Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы я ставлю изучение действующих в настоящее время нормативных актов в сфере учета основных средств, рассмотрение вопросов учета основных средств, оценки основных средств, особенности организации аналитического и синтетического учета объекта основных средств, классификации и структуры основных средств, переоценки основных средств, бухгалтерской отчетности организации, связанной с учетом основных средств, в соответствии с законодательством, действующим на момент написания данной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие основных средств и основные цели их бухгалтерского и налогового учета …………………………………………………………………4
1.1 Понятие основных средств …………………………………….……………4
1.2 Единица бухгалтерского учета основных средств ………………………...8
1.3 Классификация основных средств ………………………………………….9
2. Учет основных средств ………………………………………………………13
2.1 Учет поступления основных средств……………..………………………..13
2.2 Учет амортизации основных средств….…………………………………...17
2.3. Учет выбытия основных средств ……….…………………………………19
3 Инвентаризация ….…………………………………………………………....20
3.1 Инвентаризация основных средств ….……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…….……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Учет основных средств.docx

— 55.96 Кб (Скачать файл)

Затраты на приобретение оборудования, не требующего монтажа, как одного из видов основных средств, также учитываются  на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет 08-4) и отражаются в налоговой и бухгалтерской отчетности аналогично другим объектам основных средств.

 

2.2. Учет амортизации  основных средств

Стоимость объектов основных средств  погашается путем начисления амортизации.

Не начисляется амортизация  по жилищному фонду (жилые дома, общежития, квартиры и др.), объектам внешнего благоустройства  и другим аналогичным объектам (лесного  и дорожного хозяйств, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также по продуктивному  скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.

Не начисляется амортизация  также по земельным участкам и  объектам природопользования, поскольку  их потребительские свойства с течением времени не изменяются.

Начисление амортизации производится в течение срока полезного  использования. Срок полезного использования - это период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации.

Срок полезного использования  объекта определяется организацией при приемке его на учет исходя из:

• ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

• ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы, проведения ремонта;

• нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

Срок полезного использования  объекта пересматривается в случаях  улучшения (повышения) первоначально  принятых нормативных показателей  Функционирования объекта в результате проведенной реконструкции или  модернизации.

Приостанавливается начисление амортизации  по объектам, которые по решению  руководителя организации находятся  на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев или переведены на консервацию на срок свыше трех месяцев.

Амортизация для целей бухгалтерского учета начисляется одним из способов, указанных в ПБУ 6/01: линейным, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости по сумме чисел лет  срока полезного использования, способом списания стоимости пропорционально  объему продукции (работ).

Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать в затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

При линейном способе годовая сумма  амортизационных отчислений определяется умножением первоначальной стоимости  объекта основных средств на норму  амортизации.

При способе списания стоимости  по сумме чисел лет срока полезного  использования годовая сумма  амортизационных отчислений определяется умножением первоначальной стоимости  объекта основных средств на расчетный  коэффициент, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока  полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.

В организациях с сезонным характером производства годовая сумма амортизации  по основным средствам начисляется  равномерно в течение периода  работы организации в отчетном году.

При способе списания стоимости  пропорционально объему продукции (работ) сумма начисленной амортизации  определяется умножением натурального показателя объема продукции (работ) в  отчетном периоде на норму амортизации, рассчитанную как соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств  и предполагаемого объема продукции (работ) на весь срок полезного использования  объекта.

Начисление амортизации основных средств начинается с первого  числа месяца, следующего за месяцем  принятия объекта к бухгалтерскому учету, и продолжается до полного  погашения стоимости этого объекта  либо списания объекта с бухгалтерского учета.

Начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения  стоимости объекта или списания объекта с бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете амортизационные  отчисления отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов  деятельности организации в отчетном периоде.

Учет амортизации основных средств  ведется на пассивном счете 02 «Амортизация основных средств».

 

2.3. Учет выбытия основных средств

Основные средства могут выбывать в результате:

. финансовых вложений в уставные  капиталы других организаций;

. передачи в совместную деятельность;

. безвозмездной передачи;

. продажи;

. ликвидации по причине физического  или морального износа;

. утраты и порчи объектов, выявленных  при инвентаризации;

. утраты объектов в результате  стихийных бедствий, аварий, пожаров  и т. п.

Выбытие основных средств в результате продажи или передачи сторонним организациям оформляется актом (накладной) формы № ОС-1, на основании которого в бухгалтерии делается соответствующая запись в инвентарной карточке учета основных средств формы № ОС-6.

