Учет производственных запасов в местах хранения и в бухгалтерии по предприятию ОАО "Технолит Полоцк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. В процессе ее написания была сделана попытка проанализировать цели, стоящие перед бухгалтерским учетом, и задачи, которые должен выполнять бухгалтерский учет материально-производственных запасов для предприятий. В работе была описана методика ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов в соответствии с утвержденными положениями и нормативными актами.

Содержание

Введение стр.3
Глава 1 .Значение учета производственных запасов в усилении
режима экономики
стр.5
1.1. Классификация и оценка материальных ценностей стр.7
1.2. Особенности оценки материалов по международным
стандартам стр.10
Глава 2. Организация учета материалов
2.1.Документальное оформление движения материалов стр.14
2.2. Учет расхода производственных материалов стр.16
2.3. Организация складского учета материалов стр.18
Глава 3.Совершенствование учета производственных запасов стр.22
Заключение стр.28
Список литературы стр.31
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Б-34 В3.docx

— 67.39 Кб (Скачать файл)

Отпуск  материалов сторонним организациям оформляют товарно- транспортной накладной формы № ТТН-1 или товарной накладной формы ТН-2. Накладные выписывает отдел сбыта на основании договоров. Во всех расходных документах на расход материалов указывается номенклатурный код материалов, номер склада, через кого отпущен материал, на какие цели, с указанием вида продукции, статьи затрат, цеха-получателя, количества материалов.

От  качества оформления первичных документов по движению материальных ценностей  зависит сохранность материалов, выполнение плана обеспечения материалами, соблюдение норм производственного  потребления, правильное распределение  стоимости израсходованных в  производстве материалов по объектам калькуляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Учет материальных ценностей  в бухгалтерии

 

Работники бухгалтерии обязаны  систематически, но не реже одного раза в неделю непосредственно на складах  в присутствии заведующего складом  проверять правильность и своевременность  разноски сведений из первичных документов в карточки складского учета и  подтверждать это своей подписью. Выявленные расхождения и ошибки здесь же устраняются.

Одновременно  с этим работник бухгалтерии производит приемку первичных документов, а  завскладом – их сдачу.

Приёмка – сдача первичных документов оформляется, как правило, специальным реестром формы М-13 (м-14) [7; 14]. С согласия материально ответственных лиц подтверждением приёмки-сдачи документов может служить и роспись работника бухгалтерии в карточке складского учета о проверке записей по каждой операции. В этом случае реестр по форме М-13 (М-14п) не составляется.

При необходимости  работник бухгалтерии может произвести проверку фактического наличия тех  или иных ценностей.

Связь количественно - сортового учета  материалов на складе с их учетом в  бухгалтерии в суммовом выражении  при оперативно бухгалтерском методе учета обеспечивается с помощью ведомости учета остатков материалов на складе формы М-14 (М-20п). Она открывается в бухгалтерии по каждому складу в разрезе групп, подгрупп и номенклатурных номеров. В течении месяца ведомость учета остатков материалов на складе находится в бухгалтерии и используется для справочных целей.

В конце месяца ведомость учета  остатков материалов передаётся на склад  для переноса в неё сведений об остатках материалов на конец месяца из карточек складского учета по каждому  номенклатурному номеру. После этого  ведомость передают в бухгалтерию  или на ВУ, где остатки в натуральном  выражении таксируются и подсчитываются соответствующие суммы остатков на первое число.

При наличии  множества отдельных кладовых и  когда номенклатура материалов небольшая  вместо ведомости остатков материалов могут использоваться месячные отчеты о движении ценностей по складу, представляемые материально ответственными лицами в бухгалтерию вместе с  приложенными первичными документами.

Таким образом, количественно – сортовой учет материалов на складе при сальдовом методе увязывается с их учетом в бухгалтерии организации при помощи ведомости учета остатков материалов на

 

складе  либо отчетов материально ответственных  лиц о движении ценностей по складу.

Первичные документы по приходу  и расходу материальных ценностей  поступают в бухгалтерию, где  они прежде всего подвергаются контролю по существу операции и правильности их оформления.

Запись  в приходных ордерах сверяется  с относящимися к ним платежными документами, счетами-фактурами, товарно-транспортными накладными. Неверно оформленные документы возвращаются на доработку.

