Регулирование цен за счет
установления предельных уровней цен
(установление верхнего или нижнего
лимита цен), введение фиксированных
коэффициентов по отношению к
прейскурантным ценам, установление предельных
надбавок, регламентация основных параметров,
влияющих на формирование цены (порядок
формирования издержек, максимальный
размер прибыли, размер и структура налогов),
установление максимального размера разового
повышения цен, определение и регулирование
цен на продукцию и услуги государственных
предприятий;
Регулирование системы свободного ценообразования
за счет законодательного регламентирования
ценообразовательной деятельности участников
рынка, ограничение недобросовестной
конкуренции. Данный способ воздействия
государства на процесс ценообразования
заключается во введении ряда запретов:
• запрет на горизонтальное
фиксирование цен — запрет на соглашение
нескольких производителей о поддержании
цен на продукцию на определенном уровне
в случае если совокупная доля рынка этих
предприятий будет обеспечивать им доминирующее
положение на рынке.
• запрет на вертикальное фиксирование
цен — запрет производителям диктовать
свои цены посредникам, оптовой и розничной
торговле;
• запрет на демпинг —
запрет на продажу товара ниже себестоимости
его производства с целью устранения
конкурентов. Данная практика особенно
актуальна, если на рынке имеется
лидер, стремящийся вытеснять конкурентов
с рынка или не допустить их проникновения
на данный рынок.
• запрет на недобросовестную
ценовую рекламу — подобная реклама
создает у потребителей иллюзию
снижения цен с целью привлечения
их внимания к товару.
К основным рычагам прямого
ценового регулирования относятся:
1) установление верхнего абсолютного
предела цены, «ценового потолка» (самый
жесткий рычаг в условиях рынка);
2) ограничение роста цены путем регламентирования
норматива рентабельности в процентах
к себестоимости;
3) установление ограничений на посреднические
вознаграждения;
4) определение нижнего предела цены, «ценового
пола». Посредством первых трех рычагов
сдерживается рост цен во избежание роста
инфляции.
2. ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В РБ
2.1. Особенности инфляционных
процессов в Республике Беларусь
При переходе
к рыночной экономике Республика
Беларусь, как и другие страны бывшего СССР, столкнулась
с проблемой инфляции. Предпосылки роста
инфляции были заложены, прежде всего,
в самой структуре экономики нашей
Республики. Ее корни лежат в истории,
в уникальной диспропорциональности советской
экономики. Начиная с 30-х годов, с периода
индустриализации, бурный рост тяжелой
промышленности сочетался с медленным
увеличением и даже относительным снижением
выпуска потребительских товаров, а именно
последние обеспечивают ценность денег.
В результате в экономике возникли значительные
структурные перекосы. Около 80% средств
в экономической системе составляли средства
производства и только 20% – предметы потребления.
Ситуацию усугубила неэффективность сельского
хозяйства, неразвитость сферы услуг;
недостаточное развитие торговой сети,
связи;
В начале экономических реформ инфляция
существовала в экономике Республики
в скрытом виде и имела следующие сущностные
характеристики: общее превышение спроса
над предложением (в потенциале — инфляция
спроса), искаженные ценовые пропорции,
отражающие деформированность структуры
экономики, заниженность цен на сырье
и преобладание неконкурентоспособной
на мировом рынке продукции, высокие инфляционные
ожидания населения.
Для анализа инфляции используются данные
Белстата.
С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля
и роста денежных доходов населения более
чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился
и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в
среднем по СНГ.
Тем не менее, высокая ставка рефинансирования
Национального банка (14% с начала 2009 г.)
позволила сдержать инфляционные тенденции.
(Приложение 3)
На 2011 год правительство утверждало целевой
прогноз по инфляции в пределах 7,5-8,5%. В
2011 году инфляция в Беларуси достигла
своего наибольшего уровня с 2000 года, когда
потребительские цены выросли на 107,5%.
Динамика средних процентных ставок финансового
рынка Республики Беларусь (Приложение
)
Как сообщалось, резкий скачок инфляции
в Беларуси в 2011 году обусловлен почти
трехкратной девальвацией белорусского
рубля в условиях сохраняющейся высокой
импортоемкости белорусской экономики.
