Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:09, лекция
1. Нормативное регулирование учета объектов основных средств
2. Основные средства: понятие, особенности, задачи учета
3. Классификация основных средств
4. Оценка основных средств
5. Документальное оформление поступления и движения основных средств
6.Учет поступления объектов основных средств
7. Амортизация основных средств
8. Методы восстановления основных средств
9. Выбытие основных средств
В последнее десятилетие
было проведено несколько
Переоценки последних
лет осуществлялись в условиях, когда,
с одной стороны, значительная часть
общенародной государственной собственности
трансформировалась в акционерные и другие
формы, а с другой — происходили инфляционные
процессы, при которых ежегодный рост
цен составлял сотни и тысячи раз. В результате
по ряду инвентарных объектов балансовая
стоимость стала превышать их рыночную
цену. Особенно отчетливо (по данным Госкомстата
России) это проявилось при переоценке
вычислительной техники, в связи с чем
Госкомстат России при разработке индексов
изменения стоимости основных средств
при осуществлении переоценки основных
средств по состоянию на 1 января 1997 г.
предусмотрел применение дополнительных
понижающих коэффициентов к индексам
изменения стоимости по машинам, оборудованию
и транспортным средствам, зданиям и сооружениям
с учетом их физического износа.
В связи с тем, что первые переоценки основных средств, проводившиеся в основном с применением индексов изменения стоимости, привели в результате к резкому повышению их балансовой стоимости, последующими постановлениями Правительства Российской Федерации была предпринята попытка исправить создавшееся положение. Организациям было предоставлено право осуществлять переоценку основных средств путем прямого пересчета их балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на 1 января соответствующего отчетного года.
Право переоценки отдельных объектов основных средств по восстановительной стоимости по выбору организации предусматривается Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01).
С момента принятия
объекта к бухгалтерскому
В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости, т. е. по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление, за вычетом суммы начисленной амортизации. Другими словами остаточная стоимость основных средств - это первоначальная (восстановительная) стоимость минус сумма износа.
5. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ
ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ И
Для учета основных средств предусмотрены следующие документы.
акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1);.
акт приемки-сдачи
акт на списание основных средств (форма № ОС-4);
акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а);
инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6);
акт о приемке оборудования (форма № ОС-14);
акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма № ОС-15);
акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16).
Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.
Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту основных средств (инвентарному объекту) независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, должен присваиваться при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер.
Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом.
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации.
Инвентарные номера списанных
с бухгалтерского учета объектов
основных средств не присваиваются вновь
принятым к бухгалтерскому учету объектам
в течение пяти лет по окончании года списания.
Объект основных средств, поступивший в организацию в соответствии с договором аренды, может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.
Пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерской службой на “Инвентарных карточках учета основных средств” (форма № ОС-6). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.
Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов - по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации).
В организации, имеющей небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет рекомендуется осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.
Заполнение инвентарных карточек (инвентарной книги) производится на основе “Акта (накладной) приемки-передачи основных средств”, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены основные данные по объекту основных средств: срок полезного использования; способ начисления амортизации; освобождение от начисления амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта. Инвентарные карточки, как правило, составляются в одном экземпляре и находятся в бухгалтерской службе.
Инвентарные карточки суммарно
сверяются с данными
Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации “Акта (накладной) приемки-передачи основных средств”, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.
Один из экземпляров указанного акта, утвержденный руководителем организации, вместе с технической документацией передается в бухгалтерскую службу организации, которая согласно этим документам открывает соответствующую инвентарную карточку или делает отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке.
Техническая документация,
относящаяся к данному
Приемка законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции оформляется “Актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов" (форма № ОС-3).
Оборудование, не требующее монтажа (транспортные передвижные средства, свободно стоящие станки, сельскохозяйственные машины, строительные механизмы и т. п.), а также оборудование, требующее монтажа, но предназначенное для запаса, принимается к бухгалтерскому учету на основании утвержденного руководителем “Акта о приемке оборудования” (форма № ОС-14).
6. УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Порядок оценки объектов основных средств (приобретенных или законченных строительством), а также схема бухгалтерского учета поступления таких объектов определяются источником поступления.
Основные средства могут поступать в организацию в случаях: приобретения; внесения учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал; получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения;
4. Сооружения и изготовления.
