Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 09:33, курсовая работа
В процессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям. Поэтому важное значение для благополучия предприятий имеет своевременность денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций. Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами.
1.Введение.......................................................................................................2стр.
2.Учёт денежных средств на расчётных и специальный счетах в банках……………………………………………………………………….4стр.
2.1 Учет операций по расчетному счету………………………………. ...4стр.
2.2 Установленные законодательством РФ формы расчета......................5стр.
2.3 Отражение операций на расчётных и специальных счётах……...….8стр. 2.4 Расчёты пластиковыми карточками......................................................10стр. 3.Особенности учёта кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютному счёту……………………………………………………….11стр. 3.1 Сущность кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютному счету, курсовые разницы………………………….................11стр. 3.2 Учёт кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютному счету………................................................................................13стр.
4.Практическая часть……………………………………………………...20стр.
5.Заключение..................................................................................................43стр.
6.Список литературы………………………………………………….…..45стр.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение....................
2.Учёт денежных средств на расчётных
и специальный счетах в банках………………………………………………………………
2.1 Учет операций по расчетному счету………………………………. ...4стр.
2.2 Установленные законодательством
РФ формы расчета......................
2.3 Отражение операций на
4.Практическая часть……………………………………………………...
5.Заключение..................
6.Список литературы……………………………
ВВЕДЕНИЕ
В процессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям. Поэтому важное значение для благополучия предприятий имеет своевременность денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций. Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Безналичные расчеты в условиях развитой рыночной экономики осуществляются с помощью векселей и чеков, замещающих наличные деньги, безналичных перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских счетов между различными банками, а также клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты. В отличие от платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты осуществляются большей частью с помощью различных банковских, кредитных и расчетных операций, замещающих наличные деньги в оборот. Применение безналичных расчетов снижает расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных деньгах, способствует концентрации в банках свободных денежных средств предприятий, обеспечивает их более надежную сохранность. Денежные средства предприятий находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, в чековых книжках и пр. Их приумножение, правильное использование, контроль за сохранностью - важнейшая задача бухгалтерии. От успешности ее решения во многом зависит платежеспособность предприятия, своевременность выплаты заработной платы его персоналу, расчетов с заказчиками, платежей в бюджет и др. За сохранность денежных средств в кассе отвечает кассир, который несёт полную материальную ответственность. Размер сумм наличных денег в кассе организации ограничен лимитом, ежегодно устанавливаемым банком по согласованию с организацией. Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в кредитном учреждении. Целью бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций - является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики бухгалтерия должна исходить из принципа, что умелое использование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, акции и облигации сторонних предприятий, инвестиционные фонды и т.д.).
2. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЁТНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СЧЕТАХ В БАНКАХ
2.1 Учет операций по расчетному счету
В процессе хозяйственной деятельности между организациями возникают различные расчетно-денежные отношения в связи с поставкой материалов и оплатой услуг, продажей готовой продукции, с выполнением различных финансовых обязательств (платежи в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, погашение ссуд банкам и т.п.). Указанные расчеты осуществляются безналичными платежами, т.е. перечислением денежных средств через отделения банка с расчетного счета плательщика на счет получателя. Все организации обязаны хранить свободные денежные средства на счетах в банках. Они вправе открывать в любом отделении банка расчетный счет для проведения всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Для открытия расчетного счета организация представляет в учреждение банка: заявление с просьбой об открытии расчетного счета, документы о регистрации организации, копии учредительных документов, карточку с образцами подписей распорядителей средств и оттиском печати, документы о постановке на налоговый учет и о регистрации в качестве плательщика страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Иностранные фирмы и совместные организации представляют дополнительно свидетельство о внесении их в реестр организаций с иностранными инвестициями. Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщики обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счетов в банковских учреждениях. Нарушение установленного срока влечет за собой взыскание штрафа (ст. 118 НК РФ). Открытому счету присваивается номер, который затем указывается на всех документах, отражающих движение средств на расчетном счете. Порядок совершения и оформления операций по расчетному счету регулируется действующим законодательством, а также правилами, инструкциями и положениями Центрального банка Российской Федерации. Все операции по расчетному счету банк производит с согласия и по поручению владельца счета. Поэтому взаимоотношения между организацией и банком строятся на основании договора, в котором фиксируются перечень услуг банка, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, права, обязанности и ответственность сторон и др. Списание денежных средств с расчетного счета может производиться только по распоряжению клиента. Без его согласия списание делается по решению суда или в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Возможно бесспорное списание со счета налоговыми органами сумм недоимок и пеней по налогам и сборам, а также таможенными органами - сумм платежей и пеней. Списание средств с расчетного счета организации производится в порядке календарной очередности поступления расчетно-платежных документов. Но существуют некоторые приоритеты: в первую очередь списываются денежные средства по исполнительным документам, затем производится списание по платежным документам на перечисления платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, после этого перечисляются средства для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту) и по другим денежным требованиям.
