Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:09, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена, прежде всего, тем, что в условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятия, имеющие сложную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения.
Целью данной работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета расходов на продажу и разработка предложений по его совершенствованию в условиях рынка.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические и методические основы учёта расходов на продажу…….6
2. Организационно – экономическая характеристика «Котельничского районного потребительского общества»………………………………….16
3. Учет расходов на продажу
3.1. Понятие и классификация расходов на продажу……………………...22
3.2. Документальное оформление расходов на продажу………………….26
3.3. Порядок списания расходов на продажу………………………………28
3.4. Синтетический и аналитический учёт расходов на продажу………...34
Заключение……………………………………………………………………...36
Библиографический список……………………………………………………38
Большое значение в учете приобрела оценка материальных затрат. В отечественном учете согласно ПБУ 5/01 применяются следующие виды оценок:
по средней стоимости материалов при их списании
по себестоимости каждой единицы
по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (метод ФИФО)
Выбор варианта оценки зависит от учетной политики предприятия. [4]
Необходимость выявления фактического расхода материалов по отдельным операциям ставит перед бухгалтером задачи как по улучшению документооборота по движению материалов, так и по организации самого учета расходования материалов в производстве. Большое значение в организации учета имеет оформление первичных документов на отпуск материалов. Нужные материалы указываются в требованиях на отпуск со склада (ТОС). Многие предприятия вместо разовых требований используют в практике документирования отпуска материалов лимитные ведомости или лимитные карты. На каждом предприятии определяется круг должностных лиц, ответственных за использование материалов и оформление соответствующих документов. [12]
По мнению Карповой Т.П., учет затрат на рабочую силу занимает одно из центральных мест. Затраты на оплату труда не являются однородными и поэтому их классифицируют в целях удовлетворения требований управления. Применяется следующая группировка затрат на рабочую силу:
по видам – основная и дополнительная;
по элементам – повременная, сдельная, премии, оплата простоев и др.
по составу работников – списочно-штатный, совместители, работающие по договорам подряда;
по категориям работников – рабочие, служащие, из состава которых выделяют руководителей.
Одновременно с заработной платой по установленным нормативам производятся расчеты отчислений в государственные внебюджетные фонды. [12]
Амортизационные отчисления на оборудование относятся к числу постоянных расходов.
Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.
Амортизация – это возмещение износа основных средств в стоимостном выражении, заключающееся в постепенном переносе части стоимости основных средств на себестоимость выпускаемой продукции (в торговых организациях – на расходы на продажу).
Согласно ПБУ 6/01 амортизация начисляется одним из следующих способов:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). [5]
В состав прочих расходов входят затраты на содержание торговых представительств, почтовые, телефонные расходы; расходы по сертификации продукции; износ нематериальных активов. [12]
В зависимости от способа включения в себестоимость затраты подразделяются на:
прямые - это затраты, которые могут быть отнесены на определенный вид продукции сразу же на основании первичных документов;
косвенные затраты невозможно сразу отнести на какое-либо изделие. Они распределяются между изделиями согласно выбранной предприятием методике, которая должна быть закреплена на весь финансовый год в учетной политике. [10]
Согласно статье 318 НК РФ, организация самостоятельно определяет, какие расходы являются прямыми, а какие косвенными. Понятно, что если это возможно, выгодно признавать расход косвенным. Тогда сумма будет списана при расчете налога на прибыль единовременно. Причем организация вправе пересмотреть классификацию своих расходов на следующий год: отнести некоторые расходы, которые, раньше признавались прямыми, в состав косвенных. [8]
Специфика финансово-сбытовой деятельности выдвигает в качестве основного признака классификацию затрат для принятия решений и планирования. Затраты в этом случае подразделяют на релевантные (принимаемые в расчет) и иррелевантные. Такое деление затрат необходимо для принятия решений о цене реализации, расформировании сегментов рынка, об увеличении объемов продаж. [12]
По мнению Ф.Т. Хота, особое значение в бухгалтерском учете имеет деление затрат на постоянные и переменные. В основе этого деления лежит поведение затрат, т.е. характер изменения затрат в зависимости от уровня деловой активности.
Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении уровня деловой активности. Постоянные затраты делятся на три группы:
- полностью постоянные затраты, которые возможны даже тогда, когда деятельность отсутствует, например амортизация основных фондов, арендная плата;
- постоянные затраты на обеспечение деятельности, имеющие место только при осуществлении деятельности, например затраты на электроэнергию, освещение, заработную плату общехозяйственного персонала;
- условно-постоянные затраты, которые не изменяются до достижения определенного объема продаж. Это происходит тогда, когда предприятие закупает новое оборудование, строит новые корпуса.
