Анализ налогово-бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность тематики данной курсовой работы основана на том факте, что от того, насколько эффективно государство будет проводить налогово-бюджетную политику, зависит стабильность уровня совокупного объема выпуска, т.е. ВВП, занятость ресурсов в экономике, уровень цен и другое. Наша экономика, бюджет и налоговая сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические основы налогово-бюджетной политики
1.1.Понятие налогово-бюджетной политики. Воздействие элементов
налогово-бюджетной политики на совокупный спрос ………......5
1.2.Влияние государственных закупок, налогов и трансфертов………...7
1.3.Виды фискальной политики…………………………………………..12
1.4. Эффективность налогово-бюджетной политики
Глава 2. Анализ налогово-бюджетной политики
2.1. Анализ налогово-бюджетной политики в Российской Федерации ……...18
2.2. Налогово-бюджетная политика в Краснодарском крае………………......27
Заключение…………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая макро.docx

— 91.18 Кб (Скачать файл)

В соответствии с федеративным принципом построения государства, каждый субъект РФ имеет свой бюджет, средства которого используются для  решения задач и выполнения функций, отнесенных к органам власти субъекта федерации.

Существующий механизм бюджетного федерализма в России тяготеет к  централизованному типу бюджетного устройства. В настоящее время  в России имеются следующие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма:

  • «раздельные» налоги (федеральные, региональные и местные);
  • «сквозные» федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  • финансовые трансферты субъектам из федерального бюджета не имеющие конкретного целевого назначения и выполняющие функцию финансовой помощи нуждающимся и особо нуждающимся регионам;
  • дотации, субсидии и субвенции;
  • целевые федеральные программы в их территориальном аспекте;
  • взаимные расчеты;
  • бюджетные ссуды;
  • обособленные системы финансовых взаимоотношений внутри регионов. 13

Государственный бюджет в Российской Федерации включает три уровня: консолидированный  бюджет; федеральный бюджет; бюджеты  территорий

 

          Рис  2. Государственный бюджет Российской Федерации

 

Федеральный бюджет — это центральный  бюджет, утверждаемый высшим законодательным  органом государственной власти Российской Федерации.

Бюджеты территорий — основной финансовый план формирования и использования  денежного фонда региона, утверждаемый высшим органом власти национально-государственных  и административно-территориальных  образований РФ.

Консолидированный бюджет объединяет федеральный и территориальные  бюджеты (бюджеты субъектов РФ). Консолидированный  бюджет не подлежит утверждению и  используется для расчетов и анализа.14

Доходы государственного бюджета

Доходы государственного бюджета  включают обязательные безвозвратные  платежи, которые поступают в  бюджет. Их можно подразделить на налоговые  доходы, неналоговые поступления, доходы целевых бюджетных фондов, а также  безвозмездные перечисления.

 

Рис 3. Доходы государственного бюджета

 

К налоговым поступлениям относятся  обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым  поступлениям относятся также штрафы, пени, взимаемые за нарушения налогового законодательства.

Неналоговые доходы включают: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности; дивиденды по акциям и иным ценным бумагам, принадлежащим государству; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной  собственности; доходы от внешнеэкономической  деятельности; штрафы, взимание которых  не связано с налоговым законодательством; доходы от продажи излишнего имущества, принадлежащего государству, конфискованных товаров и др.

Безвозмездные перечисления включают средства физических и юридических  лиц, международных организаций, правительств иностранных государств, поступающие  в бюджет.

Доходы целевых бюджетных фондов формируются из платежей, имеющих  целевое назначение (направляемых на ремонт дорог, дорожное строительство, природоохранные мероприятия и  др.).15

 

 

 

Таблица 2. Структура доходов  федерального бюджета

 

Показатель

2009 год

2010 год

отчет

% к ВВП

закон с учетом изменений

% к ВВП

Доходы, всего

7 337,8

18,8

7 783,8

17,3

в том числе:

       

Нефтегазовые доходы

2 984,0

7,6

3 744,3

8,3

Доля нефтегазовых доходов  в общем объеме доходов, %

40,7

-

48,1

-

НДПИ 

969,2

2,5

1 317,1

2,9

Таможенные пошлины

2 014,8

5,1

2 427,2

5,4

Ненефтегазовые доходы

4 353,8

11,2

4 039,5

9,0

Доля ненефтегазовых доходов  в общем объеме доходов, %

59,3

-

51,9

-

НДС

2 050,0

5,2

2 295,8

5,1

Налог на прибыль организаций

195,4

0,5

217,3

0,5

ЕСН

509,8

1,3

28,1

0,1

Акцизы

101,5

0,3

134,5

0,3

НДПИ 

(без нефтегазовых доходов)

12,3

0,0

16,7

0,0

Таможенные пошлины 

(без нефтегазовых доходов)

494,6

1,3

558,8

1,2


 

 

 

Расходы государственного бюджета.

