Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 15:18, курсовая работа
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы внутрихозяйственной отчётности;
– изучить организационную структура предприятия;
– рассмотреть составление отчетности по уровням управления;
– изучить порядок построения управленческой отчётности в организации.
Для анализа было выбрано предприятие санаторно-курортного типа санаторий «Енисей».
Введение ………………………………………………………………………… .3
1. Теоретические основы внутрихозяйственной отчётности ………………… 5
2. Формирование системы управленческой отчётности ……………………...17
2.1. Организационная структура предприятия………………………………...17
2.2. Составление отчетности по уровням управления………………………...22
2.3. Построение управленческой отчётности в организации ………………...32
Заключение……………………………………………………………………….47
Библиографический список……………………………………………………..50
Приложения……………………………………………………………………...53
4) аналитичность. Информация, используемая для внутренних управленческих целей, должна содержать данные текущего экспресс-анализа или предполагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами времени;
5) гибкость и инициативность. Конкретный блок информации должен отвечать вышеназванными принципами и обеспечивать всю полноту информационных интересов в условиях меняющихся управленческих ситуаций или в связи с изменениями в факторах производства. Кроме того, центрам ответственности должна предоставляться возможность формулировать свои предложения по использованию данной информации и направлять их на рассмотрение вышестоящего звена;
6) полезность. Информация
должна привлекать внимание
7) достаточная
экономичность. Затраты по
Как правило, информация бухгалтерского управленческого учета носит конфиденциальный характер и требует защиты.
Необходимо рассмотреть также вопрос о взаимодействии и соотношении финансового, управленческого и производственного учета.
Бухгалтерский учет подразделяется на две части: финансовый и производственный, объектом которого выступают затраты и доходы организации. Аналитическая информация производственного учета используется исключительно для внутреннего управления. В финансовом же учете в основном собирается информация, не являющаяся коммерческой тайной организации, в связи с чем ее представляют также внешним пользователям [6, c. 59].
Такое подразделение бухгалтерского учета можно объяснить тем, что в принципе вся система бухгалтерского учета является составной частью управленческой системы организации. Однако при использовании терминов «финансовый учет» и «производственный учет» основной упор делается на учетные процедуры. Управленческий же учет не ограничивается только учетными процедурами, а за счет других функций управления, по существу, превращает производственный учет в управленческий. Его данные содержат коммерческую тайну и в отличие от финансового учета используются исключительно внутри организации.
Между управленческим и финансовым учетом много общего, поскольку оба они используют информацию учетной системы предприятия. Одним из разделов этой системы является учет затрат и доходов, необходимый как в финансовом, так и в управленческом учете. Общепринятые принципы финансового учета могут действовать также и в управленческом учете, поскольку руководители предприятий в своей деятельности не могут пользоваться исключительно непроверяемыми, субъективными оценками и мнениями. Кроме того, информация обеих подсистем используется для принятия необходимых управленческих решений, как на внешнем, так и на внутреннем уровне [8, c. 104].
Однако, несмотря на наличие объединяющих признаков, эти два вида учета существенно отличаются один от другого. Обобщенная характеристика управленческого учета и его отличия от финансового учета приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Различия финансового и управленческого учета
Квалификационные признаки |
Финансовый учет |
Управленческий учет |
Обязательность ведения учета |
Обязательно (ст. 18 Закона РФ «О бухгалтерском учете») |
Необязательно и зависит от решения руководителя |
Главные потребители |
Внешние |
Внутренние |
Цели ведения учета |
Состояние финансовой отчетности для внешних пользователей |
Обеспечение процесса управления внутри предприятия |
Свобода выбора методов ведения учета |
Ограничена общепринятыми принципами ведения бухгалтерского учета |
Никаких ограничений. |
Учетная система |
Двойная запись |
Любая удобная система |
Измерители |
Денежные |
Любые |
Ориентация во времени |
Оценка прошлых событий |
Нацеленность на будущее |
Временной интервал |
Год, месяц, квартал |
Любой необходимости |
Набор показателей |
Определен точно. Относительные показатели используются незначительно |
Набор определяется руководством самостоятельно |
Объекты учета |
Предприятие описывается как единое целое |
Центры ответственности |
Источники информации |
Данные учетной системы предприятия |
Любые источники |
Степень надежности |
Документально подтвержден, но его оценки не могут быть абсолютно точными |
Приблизительные оценки |
Степень открытости информации |
Не представляет коммерческой тайны. Является открытой, публичной и в ряде случаев заверяется независимыми аудиторами |
Является коммерческой тайной, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер |
Основные требования к информации |
В большей степени точность |
В большей степени оперативность предоставления |
Формы представления информации |
Утверждены Минфином России и центральными ведомствами |
В произвольной форме |
Степень ответственности |
Руководители несут административную и уголовную ответственность |
Дисциплинарную
ответственность несут |
Базисная структура |
Актив = Собственный капитал + Обязательства |
Зависит от запросов пользователей |
Определение системы управленческого учета – вопрос дискуссионный. Не существует какого-либо идеального определения, которое устраивало бы всех специалистов в этой области. Мнение авторов при понимании управленческого учета разняться.