При обработке документов вручную  после проверки работниками бухгалтерии  они подвергаются таксировке. Затем  все приходно-расходные документы  группируются по складом, синтетическим  счетам, субсчетам и в разрезе  установленных отдельных групп  и подгрупп материалов по учетным  ценам. Итоги подсчетов этих документов записываются в накопительные ведомости  синтетического учета материалов формы 43. Указанные ведомости ведутся по складам и отдельно по приходу и расходу в соответствии с квалификацией материальных ценностей. Могут устанавливаться и другие формы накопительных ведомостей при разработке отраслевых инструкций по учету материалов.

В бухгалтерии  организации осуществляется учет движения товарно-материальных ценностей в  суммовом выражении при использовании полной журнально-ордерной формы в ведомости №10 «Движение материальных ценностей (в денежном выражении)» (Приложение 8).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Организация складского учета  материалов

 

Учет  материалов в местах хранения (на складах  и кладовых) зависит от организации  их хранения. Хранение и расходование материалов может быть организованно  по номенклатурным номерам или по партиям. В соответствии с выбранным  способом хранения материалов организуется их складской и бухгалтерский  учет – сортовой или партионный.

Наиболее  рациональным методом учета материалов является сальдовый метод. Он предполагает ведение только складского учета  материалов по сортам или партиям  с последующим использованием его  данных для целей бухгалтерского учета.

При этом методе учета информация о наличии  и движении материалов по складу проверяется  бухгалтером и применяется затем  для управления и обобщения. Для  ведения складского учета материалов на каждый номенклатурный номер материала  или партию материалов открывается  карточка складского учета материалов (форма М-17). Она регистрируется бухгалтером  в специальном реестре и под  расписку передается заведующему материальным складом.

По  мере поступления материалов на склад  кладовщик выписывает «Приходный ордер» и регистрируется их приход в карточке складского учета материалов в графе  «Приход». На основании расходных  документов кладовщик отражает в  карточке расход материалов. После  каждой записи в карточке выводится  остаток материалов по количеству.

Материально ответственное лицо в установленные  графиком документооборота сроки сдает  в бухгалтерию первичные приходные  и расходные документы, подтверждающие движение материалов. Для этого он составляет реестр (Приложение 6) сдачи  документов на приход и расход материалов (формы М-13) (приложение 2) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.

Бухгалтер материального отдела проверяет  правильность произведенных кладовщиком  записей в карточках учета  материалов и подтверждает их своей  подписью на карточках. По состоянию  на первое число каждого месяца кладовщик  переносит количественные остатки  из карточек складского учета (форма  М-17) в «Ведомости учета остатков материалов» (форма М-14). Это ведомость  открывается бухгалтерией на год  по каждому складу. Хранится в бухгалтерии  и выдаётся кладовщику за день до окончания  месяца.

При автоматизации  учета данные о движении материалов, их остатках по складу формируется  в виде машинограмм.

Учет производственных запасов  на складах осуществляется, как правило, материально ответственными лицами в карточках складского учета  материалов формы М-12 (Приложение 5). Карточки открываются в бухгалтерии  на каждый номенклатурный номер материала  и выдаются под расписку в журнале  регистрации заведующему складом.

Записи  в карточках производятся на основании  оформленных в установленном  порядке первичных документов по приходу и расходу материальных ценностей в день совершения операции. После каждой записи выводится новый  остаток. Записи операций по отпуску  и возврату материалов по лимитно - заборным картам можно производить  в карточках складского учета  по мере закрытия карт, но не позднее  первого числа следующего за отчетным месяца.

На  складах с небольшой номенклатурой  материалов вместо карточек складского учета допускается использовать книги сортового учета, содержащие необходимые реквизиты карточек складского учета.

При наличии  персональных компьютеров ведение  складского учета наиболее эффективно организуется с их помощью. В этом случае отпадает необходимость ведения  складских карточек, так как их успешно может заменить дискета. В конце дня или периода  выдают машинограмму – ведомость движения производственных запасов по складу.

Производственные  запасы со складов ОАО "Технолит Полоцк" отпускаются в цехи для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также на сторону для переработки или реализации как излишние и ненужные.

Отпуск  материалов в кладовые цехов рассматривается  как внутреннее перемещение. При  отсутствии кладовых цехов отпуск ценностей  с центральных складов считается  расходом на производство.