2.2 Установленные
Движение средств на расчетном счете оформляется банковскими платежными документами. Безналичные расчеты между организациями осуществляются в разных формах. От выбранной формы расчетов зависит использование конкретного расчетного документа. К таким документам относятся: объявления о взносе наличными, платежные поручения, платежные требования, платежные требования-поручения, чеки и аккредитивы, банковские пластиковые карточки. Объявлением о взносе наличными оформляется сдача наличных денег в кассу банка. Банк в подтверждение приема денег выдает клиенту квитанцию. Наиболее часто при осуществлении безналичных расчетов используются платежные поручения, которые являются поручением организации обслуживающему ее банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя средств. Платежное требование представляет собой расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате организации-получателю определенной суммы через банк. Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю заплатить стоимость поставленной по договору продукции (работ, услуг) на основании направленных в обслуживающий банк покупателя расчетных и отгрузочных документов. Чек используется организацией для получения наличных денег с расчетного счета; он выписывается в одном экземпляре на имя кассира или другого лица, которому доверяется получение денег. Бланк чека состоит из самого чека, корешка чека и контрольной марки. Все части имеют одинаковый номер; корешок чека остается в чековой книжке, чек отрезается и предъявляется в банк, а контрольная марка выдается банковским служащим представителю организации для получения денег в кассе банка. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору. Банк, открывший аккредитив, может произвести поставщику платеж (акцептовать или учесть переводной вексель) или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов и выполнении условий, предусмотренных в аккредитиве. Аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Одновременно может быть открыто несколько аккредитивов. Во всех платежных банковских документах кроме обязательных реквизитов указывается назначение платежа. Помарки и подчистки в платежных документах не допускаются. В настоящее время широко используются для оформления расчетных отношений между организациями векселя, которые частично заменяют деньги в расчетах. Вексель может быть использован не только в расчетах, но и при оформлении товарных кредитов, в качестве залога для получения кредита или займа, как средство обеспечения обязательств третьего лица и пр. Вексель представляет собой письменное безусловное долговое денежное обязательство строго установленной формы, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю) и дающее его владельцу право по окончании срока обязательства (или досрочно) требовать с должника указанной в векселе денежной суммы. Векселя бывают простые и переводные. Простой вексель (соло) оформляет сделку двух сторон - векселедателя и векселедержателя. Векселедатель одновременно является и плательщиком указанной в векселе денежной суммы. Переводной вексель (тратта) имеет три стороны, участвующие в сделке: векселедатель (трассант), плательщик (трассат) и векселедержатель (ремитент). При использовании переводного векселя векселедатель не является плательщиком. Естественно, что между векселедателем и плательщиком на момент выдачи векселя должны существовать договорные отношения, позволяющие векселедателю выдать обязательство по уплате плательщиком денежной суммы, указанной в векселе. Но переводной вексель не содержит ссылки на эти договорные отношения, поскольку изначально вексель является ничем не обусловленным обязательством. Переводной вексель требует акцепта согласия плательщика на уплату денежной суммы, указанной в векселе. Поскольку согласие плательщика погасить вексель вытекает из договорных отношений между векселедателем и плательщиком, то векселедатель несет ответственность перед векселедержателем за выполнение плательщиком обязанности заплатить. И в случае отказа плательщика акцептовать вексель обязанность уплатить по переводному векселю переходит векселедателю. Таким образом, векселедатель по переводному векселю отвечает и за акцепт, и за платеж. По переводному векселю права передаются путем совершения на нем передаточной надписи. Такая передаточная надпись называется индоссаментом. Лицо, передающее свои права по векселю, называется индоссатором, а лицо, приобретающее права по векселю, называется индоссатом. Индоссамент отражается на оборотной стороне векселя. Учреждения банка ведут учет векселей, в котором показывается передача или продажа векселедержателем векселей банку по индоссаменту до наступления срока платежа по векселю и получение указанной в векселе суммы за вычетом процента, причитающегося банку (учетный процент, дисконт). Вексельное обращение - сложная сфера расчетов, которая требует участия в ней не только бухгалтеров, но и банковских работников, юристов, нотариусов.