Переменные затраты в сумме изменяются прямо пропорционально изменению уровня деловой активности, но рассчитанные на единицу продукции являются постоянными. Прямые затраты всегда являются переменными. Затраты на упаковку, складирование товаров, относящиеся к коммерческим расходам, также изменяются при изменении объема проданной продукции. Следовательно, часть коммерческих расходов также может быть классифицирована как переменные затраты. [16]
Если организация определяет сумму расходов на продажу в качестве постоянных расходов, то расходы на продажу в конце отчетного периода полностью списываются со счета 44 «Расходы на продажу» на 90 «Продажи». Распределение расходов между видами продукции, работ, услуг производится пропорционально
объемам реализованных товаров;
стоимости реализованных товаров;
выручке от реализации.
Если организация производит частичное списание расходов на продажу, то распределению подлежат расходы на упаковку и транспортировку. Эти расходы включаются в себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем.
При невозможности такого отнесения они могут распределяться между отдельными видами проданных товаров пропорционально объемам, себестоимости или выручке от продаж. Все остальные расходы на продажу ежемесячно относятся на себестоимость проданных товаров. [17]
Торговые организации учитывают расходы на продажу на балансовом счете 44 «Расходы на продажу». На этом счете учитываются также и управленческие расходы торговой организации, если организация ведет только торговую деятельность.
По дебету счета 44 «Расходы на продажу» в течение отчетного месяца накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей товаров. Расходы на продажу отражаются на соответствующих статьях в том отчетном периоде, к которому они относятся независимо от срока возникновения и срока оплаты.
Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету балансового счета 97 «Расходы будущих периодов». Затем они списываются в расходы на продажу в течение определенного периода по специальному расчету, который утверждает руководитель организации.
Для целей управления торговым предприятием, как заметил В.Э. Керимов, выгодно организовать учет по центрам ответственности (ЦО). Это позволяет торговому предприятию преобразовать систему учета так, чтобы затраты и доходы аккумулировались и отражались в отчетах на определенных уровнях управления, т.е. каждую структурную единицу обременяли только те расходы и доходы, за которые она может отвечать и которые контролирует. [13]
2.Организационно-экономическая характеристика «Котельничского районного потребительского общества»
«Котельничское районное потребительское общество» - это добровольное объединение граждан и юридических лиц - созданное по территориально-
создания и развития организаций торговли по обеспечению членов потребительского общества товарами;
закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через розничную торговлю;
оказание членам потребительского общества производственных и бытовых услуг;
пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.
В своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами РФ, настоящим Уставом.
Юридический и почтовый адрес предприятия: 612600 Кировская область г. Котельнич ул. Советская, 106.
Предприятие является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие создается на неопределенный срок. Предприятие имеет круглую печать, имеет расчетные и иные банковские счета в рублях на территории Российской Федерации. «Котельничское райпо» несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Цель создания организации – удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.
Основными видами деятельности предприятия являются:
оптовая и розничная торговля, общественное питание, в том числе путем создания торговых баз, магазинов, столовых, коммерческих центров, ларьков, киосков, кафетериев, закусочных, баров;
производство и реализация продукции сельскохозяйственного назначения, продовольственных, промышленных товаров;
заготовительная деятельность, в том числе сбор и реализация сырья из дикорастущих лекарственных растений;
грузовые перевозки автомобильным транспортом.
Высшим органом управления предприятия является собрание уполномоченных членов – пайщиков. Руководство текущей деятельностью осуществляет председатель Совета райпо Вагин Е.В. Руководителями предприятия, уполномоченными подписывать финансовые документы, являются председатель Совета райпо Вагин Е.В., председатель правления Бычкова С.М., главный бухгалтер Татаринова Н.Н.
Рис. 2 - Схема структуры управления
На предприятии бухгалтерский учёт осуществляется на основе общепринятых правил, определенных Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Ответственным за осуществление бухгалтерского учёта является главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно председателю Совета и несёт ответственность за формирование учётной политики (Приложение 1) , ведение бухгалтерского учёта, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчётности.
В «Котельничском райпо» применяется мемориально-ордерная форма учёта с применением компьютерной техники.
При осуществлении бухгалтерского учёта предприятие использует рабочий план счетов, разработанный на основе утверждённого Министерством финансов РФ от 31.10.2000г. № 94-н плана счетов бухгалтерского учёта.
Хозяйственные операции в бухгалтерском учёте оформляются типовыми первичными документами, утверждёнными законодательно, а так же документами, утверждёнными предприятием самостоятельно. В «Котельничском райпо» имеется график документооборота (Приложение 2).
Бухгалтерский учёт ведётся организацией непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством.
Проверка сохранности имущества организации и обеспечение достоверности бухгалтерского учёта и отчётности осуществляется путём проведения обязательных инвентаризаций имущества и финансовых обязательств (дебиторской и кредиторской задолженности) в порядке, определённом в Положении о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ п.34-н.