Расходы государственного бюджета  включают все невозвратные платежи  независимо от того, являются ли они  возмездными, т. е. заплаченными в обмен  на что-то, или безвозмездными. По целям  осуществления расходы государственного бюджета делятся на текущие и  капитальные.

Расходы формируются по следующим  основным направлениям:

  • финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь и др.);
  • финансирование социально-культурного развития, науки;
  • содержание органов государственной власти и управления, правительственных органов;
  • расходы на национальную оборону;
  • расходы на внешнеэкономическую деятельность;
  • расходы, связанные с обслуживанием государственного долга;
  • иные расходы.16

 

Таблица 3. Расходы государственного бюджета.17

 

 

2010 год

2011 год

2012 год

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

ВСЕГО

10 212,4

10 385,1

101,7

10 844,6

104,4

Условно утвержденные

     

271,1

 

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

10 212,4

10 385,1

101,7

10 573,5

101,8

в том числе:

         

Общегосударственные вопросы

838,7

809,1

96,5

753,8

93,2

Национальная оборона

1 264,4

1 433,5

113,4

1 573,3

109,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 096,4

1 192,2

108,7

1 187,2

99,6

Национальная экономика

1 583,4

1 611,8

101,8

1 615,7

100,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

197,6

202,0

102,2

83,3

41,2

Охрана окружающей среды

12,4

14,5

116,9

14,7

101,4

Образование

433,2

492,5

113,7

492,3

100,0

Культура и кинематография

67,1

74,5

111,0

74,4

99,9

Здравоохранение

340,9

375,6

110,2

395,9

105,4

Социальная политика

3 370,6

3 059,6

90,8

3 265,4

106,7

Физическая культура и спорт

74,8

75,8

101,3

62,9

83,0

Средства массовой информации

61,2

58,8

96,1

60,6

103,1

Обслуживание государственного и  муниципального долга

280,3

386,2

137,8

505,2

130,8

Межбюджетные трансферты общего характера

591,3

598,8

101,3

488,6

81,6




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы 3 в 2010 году приоритетными статьями расходов государственного бюджета стали  социальная политика (3 370,6), национальная экономика (1 583,4), национальная оборона (1 264,4), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (1 096,4).

В области регулирования  бюджетных правоотношений к ведению  Российской Федерации относятся:

  • установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля над их исполнением;
  • определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и осуществления государственных и муниципальных заимствований;
  • составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление расходов федерального бюджета и контроля над его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
  • утверждение бюджетной классификации Российской Федерации и установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В области регулирования  бюджетных правоотношений к ведению  субъектов Российской Федерации  относятся:

  • установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, их составление, рассмотрение и исполнение, а также осуществление контроля над их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;
  • определение порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от использования собственности субъекта Российской Федерации, доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации;
  • разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;
  • установление совместно с органами государственной власти Российской Федерации порядка и условий, а также предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.

В области регулирования  бюджетных правоотношений к ведению  органов местного самоуправления относятся:

  • составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля над их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;
  • определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
  • определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
  • предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
  • определение порядка и осуществление муниципальных заимствований. 18

Бюджетно-налоговая политика служит основным инструментом государственного регулирования экономики. Бюджетная политика позволяет реализовать основные функции государственной власти, а налоговая обеспечивает правительство финансовыми ресурсами. В настоящее время федеральный и региональный бюджеты более целенаправленны на решение задач повышения экономического роста и роста благосостояния российских граждан. Критерием бюджетных расходов должна стать эффективная отдача на потраченные бюджетные средства.

Под влиянием мирового кризиса 2008-2009 гг. и в условиях обострения долговых проблем в Греции, Испании, Ирландии и Португалии в 2010 г. правительству  России пришлось пересмотреть политику наращивания государственных расходов и обязательств. Так, наблюдалась  тенденция к сдерживанию роста  бюджетных расходов при разработке проекта федерального бюджета на 2011-2013 гг.  В основу бюджетных проектировок на предстоящие 3 года было положено обеспечение  стабильности бюджетной системы  за счет сокращения бюджетного дефицита при выполнении ряда ранее принятых обязательств и содействии инновационному развитию российской экономики.

Однако бюджетная система  страны по-прежнему находится в состоянии  неустойчивого равновесия и сильно зависит от конъюнктуры мировых  цен на энергоносители. Несмотря на сокращение расходов относительно ВВП, их объем заметно превышает уровень  в целом благополучного 2008 г. В  подобных обстоятельствах следует  заранее учитывать объективную  угрозу бюджетного кризиса. Чтобы его предотвратить, нужно поддерживать сбалансированность финансовой системы страны в долгосрочной перспективе. 19

Информация о работе Анализ налогово-бюджетной политики