2.3 Отражение операций на
Организация должна контролировать обоснованность операций по своему расчетному счету. Учреждение банка выдает владельцу счета выписки об остатках и движении средств на расчетном счете с приложением к ним всех первичных расчетных документов. Записи в выписке банка по дебету означают выдачу наличных денег по чекам или списание (уменьшение) по счету по безналичным расчетам, а по кредиту - взносы наличных денег по объявлениям или зачисление (увеличение) счета по безналичным расчетам. В бухгалтерском учете организации для учета этих операций открывают самостоятельный активный синтетический счет 51 «Расчетные счета», в котором указанные в выписке банка операции записывают наоборот: поступления (увеличение количества денежных средств) - в дебет счета, а выбытие (уменьшение) - в кредит счета. Это вытекает из того, что для банка «Расчетные счета» имеют не денежный, а расчетный характер (банк по этому счету учитывает свои обязательства перед клиентами). При получении банковской выписки в первую очередь проверяют тождество остатка средств, указанного в выписке, остатку по счету 51 «Расчетные счета». Затем проверяют приложенные к выписке платежные документы (основание их предъявления и суммы), полноту их отражения в выписке и отсутствие арифметических ошибок. Суммы, ошибочно отраженные по дебету или кредиту счета «Расчетные счета» и обнаруженные при проверке выписок банка, относят до выяснения причин на счет 76-2 «Расчеты по претензиям». Обо всех обнаруженных ошибках делается письменное сообщение учреждению банка. Наряду с расчетными счетами организации могут иметь счета для учета денежных средств целевого назначения, находящихся в аккредитивах, платежных чековых книжках и иных платежных документах (кроме векселей) и предназначенных для финансирования капитального строительства и других текущих расходов. Учет данных средств ведется в порядке, аналогичном порядку отражения операций по расчетному счету, но на активном синтетическом счете 55 «Специальные счета в банках», который имеет несколько субсчетов, открываемых для учета движения отдельных платежных документов. Зачисление денежных средств на специальные счета отражается следующей бухгалтерской записью: Д-т 55 «Специальные счета в банках» , К-т 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочные кредитам и займам». По мере использования этих средств (на основе выписок банка) производится запись: Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» , К-т 55 « Специальные счета в банках ». Оставшиеся (неиспользованные) средства возвращаются на тот счет в банке, с которого они были перечислены, и отражаются бухгалтерской записью: Д-т 51 «Расчетные счета» , К-т 55 «Специальные счета в банках». На отдельных субсчетах, открываемых к этому счету, отражают движение обособленно хранящихся в банках средств целевого финансирования. Получение средств финансирования отражается записью: Д-т 55 «Специальные счета в банках» , К-т 86 « Целевое финансирование ». При использовании средств делается проводка: Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др., К-т 55 «Специальные счета в банках». По окончании строительства или финансирования других расходов (на сумму использованных средств) составляется следующая бухгалтерская запись: Д-т 86 «Целевое финансирование» , К-т 83 « Добавочный капитал ».
2.4 Расчёты пластиковыми
В настоящее время в России активно распространяется новая для юридических и физических лиц форма расчетов - расчеты с использованием банковских корпоративных карт, или, как их еще называют, пластиковых карт. Банковская пластиковая карта - персонифицированное платежное средство, предназначенное для оплаты товаров, работ или услуг, а также получения наличных денег в банковских учреждениях и банкоматах. Корпоративные банковские карты бывают двух видов - расчетные и кредитные. Расчетная карта - это банковская карта, использование которой позволяет держателю распоряжаться денежными средствами со счета организации в пределах расходного лимита. Кредитная карта позволяет ее держателю осуществлять операции в размере предоставленной банком кредитной линии, т.е. заемных средств. Чтобы стать держателем корпоративной банковской карты, организация должна представить в банк заявление на ее приобретение в соответствии с условиями использования. В заявлении обычно указывают тип карты, тип валюты, вносимой на специальный карточный счет, желаемый порядок получения выписок со счета, имя и паспортные данные будущего пользователя карты. Для перечисления средств с расчетного счета на специальный карточный счет организация подает в свой обслуживающий банк платежное поручение на перевод средств. Тогда для учета средств, перечисленных на специальный карточный счет, необходимо открыть к счету «Специальные счета в банках» самостоятельный субсчет. Все записи на субсчете могут производиться только на основании выписок банка со специального карточного счета. По дебету этого субсчета будут показываться суммы, поступившие на карточный счет с расчетного счета держателя карты, а по кредиту - суммы, списанные в оплату расходов, произведенных по карте, и суммы комиссии, уплаченной банку за обслуживание. Сальдо по субсчету будет отражать остатки средств, не использованных по карте на конец месяца. Сотрудник, которому выдали карту, получает возможность приобретать материальные ценности или услуги с оплатой через карту. При проведении операций с банковскими картами необходимо составлять документы на бумажном носителе - слип, квитанцию электронного терминала или банкомата (или иные документы, предусмотренные банковскими правилами и договорами между участниками расчетов). Слип или квитанции должны содержать следующие обязательные основные реквизиты: наименование (идентификатор банкомата, организации, обменного пункта и пр.), дату совершения операции, сумму операции, валюту операции, реквизиты банковской карты, допустимые правилами безопасности, подпись держателя карты. При отражении выдачи под отчет работнику пластиковой карты на счетах бухгалтерского учета делается следующая запись: Д-т 71 «Расчеты с подотчетными лицами» , К-т 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Корпоративные банковские карты». После представления и утверждения авансового отчета подотчетного лица о произведенных расходах на счетах бухгалтерского учета делается запись: Д-т 10 «Материалы», 26 «Общехозяйственные расходы» , 44 «Расходы на продажу» и др., К-т 71 « Расчеты с подотчетными лицами ».
Информация о работе Учёт денежных средств на расчётных и специальный счетах в банках