Для целей исчисления налога на прибыль  не учитывается стоимость безвозмездно переданных основных средств.

При продаже основных средств для целей исчисления налога на прибыль финансовый результат определяется как разница между суммой выручки (без НДС и налога с продаж), остаточной стоимостью проданного основного средства и расходами, связанными с реализацией. В случае, если по результатам продажи получен убыток, то он учитывается в составе прочих расходов в течение оставшегося срока службы проданного основного средства.

Ликвидация основных средств (кроме  автотранспортных средств) оформляется  актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме № ОС-4; актом о списании автотранспортных средств по форме  № ОС-4а; актом о списании групп  объектов основных средств (кроме автотранспортных средств). Акт на списание составляется в двух экземплярах, подписывается  членами комиссии, утверждается руководителем  организации. Первый экземпляр передается в бухгалтерию (с документом, подтверждающим снятие с учета в ГИБДД по списанному автотранспорту), второй - остается у  лица, ответственного за сохранность  основных средств. Второй экземпляр  акта является основанием для сдачи  на склад и продажи оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.

Затраты по списанию, а также стоимость  материальных ценностей, поступивших  после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования, отражаются в разделе акта «Справка о затратах, связанных со списанием  основных (автотранспортных) средств  и о поступлении материальных ценностей от их списания».

Стоимость материальных ценностей, полученных при ликвидации основных средств, и  затраты, связанные с ликвидацией, учитываются для целей исчисления налога на прибыль в составе внереализационных доходов и расходов (ст. 250 и 265 НК РФ).

Все операции выбытия основных средств  отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», операционном, бессальдовом.

 

Глава 3. Инвентаризация

 

3.1. Инвентаризация основных средств

В соответствии с п.1 статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете» для обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить  инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, в ходе которой проверяются  и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация основных средств  заключается в проверке их фактического наличия по местам эксплуатации.

Проведение инвентаризации осуществляется в соответствии с Методическими  указаниями по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, которые  должны применяться с учетом Постановления  Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88, утвердившего формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и  т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением  случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Независимо от принятой учетной  политики организации проведение инвентаризации обязательно:

• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов один раз в пять лет;

• при смене материально ответственных лиц;

• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

• при реорганизации или ликвидации организации;

• в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Проводит инвентаризацию основных средств комиссия, которая до начала инвентаризации проверяет наличие  и состояние инвентарных карточек (книг), технических паспортов или  другой технической документации, документов на основные средства, сданные или  принятые организацией в аренду.

Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждается приказом, постановлением или распоряжением руководителя организации, который оформляется  по унифицированной форме № ИНВ-22 «ПРИКАЗ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации».

В ходе инвентаризации комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи  полное их наименование, назначение, инвентарные  номера и основные технические (эксплуатационные) показатели. При инвентаризации недвижимости (зданий, сооружений) комиссия проверяет  наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в  собственности организации. Проверяется  также наличие документов на земельные  участки, водоемы и другие объекты  природных ресурсов, находящиеся  в собственности организации.

Для отражения фактического наличия  основных средств в местах нахождения и на всех этапах их движения в организации  применяется инвентаризационная опись  основных средств по форме № ИНВ-1.

При выявлении объектов, не принятых на учет, комиссия включает в опись  сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией  неучтенных объектов производится по рыночным ценам, а амортизация определяется по их действительному техническому состоянию. Сведения об оценке и амортизации  оформляются соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи  по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и  вследствие этого изменилось прямое его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что  работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений  и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных  конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Временно отсутствующие основные средства (отправленные на капитальный  ремонт и т. п.) инвентаризуются до момента временного их выбытия.

На основные средства, непригодные  к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная опись с  указанием времени ввода в  эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ и т. п.).

Отдельная опись также составляется на основные средства, находящиеся  на ответственном хранении и арендованные. В этой описи дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в  аренду.

Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические  данные описей сопоставляются с учетными данными.

Сличительные ведомости составляются при выявлении расхождений между  данными бухгалтерского учета и  данными инвентаризационных описей и актов.

Для отражения результатов инвентаризации основных средств, по которым выявлены отклонения от учетных данных, применяются  сличительные ведомости по форме  № ИНВ-18 «Сличительная ведомость  результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов».

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу или лицам.

Информация о работе Учет основных средств