгалтерском учете каждый инвентарный объект нематериальных активов должен оформляться соответствующей первичной документацией. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Приказом или распоряжением по организации необходимо определить круг лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы, и определить должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на приобретение, перемещение и списание нематериальных активов. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160, нематериальные активы по мере создания или поступления в организацию и окончания работ по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, следует зачислять в состав нематериальных активов на основании акта приемки.
Акты оформляются по факту поступления (выбытия) прав интеллектуальной собственности, по факту создания объектов интеллектуальной собственности, по факту получения прав на использование объектов интеллектуальной собственности на основании документов, подтверждающих права
организации в качестве правообладателя и отражающих сущность сделок и хозяйственных операций.
В ряде случаев, определенных законодательством, требуется подтверждение стоимости поступающего объекта нематериальных активов независимым оценщиком, то есть наличие акта оценки.
Акт приемки (вместе с актом оценки) является основанием для открытия в бухгалтерии предприятия карточки учета нематериального актива.
В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. № 71а при постановке на учет нематериальных активов используется лишь одна унифицированная форма первичной учетной документации - карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1).
Карточка учета нематериальных активов применяется для учета всех видов нематериальных активов. Открывается она на каждый объект в отдельности.
На лицевой стороне карточки указывают полное наименование и назначение объекта, первоначальную стоимость, срок полезного использования, норму и сумму начисленной амортизации, дату постановки на учет, способ приобретения, документ о регистрации и основные сведения по выбытию объекта (номер и дата документа, причина выбытия, сумма выручки от реализации).
На оборотной стороне карточки изложена краткая характеристика объекта нематериальных активов.
При выбытии нематериальных активов составляется Акт выбытия, а при списании объекта нематериальных активов заполняется Акт списания.
Если предприятие предоставляет другому предприятию право пользования каким-либо объектом нематериальных активов, то эти данные отражаются в:
-
ведомости учета
-
ведомости учета
Форма ведомостей разрабатывается предприятием самостоятельно.
Ведомости закрываются после выбытия и списания объекта учета из активов организации.
На основании вышеназванных документов в бухгалтерии информация разносится по счетам:
08 “Вложения во внеоборотные активы”;
04 “Нематериальные активы”;
05
“Амортизация нематериальных
19/2
“НДС по приобретенным
91 “Прочие доходы и расходы”.
Счет 04 активный, предназначен для получения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих организации на правах собственности. Учет нематериальных активов на счете 04 осуществляется в первоначальной оценке.
При наличии в организации нескольких видов нематериальных активов значительной стоимости для каждого вида активов открываются субсчета в соответствии с классификацией нематериальных активов, принятой в организации, например :
04-1
“Объекты интеллектуальной
04-2 “Отложенные затраты”;
04-3 “Деловая репутация”;
04-4 “Прочие объекты”.
Структура счета 04 “Нематериальные активы” представлена на рис.1.
Д | Счет 04 | К | |
Сальдо
- остаток стоимости Поступление
нематериальных активов Сальдо - остаток стоимости нематериальных активов на конец периода |
Выбытие нематериальных активов |
Рис. 1 Схема
счета 04
На счете 05 “Амортизация нематериальных активов” отражаются начисление и списание (при выбытии) амортизации по тем видам нематериальных активов, по которым погашение их стоимости производится с использованием счета 05. Схема счета показана на рис. 2.
Д | Счет 04 | К | |
Списание амортизации по выбывающим нематериальным активам |
Сальдо
- остаток амортизации Начисление ежемесячной суммы амортизации Амортизация по поступающим нематериальным активам Сальдо - остаток амортизации нематериальных активов на конец периода |
Рис. 2 Схема счета 05
Пример 1: организация приобрела предприятие по покупной стоимости 110 млн. р., оценочная стоимость составила 100 млн. р. Разница между покупной и оценочной ценой составляет 10 млн. р. – положительная деловая репутация.
Д04К76 – 10млн. – отражена положительная деловая репутация
Д26К04 – 41667 (10млн/20лет/12мес) – начислена амортизация по положительной деловой репутации.
Пример 2: Предприятие, указанное в примере 1, организация приобрела за 90 млн.р. Разница – 10 млн. р. – отрицательная деловая репутация.
Д76К98 – 10млн – отражена отрицательная деловая репутация
Д98К91 – 41667 (10млн/20лет/12мес) – списана на финансовые результаты отрицательная деловая репутация.
1.2.2. Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
При приобретении нематериальных активов основанием для выполнения записей в бухгалтерских регистрах являются: договор уступки (приобретения) прав правообладателем (продавцом), акт приемки-передачи, счет, счет-фактура, платежно-расчетные документы.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности (утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н), приобретение нематериальных активов отражается через счет 08 как капитальные вложения (вложения во внеоборотные активы).