Экономическая информация как часть информационного ресурса общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 10:41, реферат

Краткое описание

В отличие от социальных революций, происходящих в челове¬ческом обществе, каждый информационный скачок усовершенство¬вал достижения предыдущих этапов.
На определенном этапе развития информационной индустрии рождается информационное общество, в котором большинство ра-ботающих заняты производством, хранением, переработкой и реа-лизацией информации, т.е. творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний. Создается единое, не раз-деленное национальными границами информационное сообщество людей.

Содержание

1. Предпосылки информатизации общества 3
2. Информация, данные, информатизация, информационный ресурс, информационный продукт, информационный рынок, информационная культура. 5
3. Экономическая информация, ее свойства и особенности 8
Библиографический список 10

Вложенные файлы: 1 файл

реферат - копия.docx

— 34.01 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО 

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

 

 

 

 

 

 

Информационные  системы в экономике

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему «Экономическая информация как часть информационного ресурса общества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:, студентка гр. Б-81

Проверила: к.э.н. Александровна

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Предпосылки информатизации общества3

2. Информация, данные, информатизация, информационный ресурс, информационный продукт, информационный рынок, информационная культура. 5

3. Экономическая информация, ее свойства и особенности 8

Библиографический список10

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

 

Компьютеризация служит современным  средством информатизации человеческого общества. Можно выделить несколько этапов, приведших к гигантским качественным скачкам в получении, накоплении и использовании новых знаний:

  • Первый этап информатизации вызван появлением речи, а позднее письменности, позволившей фиксировать, хранить и передавать информацию от поколения к поколению.Письменность появилась около 2350 г. до нашей эры.
  • Второй этап связан с изобретением книгопечатания, которое дало возможность передавать знания широкому кругу пользователей(1445 г.).
  • Третий этап вызван появлением и развитием телеграфа, телефона, радио и телевидения, позволяющих оперативно передавать и получать информацию на расстоянии(с 1816 г.).
  • Четвертый этап связан с созданием ЭВМ, внедрением компьютерных сетей и информационных коммуникаций (с 1945 г.). Появление ПЭВМ – 1973 г.

В отличие от социальных революций, происходящих в человеческом обществе, каждый информационный скачок усовершенствовал достижения предыдущих этапов.

На определенном этапе  развития информационной индустрии  рождается информационное общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой и реализацией информации, т.е. творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний. Создается единое, не разделенное национальными границами информационное сообщество людей.

Переход от индустриального  общества к информационному проявляется  в следующем:

  • все большее перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу информационных услуг;
  • на смену металлических или бумажных денег приходит электронная информация, заменяя традиционные формы расчетов системой электронных платежей, электронной коммерцией и др.;
  • информатизация охватывает все социально значимые области жизни человека.

Формирование информационного  общества опирается на новейшие информационные, телекоммуникационные технологии и технологии связи.

Именно новые технологии привели к бурному распространению  глобальных информационных сетей, открывающих принципиально новые возможности международного информационного обмена.  

ИНФОРМАЦИЯ, ДАННЫЕ, ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС, ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК, ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

 

Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информация — эти обозначение сведений, полученных из внешнегомира, и приспособление к ним наших чувств. Получение и использованиеинформации является процессом приспособления к случайностям внешней среды и жизнедеятельности объекта в ней [2].

Информацией можно назвать алгоритм построения системы, обеспечивающий воспроизведениеинформации, функционально связаннойсо средой своего местоположения. Обеспечение воспроизведения информации - обязательный и необходимый атрибут любой информационнойсистемы.

Информация — это совокупность закодированных сведений, необходимых для принятия решений и их реализации.[1]

В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Однако, в общем, информация — это совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве. А данные в свою очередь – это сведения:

- полученные путем измерения, наблюдения, логических или арифметических операций; и 

- представленные в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и (автоматизированной) обработки.

С понятием информация неразрывно связан и такой процесс как информатизация. Разные авторы дают разное определение  этому понятию:

- одни считают, что информатизация  – это организационный социально-экономический  и научно-технический процесс  создания условий для удовлетворения  информационных потребностей физических лиц и хозяйствующих субъектов на основе формирования и использования информационных ресурсов. [3]

- другие же считают информатизацию  процессом создания и совершенствования информационного общества, и процесс повышения эффективности использования информациив государстве и обществе на основе перспективных информационныхтехнологий. [1].

И если попытаться обобщить эти точки зрения, то получается что информатизация – это процесс совершенствования общества, путем внедрения новых  и улучшение уже существующих информационных технологий.

Измерение процесса информатизации осуществляется путем определения масштаба внедрения информационных технологий во все сферыобщественной жизни. Так как современные информационные технологиибазируются на использовании компьютерной техники, то иногда ставятзнак равенства между понятиями «информатизация» и «компьютеризация».

С наиболее общих позиций информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.