Расход материалов со склада оформляется лимитно-заборными картами (форма М-8, М-8п), актами требованиями на замену материалов (форма М-11, М-11п), комплектовочными ведомостями, товарно-транспортными накладными (форма ТТН-1) (Приложение 1), товарными накладными (форма ТН-2) (Приложение 2).

При использовании  вычислительной техники возможно применение карточек складского учета в качестве единого документа для учета  расхода материалов в производство. По данным карточек выдаётся ведомость  расхода материалов за подписями цеха-получателя и материально ответственного лица склада, отпустившего ценности.

Лимитно-заборные (расчетные) карты (Приложение 9) применяются для оформления отпуска материалов, систематически потребляемые при изготовлении продукции, а акты - требования на замену материалов - для учета отпуска ценностей сверх установленного лимита или при замене одного материала другим. Отпуск материалов на производство разового потребления внутри организации, а также хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, оформляется накладной – требованием на отпуск материалов.

При отпуске  комплектующих изделий через  комплектовочные кладовые в качестве расходного документа используются комплектовочные ведомости. В заготовительных  цехах используются раскройные карты, по которым производится и отпуск материалов в производство.

Отпуск  материалов сторонним организациям автомобильным транспортом оформляют товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1), а без участия автомобильного транспорта - товарной накладной (форма ТН-2).

В зависимости от направления расхода  материальных ценностей в учете  составляются проводки:

 

Журнал  регистрации хозяйственных операций № 3

 

Дебет

Кредит

Сумма

20

10

По стоимости фактической

23

10

По стоимости фактической

25

10

По стоимости фактической

26

10

По стоимости фактической

28

10

По стоимости фактической

29

10

По  стоимости фактической


 

При использовании  приобретенных ценностей на производство продукции, обороты по реализации которой  освобождены от НДС, суммы налога, предъявлены продавцом и оплаченные покупателем при приобретении для  производственных целей материалов, относятся покупателем на затраты  по производству и реализации продукции. В учете делают проводки:

 

Журнал  регистрации хозяйственных операций № 4

 

Дебет

Кредит

Сумма

20

18

Сумма НДС

23

18

Сумма НДС

25

18

Сумма НДС

26

18

Сумма НДС

43

18

Сумма НДС

44

18

Сумма НДС


 

В случае использования материалов на производственные нужды суммы НДС относятся на соответствующие источники:

Суммы НДС по товарно-материальных ценностям, приобретенным за счет средств целевого финансирования из бюджета РБ либо других фондов и использованным по целевому назначению, отражаются записями:

 

Журнал  регистрации хозяйственных операций №6

 

Дебит

Кредит

Сумма

86

18

Сумма НДС


 

В случае отпуска материальных ценностей  на непроизводственные нужды после  зачета НДС производится восстановление соответствующих сумм налога:

 

Журнал  регистрации хозяйственных операций №7

 

Дебит

Кредит

Сумма

86

68

Сумма

91

68

Сумма

92

68

Сумма


 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование учета производственных запасов

 

Эффективность деятельности предприятия  во многом зависит от правильного  определения потребности в материалах. Оптимальная обеспеченность материалами  ведет к минимизации затрат, улучшению  финансовых результатов, к ритмичности  и слаженности работы предприятия.

1. Отлаженная работа с поставщиками.

Заказы на приобретение материалов должны делаться только после того, как одобрен выбор поставщика. Для этого можно составить  специальные перечни поставщиков. Ведение таких перечней сокращает  время, расходуемое на поиск необходимой  информации, что при повторе заказа существенно снижает затраты  отдела снабжения. Такой перечень должен постоянно пополняться новой  информацией о товарах или  возникающих проблемах с действующими поставщиками. На данном предприятии  отсутствуют записи проведения анализа  поставщиков. Для проведения объективного анализа должна быть разработана  методика, которая максимально бы предоставляла алгоритм выбора и  оценки поставщиков на основании  выполнения установленных критериев  по конкретным позициям. Материалы  закупаются на основании 3-х основных критериев: цена, качество и сроки.

Информация о работе Учет производственных запасов в местах хранения и в бухгалтерии по предприятию ОАО "Технолит Полоцк"