Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 04:32, курсовая работа
Финансовая система любой страны, в том числе Российской Федерации, включает, как известно, комплекс составляющих – государственные и негосударственные финансовые органы и структуры, фонды финансовых ресурсов централизованного и децентрализованного назначения, а также систему взаимосвязей между ними. Финансы общественного сектора определяются как отношения по поводу системного перераспределения государственных, муниципальных финансов и ресурсов негосударственного некоммерческого сектора экономики на основе противоречивой взаимосвязи интересов федерального, субфедерального, муниципального уровней управления и населения в целях достижения устойчивого социально-экономического развития общества.
Во втором чтении (не позднее 15 дней после первого) утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функционального классификации, то есть определяются приоритеты по функциям государства: сколько будет потрачено на оборону, национальную экономику, социальную сферу, межбюджетные трансферты и прочие. Во втором чтении принимается размер основного фонда финансовой помощи регионам – Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации. В третьем чтении (не позднее 25 дней после второго чтения) утверждаются расходы по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета, распределение средств, распределение средств Фонда финансовой поддержки между субъектами Федерации, государственный оборонный заказ, федеральные целевые программы. Именно в рамках третьего чтения сильно влияние отраслевых и региональных лоббистов, поскольку рассматривается множество поправок в рамках конкретного распределения бюджетных средств.
В последнем, четвертом чтении
(не позднее 15 дней после третьего) законопроект
принимается целиком, с учетом всех
внесенных изменений и
В мире существует несколько способов исполнения бюджета – банковский (через систему уполномоченных государством, то есть специально отобранных, частных банков), либо казначейский – через систему специально создаваемых государственных структур – казначейств. Организация исполнения бюджета в России возложена на соответствующие финансовые органы на основе казначейского метода – через органы федерального казначейства либо специально созданные региональные казначейства, подчиненные государству. Опыт перехода от плановой к рыночной экономике в России показал, что банковская система позволяет более эффективно использовать финансовые ресурсы, однако она ориентирована на получение максимальной коммерческой прибыли, что противоречит сути бюджетного процесса – своевременному и целевому финансированию малоприбыльных либо неприбыльных бюджетных расходов. После кризиса 1998 года был осуществлен переход от банковскому к казначейскому исполнению бюджетов, что существенно позволило повысить своевременное, целевое расходование средств, прозрачность и сохранность бюджетных ресурсов.
Завершается исполнение бюджетов составлением отчетов об использовании средств. Далее эти отчеты передаются в соответствующий представительный орган в форме проекта закона (решения) для утверждения, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Ежегодно Правительство России представляет в Государственную Думу и Счетную палату отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший год в форме федерального закона. На всех этапах бюджетного процесса осуществляется государственный и муниципальный финансовый контроль. Этим заняты Счетная палата России и ее региональные аналоги, осуществляющие внешний финансовый контроль, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а также другие структуры внутреннего ведомственного финансового контроля, органы федеральной и региональной исполнительной власти, органы местного самоуправления.
Формирование и распределение
государственных расходов, как и
формирование доходов бюджета, происходит
посредством бюджетной
С их помощью осуществляется
распределение доходной и расходной
частей между бюджетами разных уровней
по функциональному, экономическому, ведомственному
признакам, а также внутри каждого
бюджетного уровня по единым правилам.
Бюджетная классификация
Министерства и ведомства, в свою очередь, распределяют бюджетные ресурсы по экономическому содержанию – на финансирование конкретных направлений (оплата труда, командировочные, приобретение необходимых материалов, услуг, капитальные затраты и прочие) в рамках экономической классификации расходов. Для учета каждого рубля доходов, получаемых из разнообразных источников и на разных уровнях, используется еще один вид бюджетной классификации – классификация доходов. Все доходы разделяются на четыре группы (по источникам поступлений):
По экономическому содержанию
бюджетные доходы делятся на налоговые,
неналоговые и безвозмездные
поступления. Таким образом, бюджетная
классификация позволяет
Неналоговые доходы включают
следующие подгруппы: доходы от имущества,
находящегося в государственной
и муниципальной собственности,
или от деятельности; доходы от продажи
земли и нематериальных активов;
поступления капитальных
Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов. Разделы: государственное управление и местное самоуправление; судебная власть; международная деятельность; национальная оборона; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетика и строительство; сельское хозяйство, рыболовство и другое. Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. Построение бюджетной системы подчинено определенным принципам, которые установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации. Он же закрепляет структуру доходов и расходов бюджетов различных уровней. Рассмотрев бюджетную систему, можно сделать некоторые выводы: 1) основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – Федеральный бюджет.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Именно бюджет показывает налоговый климат в стране, именно бюджет является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории, является ведущим звеном финансовой системы государства.
Федеральное агентство по
образованию
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
«Санкт-Петербургский государственный
политехнический университет»
Факультет Экономики и Менеджмента
Кафедра «Финансы и Денежное Обращение»
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика общественного
сектора»
на тему
«Бюджетная система России»
Выполнил: студент группы
з1076/21
Дружинина Анна Алексеевна
Принял руководитель курсовой
работы доцент
Рухляда Н. О.
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ …………………………………………………………….5
1.1 Бюджетное устройство …………………………………………………………………………5
1.2 Бюджетный процесс и его участники …………………………………………………………6
1.3 Бюджетная классификация …………………………………………………………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………..…………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