Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:12, реферат
Информационные потребности большинства предприятий с целью управления хозяйственными процессами одинаковы — количественная и качественная информация. Количественная информация выражена в конкретных числах, а качественная — представлена визуальными впечатлениями, разговорами, телевизионными программами и газетными сообщениями. В свою очередь количественная информация подразделяется на учетную и неучетную. Первую получают на предприятии с помощью учета. Под учетом понимаются процессы наблюдения, сбора, идентификации, оценки, классификации, обработки и передачи информации о фактическом состоянии и изменениях экономического субъекта.
На данном этапе работа по совершенствованию законодательной базы российского учета проводится на качественно новом уровне: к разработке национальных стандартов, инструкций и методических рекомендаций подключаются объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов. В 1997 г. в России создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), собравший специалистов-профессионалов и ученых в области учета, анализа и аудита.
Основной целью
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.
Основными функциями федерального органа определены:
а) подготовка нормативных актов, регулирующих ведение
бухгалтерского учета;
б) организация аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров в Российской Федерации.
Федеральный орган разрабатывает критерии и порядок аккредитации профессиональных объединений бухгалтеров.
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, раскрывающего правовые и методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации, а также документов, излагающих правила представления полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Они могут также вести учет в соответствии с Федеральным законом.
Нормы, содержащиеся в других федеральных
законах и затрагивающие
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает следующие уровни документов по бухгалтерскому учету (таблица 3.1):
а) первый уровень — Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета;
б) второй уровень — положения по бухгалтерскому учету;
в) третий уровень — методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;
г) четвертый уровень — рабочие документы конкретной организации.
На первом уровне кроме Федерального закона [1] отдельные аспекты бухгалтерского учета регулируются Гражданским кодексом РФ [3] и другими федеральными законами. Например, в Гражданском кодексе РФ установлены сроки исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т.д. В Законе об акционерных обществах [11] указан порядок образования и использования резервного капитала.
Положение по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, в основном Министерством финансов РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности [12]. В настоящее время система национальных стандартов — положений по бухгалтерскому учету включает 19 ПБУ.
Документы третьего уровня подготавливаются
и утверждаются федеральными органами,
министерствами и иными органами
исполнительной власти, которым федеральными
законами предоставлено право
К третьему уровню относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету. Так например, в развитие ПБУ 6/97 «Учет основных средств» [13], Министерством финансов РФ дополнительно вводились Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств [14], устанавливающие правила приобретения, оценки, выбытия основных средств, особенности погашения их стоимости и другие технические аспекты по организации их учета.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также содержит положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на производство и реализацию продукции, ведения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и прочие.
Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику организации.
Согласно действующему законодательству организации на основе принципов и методов, закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации учета и прочих особенностей, самостоятельно (на базе единого Плана) разрабатывают рабочий план счетов экономического субъекта, утверждают документооборот, выбирают методы оценки имущества и т. д.
Название документов, их статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.
Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, могут служить исходными данными для налоговых расчетов. Вместе с тем законодательные и иные нормативные акты, регулирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета.
Контрольные вопросы к главе
Укажите номер правильного ответа.
1. Какую функцию выполняет учет в системе управления организациями
а) информационного обеспечения управления;
б) выбора и принятия управленческих решений;
в) контроля и оперативного регулирования.
2. Какой из перечисленных ниже видов учета выполняет организующую роль
а) оперативный;
б) бухгалтерский;
в) статистика.
3. Быстрота получения информации — одна из отличительных черт учета
а) оперативного;
б) бухгалтерского;
в) статистики.
4. Какая информация
составляет основу
а) плановая;
б) нормативная;
в) о фактически свершившихся фактах хозяйственной жизни;
г) прогнозная.
5. В бухгалтерском учете производственно<хозяйственные и финансовые процессы отражаются
а) по состоянию на 1-е число месяца;
б) непрерывно;
в) прерывно.
6. Обеспечение сохранности имущества достигается
а) организацией усиленной охраны складских помещений;
б) персонификацией ответственност
в) увеличением заработной платы сторожей.
7. При какой модели
организации бухгалтерский и
налоговый учет существуют
а) континентальная;
б) южноамериканская;
в) англосаксонская (британо-американская).
8. В части связи
с налогообложением российский
бухгалтерский учет
а) континентальную;
б) южноамериканскую;
в) англосаксонскую (британо-американскую).
9. Какие условия необходимы
для решения четвертой (
а) большой пакет акций у
б) открытость (публичность) финансовой отчетности и развитый рынок ценных бумаг;
в) унифицированные формы
10. Какие органы оказывают
доминирующее влияние на регули
а) органы законодательной и
б) Институт профессиональных бухгалтеров;
в) Международные профессиональные бухгалтерские организации.
11. Какие нормативные документы регулируют учет на высшем уровне
а) ФЗ «О бухгалтерском учете»;
б) система российских стандартов (ПБУ);
в) единый План счетов.
12. Что выступает объектом
регулирования в ФЗ «О
а) организация и методология ведения учета и отчетности;
б) методология формирования отдельных объектов бухгалтерского наблюдения;
в) группировки объектов бухгалтерского наблюдения.
13. При существенном
пересмотре нормативных
а) обязательно полностью
б) вообще не обязательно;
в) обязательно в части положений, изменяемых в документах
низшего уровня и содержащихся в документах высших уровней;
г) на усмотрение компетентного органа Правительства РФ.
14. В каком порядке
должны пересматриваться
а) не имеет значения;
б) сначала высших уровней, далее низших;
в) сначала низших уровней, затем высших;
г) на усмотрение компетентного органа Правительства РФ.
Ответы
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
а |
в |
а |
в |
б |
б |
в |
в |
б |
а |
11 |
12 |
13 |
14 |
||||||
а |
а |
в |
б |
Литература
1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ. — М., 1996.
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г.
4. Бир Ст. Кибернетика и управление производством. — М., 1965.
5. Королев М.А. Обработка экономической информации на электронных машинах. — М., 1965.
6. Экономическая информация / Авт. колл. под рук. Е.Г. Ясина. — М., 1974.
7. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 1993.— 496 с.
8. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 576 с.
9. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Федеральный закон от 06.08.01 г. №110-ФЗ.
10. Соколов Я.В. Теория бухгалтерского учета: необходимость и особенность // Бухгалтерский учет. — 1996. — №1. С.33—36.
11. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.95 г. №208-ФЗ — М., 1995.
12. Международные стандарты финансовой отчетности. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности: Пер. Тарусина В.И. / Ред. коллегия: А.С. Бакаев, Л.В. Горбатова, Т.Б. Крылова, М.В. Мельник, В.Ф. Палий, Л.З. Шнейдман. — М.: Аскери, 1999. — 1135 с.
13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. №26н.
14. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина России от 20.07.98 г. №33н.