Большая часть объектов основных средств приобретается или сооружается за плату.
Учет затрат на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, осуществляется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Приобретение основных средств является одним из видов вложений во внеоборотные активы.
Вложения во внеоборотные активы - это капитальные вложения, свидетельствующие об объеме долгосрочных инвестиций в развитие, расширение, обновление, реконструкцию основных средств и нематериальных активов; это обособленный вид деятельности организации, отличный от основной деятельности. Последнее объясняется тем, что для осуществления капитальных вложений организация должна создать дополнительные (от основной - обычной деятельности) финансовые источники в виде нераспределенной прибыли, займов, кредитов, накопленных амортизационных отчислений.
Организация учета долгосрочных инвестиций
Вложения во внеоборотные активы учитываются по фактическим затратам:
в целом по строительству и по отдельным объектам (здания, сооружения и др.), входящим в него;
по приобретаемым отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования.
Инвестиции застройщика в основные средства, в земельные участки, объекты природопользования и прочие объекты учитываются в составе баланса с использованием счетов:
07 "Оборудование к установке";
08 "Вложения во внеоборотные активы".
На счете 07 "Оборудование к установке" учитываются затраты организации на приобретение объектов технологического, энергетического и производственного оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах капитальных вложений. Этот счет используют также и организации-застройщики. Счет активный, сальдо дебетовое отражает фактические затраты на не сданное в монтаж оборудование; оборот по дебету - фактические затраты по поступившим объектам данного вида; оборот по кредиту - фактические затраты по объектам, переданным в монтаж, безвозмездно или реализованным.
Аналитический учет ведется на складах в количественном выражении на карточках учета материалов (форма № М-17). Бухгалтерия учитывает оборудование к установке в денежном выражении, при необходимости в разрезе субсчетов.
Учет состояния и движения средств на счете 07 "Оборудование к установке" организуется аналогично учету материальных ценностей на складах и в бухгалтерии, т. е. на карточках учета материалов и в ведомости № 10 или в оборотной ведомости.
Дебет
Начальный остаток - стоимость приобретенного оборудования не переданного в монтаж |
|||
К 60 - "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
оприходована стоимость поступившего оборудования, требующего монтажа, от поставщика |
списана фактическая стоимость оборудования, переданного в монтаж (к монтажу приступили) |
Д 08 -"Вложения во внеоборотные активы" |
К 60 - "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
списаны расходы по погрузо-разгрузочным работам, доставке на стоимость приобретенного оборудования |
списана фактическая стоимость реализованного на сторону оборудования, требующего монтажа или переданного безвозмездно |
Д 91 - "Прочие доходы и расходы" |
К 23 - "Вспомогательные производства" |
оприходовано оборудование , изготовленное своими цехами вспомогательного производства |
списана фактическая стоимость оборудования к установке, переданного обособленному подразделению, выделенному на самостоятельный баланс |
Д 79 - "Внутрихозяйственные расчеты" |
К 75 - "Расчеты с учредителями" |
оприходовано оборудование,
поступившее как вклад в |
списана недостача оборудования к установке, выявленная в результате инвентаризации |
Д 94 - "Недостачи и потери от порчи ценностей" |
К 79 - " Внутрихозяйственные расчеты" |
оприходовано оборудование, поступившее от обособленных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс |
списана фактическая стоимость оборудования к установке в связи с чрезвычайными событиями (стихийными бедствиями) |
Д 99 - "Прибыли и убытки" |
К 98 - "Доходы будущих периодов" |
оприходовано безвозмездно поступившее оборудование, требующее монтажа (по рыночным ценам) |
||
К 83 - "Добавочный капитал" ,сч. 91 - "Прочие доходы и расходы" |
дооценка оборудования в результате переоценки |
||
И др. |
Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" - активный, калькуляционный. Сальдо дебетовое, отражает сумму фактических затрат по незаконченному строительству и прочим приобретениям. Оборот по дебету - сумма фактических затрат организации за отчетный период, включаемых в состав первоначальной стоимости объектов основных средств, нематериальных активов и других активов. Оборот по кредиту фиксирует сформированную первоначальную стоимость объектов, переданных и принятых в эксплуатацию, документально оформленных в установленном порядке, в том числе списание затрат, ранее не включаемых в первоначальную стоимость объектов, переданных в эксплуатацию: