Этика и кодекс аудитора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:56, контрольная работа

Краткое описание

Необходимость в написании кодекса этики для аудиторов вызвана тем, что представители аудиторской профессии, проводя проверку организации, индивидуального предпринимателя, работают не только на них, - они обязаны действовать в первую очередь в общественных интересах (1). Нарушение этических норм влечет за собой порицание, осуждение со стороны коллег, а также специально созданных судов при аудиторских палатах. В более тяжких случаях к провинившимся могут быть применены такие серьезные меры наказания, как большой денежный штраф и отстранение от работы, временно или навсегда (3).

Вложенные файлы: 1 файл

аудит.docx

— 37.76 Кб (Скачать файл)

В Кодексе рассмотрены  этические требования к аудитору в ситуации, когда к нему обращается компания, не являющаяся клиентом, с  просьбой высказать второе мнения по поводу применения правил (стандартов) бухгалтерского учета, аудита, бухгалтерской отчетности и т.п. в конкретных обстоятельствах или в отношении конкретных операций этой компании.

В этом случае у аудитора возникают то у аудитора возникают угрозы нарушения этических принципов, и он должен оценивать значимость таких угроз. Если выявленные угрозы явно несущественные, аудитор должен предусмотреть и по мере необходимости предпринять меры предосторожности для их устранения или уменьшения до приемлемого уровня. Кодекс предусматривает следующие меры предосторожности:

- запрос клиенту не  разрешение пообщаться с обслуживающим  его аудитором;

- ограничения, присущие  любому мнению, выражаемому при  общении с данным клиентом;

- предоставление копии  (в письменной форме) своего  мнения аудитору, обслуживающему  данного клиента.

Аудитор, которому компания, запрашивающая выражение второго  мнения, не дает разрешения на общение  с обслуживающим ее аудитором, следует, взвесив все обстоятельства, принять  решение об уместности выражения  второго мнения (4).

В разделе 5 Кодекса рассмотрено, что при ведении переговоров  о профессиональных услугах аудитор  может назначать любой гонорар, который он считает соответствующим его услугам. Если один аудитор назначает гонорар ниже, чем другие, это не считается неэтичным поступком. Из назначенного гонорара может возникнуть угроза нарушения основных принципов. Серьезность угроз зависит от таких факторов как уровень назначенного гонорара и услуги, к которым этот гонорар применяется. С учетом этих угроз необходимо предусмотреть и по необходимости принять меры предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня. Такими мерами могут быть:

-      ознакомление клиента с условиями выполнения задания и, в частности, с методикой расчета оплаты и объема оказываемых услуг;

- выделение для выполнения  задания должного времени и  квалифицированного персонала (5).

В  Кодексе указано, что в случае, когда аудитор ищет новые заказы на предоставление своих услуг посредством рекламы и других методов работы на рынке, могут возникнуть угрозы нарушения основных принципов. При  предложении и продвижении своих услуг на рынке аудитор не должен дискредитировать профессию. Аудитор должен быть честным и правдивым и не должен:

-         делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он может представить, его квалификацию или приобретенный им опыт;

-    давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов или проводить необоснованные сравнения своей работы с работами других аудиторов.

При сомнениях относительно предлагаемой формы рекламы или  методов работы на рынке аудитор  должен проконсультироваться с соответствующим  органом саморегулируемой организации аудиторов (5).

Кодексом этики установлен критерий, которым должен пользоваться аудитор при определении значимости угроз нарушения основных принципов, возникающие при предложении  клиентом аудитору и членам его семьи подарков и иных знаков внимания. Если разумное и хорошо информированное стороннее лицо может признать такие подарки явно незначительными, аудитор может считать, что такое предложение сделано в процессе нормальных деловых отношений и не содержит конкретного намерения повлиять на суждение аудитора или получить от него какую-либо информацию. В таких случаях аудитор может считать, что значительной угрозы нарушения основных принципов не существует.

Во всех случаях, когда  данный критерий не соблюдается, аудитор  должен принять меры предосторожности. И если, оказалось, невозможно устранить  угрозу или свести ее к приемлемому  уровню, аудитор не должен принимать  предложенный ему подарок или  знак внимания (4).

В Кодексе рассмотрены  угрозы нарушения принципа объективности при предоставлении профессиональных услуг. Указывается, что возникающие угрозы будут зависеть от конкретных обстоятельств задания и характера работы, выполняемой аудитором.

Аудитору предписывается оценивать серьезность таких  угроз и, если они не относятся  к явно незначительным, предусмотреть и по мере необходимости принять надлежащие меры предосторожности для устранения угроз или уменьшения их до приемлемого уровня. К таким мерам относятся:

- исключение лица, в отношении  которого возникает угроза, из  состава группы, выполняющей задание;

- осуществление процедур  надзора за выполнением аудиторского  задания;

- прекращение финансовых  или деловых отношений, вызывающих  угрозу;

- обсуждение проблем со  старшим руководством аудиторской  организации;

- обсуждение проблем с  уполномоченными лицами клиента  (4).