Информационные ресурсы характеризуются:

  • тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.);
  • формой собственности (государственная, муниципальная, частная);
  • доступностью (открытая, секретная, ограниченного использования);
  • формой представления (текстовая, изобразительная, звуковая);
  • носителем (бумажный, электронный).[1]

Использование информационных ресурсов сопровождало деятельность человека, в том числе и экономическую, и раньше, однако к настоящему времени их роль и значение неизмеримо увеличились.

Информационные ресурсы являются исходной базой для создания информационных продуктов — результата интеллектуальной деятельности человека, распространяемого посредством услуг.

Особенностями информационного  продукта является то что:

1. Информационный продукт  - это всегда результат труда,  порождение или следствие обработки  информационного ресурса. Информационный  продукт создается в процессе  творческой, производственной, аналитической,  синтетической и иных полезных  видов деятельности;

2. Информационный продукт  может быть вовлечен по желанию  собственника в экономический  оборот, следствием чего может  выступать, к примеру, переход  права собственности;

3. Информационный продукт  всегда отвечает потребностям  тех или иных потребителей. При  создании продукта четко прослеживается  идея, т. е. главный замысел,  ради реализации которого и  создается сам продукт;

4. При формировании информационного  продукта учитывается две позиции:  позиция потребителя информации (заказчика, покупателя), которому требуется информация определенной направленности, и позиция собственника в силу непосредственного оригинального формирования информационного продукта.

К информационным продуктам относят  базы данных, программное обеспечение, образовательные услуги, консультирование, результаты научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  и пр. Эти продукты обмениваются на информационном рынке и отличаются многочисленными особенностями, как на стадиях разработки, производства, так и на этапе обращения.

Информационный рынок - система  экономических, правовых и организационных  отношений по торговле информационными  технологиями, информационными продуктами и услугами. Информационный рынок  можно разделить на несколько  секторов:

  • деловой информации;
  • научной и профессиональной информации;
  • социально-политической и правовой информации;
  • массовой и потребительской информации.

В отличие от торговли обычным товаром  информационные ресурсы, услуги и продукты могут копироваться в неограниченном количестве (например, пакеты автоматизации  бухгалтерского учета «1С-Бухгалтерия», «Парус» и др.). Исключение составляют информационные ресурсы, продукты и услуги, которые не могут быть товаром и подпадают под действие федеральных законов «О государственной тайне», «О профессиональной тайне», ст. 272 «О несанкционированном доступе», ст. 273 «Вредоносные программы» УК и пр.

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ЕЕ СВОЙСТВА И ОСОБЕННОСТИ

 

В системах организационного управления выделяют экономическую(связанную с управлением коллективами людей, занятых производствомпродукции, работ и услуг) и техническую (связанную с управлением техническими объектами) информацию.

Экономическая информация отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, связана с общественным производством, поэтому ее также называют производственной.Экономическая информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, периодическим обновлением и преобразованием, применением логических операций и выполнением относительнонесложных математических расчетов

Экономическая информация неотделима от информационного процесса управления, осуществляемого в производственной и непроизводственной сферах, она  используется во всех отраслях народного  хозяйства и во всех органах общегосударственного управления.

Экономическая информация имеет ряд  особенностей, облегчающих применение компьютерных методов анализа:

  • большинство экономических показателей измеряется в количественном выражении (стоимость, объем продукции, прибыль и т.п.);
  • цикличность, характерная для большинства производств, и хозяйств, процессов позволяет многократно использовать созданную программу;
  • объемность информационных потоков (детальная информация об экономических процессах позволяет применять математические модели для прогнозирования и управления ими);
  • возможность контроля за достоверностью информации (передача и обработка экономической информации осуществляется лишь на юридически оформленном носителе - документе с подписью, электронном сообщении с кодом и т.п.).

При компьютерной обработке информация о каждом объекте для организации  в виде базы данных записывается в  виде экономического показателя (минимально возможная смысловая единица  называется «реквизит»). Реквизит характеризует  и качественные и количественные свойства изучаемых объектов.

Важнейшими свойствами экономической  информации являются:

1.Адекватность информации –  это степень соответствия трактовки  информации получателем тому  содержанию, которое вложил в  него создатель информации. Адекватность  информации — это определенный  уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

2.Достоверность информации –  это ее соответствие объективной  реальности (как текущей, так и  прошедшей) окружающего мира.

3.Актуальность информации –  это степень соответствия информации  текущему моменту времени.

4.Полнота информации – это  ее достаточность для принятия  решений.

5.Избыточность информации –  это наличие информации в объеме  сверх необходимого для реализации  цели восприятия.

6.Доступность информации –  это степень возможности ее  получения.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник/под ред. проф. В. В. Трофимова. -  М.: Издательство Юрайт, 2012. — 521 с.
  2. Информационные системы в экономике: учебное пособие / Г.Н. Исаев. – М.: Омега-М, 2011. – 464 с.
  3. Информационные системы в экономике: учебник/под ред. Г.А. Титоренко – М.: Юнити-Дана, 2008. – 463 с.

Информация о работе Экономическая информация как часть информационного ресурса общества