Основными причинами инфляции в Республике
Беларусь являются:
1.Дефицит государственного бюджета.
Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию
денег в наличной и безналичной формах,
расширение масштабов банковского кредитования
сверх реальных потребностей хозяйства,
дотации для неэффективного производства,
чрезмерные расходы на социальные программы,
содержание огромного бюрократического
аппарата. Высокая степень бюджетизации
экономики и неэффективное ведение хозяйствования.
2. Ограничение конкуренции. Монополия
крупнейших корпораций, фирм, компаний,
которые самостоятельно устанавливают
цену на рынке и определяют собственные
издержки. В Беларуси очень много монополистических
предприятий, как в добывающей отрасли
(например: «Белоруськалий»), так и в остальных
производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь»,
ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).
3. Долларизация экономики. Долларизация
представляет собой процесс замещения
слабой национальной валюты твёрдой валютой,
в данном случае долларами, которые в большей
или меньшей степени выполняют все функции
денег, но, прежде всего, используются
как средства сбережения.
4.Мировой кризис. Мировой финансовый
кризис начавшийся в 2008 году оказал влияние
на всю мировую экономику и на каждую страну
в отдельности по разному. Глубина поражения
экономики у каждого государства разная,
это зависит, прежде всего, от экономической
устойчивости страны. Белорусскую экономику
рецессия затронула позже и в меньшей
степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего
времени наша республика оставалась одной
из немногих стран, в которой ВВП продолжал
расти. Наиболее существенные объемы падения
среди стран ЕС зафиксированы в Литве
— на 14,2 процентных пункта. А все эти страны
являются нашими важными рынками сбыта,
и понятно, что такие результаты оказывают
не лучшее воздействие на экономику Беларуси.
Однако в IV квартале 2011 г ВВП показал нулевой
рост к аналогичному периоду 2010 г. Между
тем, согласно официальному прогнозу властей
Беларуси, уже в 2012 году ВВП должен увеличиться
на 5,0-5,5 процента. Таким образом, совокупность
всех этих экономических факторов
в большей или меньшей степени влияют
на рост инфляции в Беларуси.
Поэтому чтобы остановить рост цен и дальнейшее
возрастание инфляции необходимо:
1. Восстановить доверие
к национальной валюте, как внутри
страны, так и за ее пределами
путем неограниченной, а затем
полной конвертации.
2. Стабилизировать белорусский рубль
посредством:
· полной и быстрой либерализации
цен на все факторы производства
товаров и услуг;
· снятия административных
ценовых ограничений на товарных
рынках, рынках труда и капитала
на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции,
а также либерализации внешнего рынка.
· проведения жесткого контроля за процессом
эмиссии со стороны Национального банка,
что возможно только при его независимой
политике, как этого требует закон.
3. Законодательно запретить использования
кредитно-денежной эмиссии для финансирования
дефицита бюджета, скупки иностранной
валюты, ценных бумаг, краткосрочного
и особенно долгосрочного кредитования
народного хозяйства;
4. Проводить политику «дорогих денег»
путем активизации рынка ценных бумаг,
включения купли-продажи земли и осуществления
других мер в целях замедления скорости
обращения рубля; По оценке Национального
статистического комитета, индекс потребительских
цен на товары и платные услуги населению (инфляция) с 14 по 21 февраля
2012 года вырос на 0,5%, с начала февраля к
средним ценам января 2012 года — на 1,4%.
Таким образом, с начала года, по оценке
экспертов, инфляция составила 3,3% Международный валютный фонд прогнозирует
рост ВВП Беларуси в пределах 3 процента
в 2012 году по сравнению с ростом
на 5,3 процента в 2011 году.
Об этом говорится в обновленном докладе
фонда "Перспективы развития мировой
экономики" (World Economic Outlook).
МВФ также ожидает, что в текущем году
рост цен в Беларуси замедлится до 38,4 процента
после гиперинфляции на уровне 108,7 процента
в 2011 году. В 2013 году инфляция экспертами
фонда прогнозируется на уровне 27,5 процента.
2.2. Основные направления и методы антиинфляционного
регулирования в Республике Беларусь
Развитие инфляционного процесса зависит от
проводимой государством экономической
политики, в рамках которой, в частности,
могут приниматься специальные антиинфляционные
меры.