В разделе 9 Кодекса сформулирован  концептуальный подход к независимости аудитора в ходе выполнения различных заданий, который предполагает, что «рассматривая вопрос о принятии либо продолжений выполнения задания, а также о требуемых мерах предосторожности или о пребывании конкретного работника членом проверяющей группы. Аудиторская организация обязана оценить все сопутствующие обстоятельства, характер задания  и угрозы независимости». Оценивая угрозы независимости и надлежащие меры предосторожности при оценке значимости конкретной угрозы, следует принимать во внимание как количественные, так и качественные факторы. Вопрос является явно несущественным, если его можно считать незначительным и не влекущим за собой последствия. При оценке существенности любых угроз независимости и мер предосторожности, требующихся для уменьшения их до приемлемого уровня, необходимо принимать во внимание интересы общества.

В Кодексе сформулировано требование, что члены проверяющей  группы и работники аудиторской  организации должны быть независимы от клиента в течение всего  периода выполнения задания (4).

§                    Применение принципа независимости при длительных отношениях с клиентом по аудиту и оказании ему услуг помимо аудита. Аудит физических и юридических лиц не могут проводить аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, оказывавшие этим лицам в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской отчетности. Применение требований Кодекса в отношении независимости аудитора, оказывавшего услуги клиенту в предшествовавшем заключению договора периоде, должно учитывать нормы действующего законодательства РФ в части допустимости оказания тех или иных сопутствующих услуг, особенно при выявлении угроз независимости и рассмотрении возможных мер предосторожности в отношении этих угроз.

Если компания становиться  клиентом по аудиту в течение или  после периода, охватываемого проверяемой  бухгалтерской отчетностью, то аудиторская  организация должна рассмотреть  возможность возникновения угроз  независимости вследствие:

- финансовых или деловых  отношений с клиентом по аудиту  в течение или после периода  охватываемого бухгалтерской отчетностью,  но до принятия аудиторской  организации заданий по аудиту;

- услуг, ранее предоставленных  клиенту по аудиту.

При проверке достоверности  информации, не являющейся аудитом  бухгалтерской отчетности, аудиторская  организация должна рассмотреть  вопрос о том, могут ли создать  угрозу независимости финансовые ил деловые отношения либо ранее  оказанные услуги. Отдельно обращается внимание на случай рассмотрения угроз  независимости, возникающих при  оказании клиенту по аудиту услуг, не связанных с аудитом, которые  нельзя оказывать в период выполнения задания по аудиту. Если такие услуги оказывались в течение или  после периода, охватываемого проверяемой  отчетностью, но до начала оказания услуг, связанных с аудитом, то требуется  от аудитора рассмотреть возможность  угрозы независимости вследствие оказания таких услуг.

Если в соответствии с  проведенной оценкой такая угроза не относиться к явно незначительным, то необходимо предусмотреть и по мере необходимости принять надлежащие меры предосторожности:

- обсудить вопросы независимости,  связанные с оказанием услуг,  не являющихся аудитом, с представителями  клиента, облеченными управленческими  полномочиями, например с комитетом  по аудиту;

-получить от клиента  подтверждение о принятии им  ответственности за результаты  услуг, не являющихся аудитом:

- не допускать сотрудников,  оказывавших услуги, не являющиеся  аудитом, к участию в аудите  бухгалтерской отчетности;

- привлечь другую аудиторскую  организацию для перепроверки  результатом услуг, не являющихся  аудитом, или для повторного  выполнения этих услуг в той  степени, при которой она может  принять на себя ответственность  за них (4).

§                    В Кодексе отдельно рассмотрен ряд особенностей применение принципа независимости для листинговых компаний. Во-первых если клиентом по аудиту бухгалтерской отчетности является листинговая компания, аудиторская организация и ее дочерние общества должны учитывать интересы и отношения со связанными компаниями клиента по проверки. Во-вторых, необходимо поддерживать постоянное общение между аудиторской организацией и комитетом по аудиту (либо с другим руководящим органом) листинговой компании в целях анализа отношений и вопросов, которые, по мнению аудиторской организации, можно на разумных основаниях рассматривать как оказывающие влияния на независимость. В-третьих, при аудите бухгалтерской отчетности листинговой компании аудиторская организация в устной или письменной форме должна один раз в год сообщать клиенту обо всех отношениях и вопросах, возникающих между аудиторской организацией, ее дочерним обществом и клиентом, которые по профессиональному суждению аудиторской организации можно обоснованно отнести к факторам, оказывающим влияние на независимость. Вопросы, о которых следует сообщать, имеют различный характер в зависимости от обстоятельств; решение о сообщении их должна принимать сама аудиторская организация (4).

Информация о работе Этика и кодекс аудитора