Так, по мнению Национальной ассоциации бухгалтеров США, управленческий учет есть «процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интеграции и передачи финансовой информации, используемой управленческим персоналом для планирования, оценки и контроля за производственной деятельностью и эффективностью использования ресурсов.
В книге «Управленческий учет» под редакцией А.Д. Шеремета приводится такое определение: «Управленческий учет – подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает её управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации [30, c. 41].
Созвучное определение дает в книге «Бухгалтерский управленческий учет» М.А. Вахрушина: «Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает её управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации целом, а также её структурных подразделений» [13, c. 57].
«Учетно-информационную»
направленность управленческого учета
подчеркивают О.Е. Николаева и Т.В.
Шишкова: «Управленческий учет охватывает
все виды учетной информации для
внутреннего использования
По мнению М.М. Стажковой, «Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа доходов, расходов и результатов хозяйственной деятельности в необходимых аналитических разрезах, оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Следует отметить, что официального определения управленческого учета в законодательных актах, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета Российской Федерации, нет. И по мнению М.М. Стажковой это правильно, поскольку организация управленческого учета – внутреннее дело каждого предприятия, государство не может обязать предприятия вести управленческий учет или предписать единые правила его ведения.
Цель управленческого учета – помочь управляющим в принятии эффективных управленческих решений – реализуется в его задачах:
В отличие от финансового учета, правила ведения которого в соответствии с законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» определяются четырёхуровневой системой нормативного регулирования, управленческий учет подобной регламентации не подтвержден. Менеджмент каждой коммерческой организации имеет собственную целевую направленность, в связи с чем построение системы управленческого учета становится для нее своеобразным ноу-хау. В этих условиях роль государства сводится лишь к оказанию методической помощи организациям.
Необходимо отметить, что в последние годы существенную работу по становлению и развитию управленческого учета в российских организациях проводит Министерство торговли и экономического развития, а также Министерство финансов Российской Федерации. Предполагается дальнейшая организационная работа в этом направлении – создание отраслевых инструкций по вопросам планирования, учета затрат и калькулирования. При желании предприятия смогут воспользоваться ими.
Основные пользователи информации управленческого учета – высшее руководство организации, руководители структурных подразделений и специалисты. Высшее руководство формирует стратегические цели управления организацией. Для достижения этих целей оно получает:
Руководители
структурных подразделений
Специалисты получают информацию в пределах своей компетенции о деятельности организации и ее структурных подразделений, а также прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на результаты хозяйственной деятельности.
Из этого
следует, что основными объектами
управленческого учета являются
расходы и доходы предприятия, а
также результаты как сопоставление
доходов и расходов. Кроме того,
в управленческом учете обязательно выделяют
такие объекты учета, как «центры ответственности»
и система внутренней отчетности.
2. ФОРМИРОВАНИЕ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
2.1. Организационная структура предприятия
Проведём анализ на основании санатория «Енисей». Санаторий «Енисей» функционирует с 1986 г., расположен на живописном берегу Великой сибирской реки, в честь которой он был назван. Среди великолепных сосен нашли свой приют незатейливые, но очень уютные корпуса, в которых отдыхают и восстанавливают свое здоровье жители Красноярского края и других регионов России. Санаторий «Енисей» традиционно пользуется популярностью как место отдыха и лечения.
Санаторий «Енисей» в полной мере можно назвать комплексным хозяйством, в состав его входят: два спальных корпуса на 500 мест, коттеджи на 160 спальных мест, лечебный корпус на тысячу посещений в день, открытый и закрытый плавательные бассейны с морской водой, клуб, столовая с актовым залом на 400 мест и тремя залами для питания на 840 посадочных мест, библиотека, киноконцертный зал, гараж на 25 автомобилей, котельная производительностью 15 т пара в чес, база ремонтно-строительного участка, прачечная, база парковой службы, подсобное хозяйство, складское помещение, жилой фонд.
В настоящее время санаторий «Енисей» принимает 8000 человек в год, т.е. является круглогодичным. Зимой он работает в том же режиме, что и в летнее время.
Есть в санатории своя грязелечебница, различные процедурные кабинеты: физиотерапии, магнитотерапии, рефлексотерапии, электрона, лазеротерапии, ванные комнаты для получения радоновых, мацестинских ванн. К услугам отдыхающих предоставлена возможность медицинского обследования современными методами диагностики – всем видами рентгенологического, клинического и биохимического, лабораторного исследования.
Информация о работе Формирование системы управленческой отчетности