Наиболее вероятными в условиях повышения
инфляции представляются такие меры, принимаемые
государством и руководством предприятий,
которые в той или иной мере будут направлены
на компенсацию трудящимся потерь от удорожания
потребительной корзины.
Государство при выборе методов макроэкономического
регулирования может рассматривать различные
системы мер в области налогово-бюджетной,
денежно-кредитной, валютной и социальной
политики. [9, с.22]. Первоочередная важность
проблемы инфляции в экономике республики
нашла отражение в Основных направлениях
денежно-кредитной политики. На протяжении
ряда последних лет снижение ее является
стратегической целью ДКП, проводимой
в республике. Однако меры, предпринятые
органами государственного управления,
хотя и позволили снизить инфляцию, но
не решили в полной мере данную проблему.
Ощущается необходимость дальнейшего
снижения инфляции и установления полного
контроля над инфляционными процессами
в стране.
Инфляцию, развивающуюся в масштабах,
подрывающих законы товарно-денежного
обращения, можно считать одной из закономерностей
переходного периода. Очевидно, что стержнем
любой антиинфляционной политики является
подавление причин инфляции и нейтрализация
условий ее возникновения и развития.
В контексте
детализации системных причин
инфляция и стратегического курса на их
подавление целесообразно выделить ряд
факторов: · Удорожание
импортируемых ресурсов (энергоносителей,
металла и др.), а также любых импортных
товаров и услуг в разрезе одной или нескольких
отраслевых групп;
· Рост оплаты труда работников в отдельной
отрасли или любой группе отраслей;
· Увеличение налогов на продукты вследствие
изменения государственной налоговой
политики;
· Повышение взимаемых налогов на производство
в одной или уменьшение субсидирования
отдельных отраслей;
· Снижение обменного курса национальной
валюты;
· Удорожание отечественной продукции
различных отраслей, обусловленное иными
причинами. В связи с возникновением хронической
несбалансированности экономики в ходе
радикальных экономических реформ необходимо
разработать в условиях реформирования
эффективную антиинфляционную политику.
Необходимы кардинальные рыночные преобразования,
прежде всего демонополизация, развитие
конкуренции, либеральное, стимулирующее
деловую активность, законодательство.
Стержнем экономической политики должно
стать развитие малого и среднего бизнеса.
В целях оздоровления финансового состояния
предприятий акцент необходимо делать
на смене механизмов ответственности.
Для создания эффективного мотивационного
механизма у субъектов хозяйствования
- предпочтительнее использовать имущественную;
а не административную ответственность.
Но это возможно лишь при проведении надлежащих
институциональных преобразований: приватизации,
задействовании процедур банкротства,
активизация фондового рынка и т. п. В определенной
степени можно согласиться с позицией
правительства, придерживающегося принципа
индивидуального подхода к субъектам
хозяйствования. Однако такой индивидуальный
подход должен осуществляться в контексте
рыночного поведения предприятий с ориентацией
на конкуренцию, эффективность и самообеспечение.
При этом он будет автоматически нести
и большой антиинфляционный заряд. [8, С.75-76].
Развитие инфляционного процесса зависит
также и от реализуемой государством валютной
политики.
Усиление инфляции оказывает дополнительное
давление на обменный курс национальной
валюты в сторону его понижения. Принимая
в этих условиях решение о девальвации,
государство допускает появление в экономике
дополнительного инфляционного импульса,
который в первую очередь проявляется
в удорожании импортных товаров, а затем
по цепочкам межотраслевых взаимосвязей
переносится и на стоимость отечественной
продукции, при производстве которой используется
импортируемые сырье и комплектующие.
[9].
Все многообразие причин, вызывающих инфляцию,
можно классифицировать следующим образом:
экономические — внутренние (экономическое
состояние), макроэкономические (состояние
бюджета, платежного баланса, уровень
развития производства и др.), глобальные
(состояние мировых финансовых рынков);
политические — внешние (введение таможенных
и прочих запретов), внутренние (уровень
доверия населения к правительству); психологические
(инфляционные ожидания). Из
перечисленных факторов только внешние
политические и глобальные экономические
не поддаются регулированию, следовательно,
снижение темпов инфляции до желаемого
целевого норматива возможно при регулировании
остальных факторов, которые можно свести
к трем группам: монетарные, немонетарные
и структурные. Таким образом, антиинфляционная
политика должна включать три направления:
меры по ограничению монетарных факторов
инфляции, издержек и по структурному
регулированию рынка.
В общем виде основной причиной инфляции
выступает несоответствие денежной и
товарной массы. Управление инфляцией
будет эффективным, если бюджетная, налоговая
и денежно-кредитная политики будут скоординированы
и иметь во главе общую цель — обеспечение
экономического роста в стране и преодоление
инфляции. При этом ДКП должна быть направлена
на эффективное управление денежной массой,
а бюджетно-налоговая политика должна
содействовать развитию производства.
Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную,
бюджетную и налоговую политики, позволит
создать стимул для развития производства,
насыщения внутреннего рынка продукцией,
сделать национальную экономику более
защищенной от колебаний внешнеэкономической
конъюнктуры и поможет эффективно управлять
инфляцией.
В период действия указанной схемы должна
быть достигнута финансовая стабилизация
и осуществлено дальнейшее реформирование
секторов экономики. Переход к ДКП на основе
метода целевой инфляции будет эффективным
в постстабилизационный период.
Основным направлением решения проблем
социально-экономического развития Беларуси
должно стать сочетание рыночного механизма
с государственным регулированием экономики,
роль которого возрастает в смешанной
экономике. [8, С.76].
2.3. Регулирование
цен в РБ. Закон РБ «О ценообразовании»
Переход от плановой
экономики к рыночной предполагает
проведение определенной государственной
ценовой политики. Эта политика,
как показывает опыт других стран,
может реализовываться двумя путями: в
форме резкого перехода с помощью активной
либерализации цен или посредством плавного
вхождения в рыночную экономику, сочетая
постепенное высвобождение цен по мере
создания необходимых условий, конкурентной
рыночной среды с системой государственного
регулирования ценообразования.
Программой перехода к рынку в Республике
Беларусь первоначально предусматривалось
три этапа введения свободных цен на протяжении
1990—1992 гг. Однако осуществить такие серьезные
преобразования в сжатые сроки оказалось
нереальным.
Еще в составе бывшего СССР с ноября 1990
г. предприятиям было разрешено формировать
свободные цены на ряд товаров, не оказывающих
существенного влияния на жизненный уровень
населения (ювелирные изделия, изделия
из натурального меха, ковры и ковровые
изделия, изделия из хрусталя и др.). [6,
с.43].
Следующий шаг в направлении перехода
к свободным ценам был сделан в апреле
1991 г., когда правительство значительно
расширило перечень товаров и услуг, на
которые могли применяться свободные
(договорные) цены. На 50 % продукции производственно-технического
назначения и 25 % товаров народного потребления
предприятия устанавливали цены самостоятельно.
С этого времени в сфере государственного
контроля и регулирования остались только
розничные цены и тарифы на важнейшие
социально значимые товары народного
потребления и услуги, оказываемые населению:
хлеб и хлебобулочные изделия, молоко
и молочнокислая продукция, детское питание,
мясо и мясопродукты, сахар, электро- и
тепло- энергия, топливо бытовое, услуги
пассажирского транспорта, связи, квартирная
плата и некоторые другие.
Государственное регулирование было сохранено
также на структурообразующую продукцию
производственно-технического назначения,
определяющую общий масштаб цен: нефть,
газ природный и сжиженный, моторное и
котельное топливо, теплоэнергия, перевозки
грузов железнодорожным транспортом,
основные услуги связи. В дальнейшем процесс
либерализации цен развивался постепенно
в сторону увеличения доли свободных (договорных)
цен. С 1 марта 1993 г. стали реализовываться
населению по свободных ценам такие продукты
питания, как баранина, мясо птицы, ликероводочные
изделия (кроме водки белой, на которую
до сих пор действует фиксированная цена).
В мае-июне этого же года на свободные
цены были переведены такие основные продовольственные
товары, как свинина, говядина, вареные
колбасные изделия, мясные полуфабрикаты,
масло животное, мягкие сыры, сахар, которые
до этого времени регулировались государством.
Либерализация цен имела своей целью ликвидацию
ценовых диспропорций и более полное удовлетворение
спроса предприятий и населения в товарах
и услугах за счет стабилизации и роста
объемов их производства. Однако после
резкого скачка цен в 1992 г. они продолжали
расти высокими темпами. Это показало,
что сама по себе либерализация цен без
проведения достаточно жесткой бюджетно-финансовой
политики, институциональных преобразований
не может решить всех накопившихся проблем
и способствовать формированию экономики
нового типа. Инфляционные процессы стали
сочетаться с падением производства, поскольку
предприятия получили возможность достигать
своих целей не за счет увеличения выпуска
продукции, а за счет повышения цен. [6,
с.44].
В результате проводимых в 90-е годы преобразований
в системе ценообразования были сглажены
имеющиеся ранее диспропорции в ценах
по отраслям экономики и отдельным группам
товаров и услуг. Так, наиболее высокими
темпами росли цены на продовольственные
товары и потребительские услуги, которые
длительное время были искусственно занижены.
Опережающим ростом отличались цены на
промышленную продукцию, транспортные
услуги.
Основные направления ценовой политики
в республике на краткосрочную и долгосрочную
перспективу нашли отражение в разработанной
и принятой правительством в 1999 г. Концепции
ценообразования в Республике Беларусь.
Целью совершенствования системы ценообразования
является создание такого механизма, который
бы создавал условия для эффективного
использования ресурсов, повышения конкурентоспособности
экономики, реализации приоритетов государственной
экономической политики при одновременном
сохранении равновесия на рынке и повышения
на этой основе жизненного уровня населения.
В социально ориентированной переходной
экономике приоритетной задачей выступает
достижение важнейших социальных результатов,
в частности, обеспечение достойного прожиточного
минимума, предоставление гражданам, в
первую очередь, малообеспеченным, возможности
приобретать в достаточном количестве
товары первой необходимости.
Концепцией были определены главные составляющие
политики цен на ближайшую и долгосрочную
перспективу. Учитывая специфику переходного
периода, финансовую нестабильность национальной
экономики в тактическом плане, предусматривается
усиление роли государства в сфере регулирования
цен. В перспективе взят ориентир на создание
рыночного механизма ценообразования.
[6, с.45].
В качестве принципов
ценообразования определены:
· сочетание свободных и регулируемых
цен;
· разграничение полномочий субъектов
ценообразования по установлению и регулированию
цен;
· установление регулируемых цен на уровне,
обеспечивающем субъектам хозяйствования
покрытие экономически обоснованных затрат
и получение достаточной для расширенного
воспроизводства прибыли, при необходимости
с предоставлением государственных дотаций
и других мер государственной поддержки;
· осуществление государственного контроля
за законодательством о ценообразовании.
[6, с.46].
Правовой основой государственного регулирования
цен в республике является Закон Республики
Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.), определивший
границы ценового государственного регулирования,
сферы применения свободных и регулируемых
цен, права и обязанности как государства,
так и юридических лиц в области ценообразования.
[7, с.250]. Республиканские органы государственного
управления устанавливают цены на целый
ряд товаров и услуг. В частности, министерство
экономики утверждает цены на сырую нефть,
природный и сжиженный газ, нефтепродукты,
электроэнергию, отдельные социально
значимые товары, продукцию оборонного
значения, поставляемую по оборонному
заказу, спирт, водку, квартплату, торговые
наценки и некоторые другие товары и услуги.
Правом утверждения и контролирования
цен наделены также министерства транспорта
и коммуникаций, связи, здравоохранения,
культуры, жилищно-коммунального, лесного
хозяйства и некоторых других. Местным
органам власти дано право регулировать
цены и торговые наценки на социально
значимые товары и услуги, реализуемые
предприятиями на их территории, услуги
тепло- и водоснабжения, канализации для
предприятий, коммунальные услуги для
населения, перевозку пассажиров городским
транспортом, продукцию общественного
питания и др. Возможность ограничивать
цены на продукцию подведомственных предприятий
имеют также министерства и ведомства.
[6, с.46].
В последние годы в Республике использовались
следующие основные способы государственного
регулирования цен:
1. установление предельных индексов изменения
отпускных цен (тарифов) на товары, производимые
в республике. При невозможности их соблюдения
предприятия обязаны регистрировать цены
на производимые товары или услуги в органах
ценообразования или вышестоящих органах;