Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:06, лекция
В структуре финансовой системы страны центральное место занимает совокупность государственных и местных бюджетов. С экономической точки зрения бюджет – совокупность экономических денежных отношений по поводу образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. В материальном смысле бюджет – централизованный денежный фонд , созданный для выполнения задач и функций государства. С юридической точки зрения – правовой акт, в котором отражен финансовый план государства или муниципального образования, утверждаемый представительным органом государства или МСУ. В правовом аспекте бюджет в соответствии с конституцией РФ и БК – закон, разработанный в соответствии с законодательством РФ Правительством РФ, рассмотренный и учрежденный ГД РФ, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ. Ст. 11 БК – нашло отражение понятие «правовая форма бюджета». ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ПРИНИМАЕТСЯ В ФОРМЕ ФЗ.
Субсидии – межбюджетные
трансферты предоставляемые бюджетом
субъектов РФ в целях софинансирования
расходных обязательств возникающих
при выполнении полномочий органов
государственной власти субъектов
РФ по предметам ведения субъектов
РФ и предметом совместного
Субвенции - межбюджетные трансферты
предоставляемые из федерального бюджета
бюджетам субъектов РФ в целях
финансового обеспечения
Расходы федерального бюджета
Экономический аспект – расходы бюджета проявляются через отношения на основе которых происходит процесс использования средств централизованных фондов денежных средств государства или муниципального образования по различным направлениям.
Юридический аспект – они являются составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поэтому несут в себе все общие и особенности финансовой деятельности государства.
Признаки расходов:
1. публичная категория,
т.к. они идут на покрытие
основных направлений
2. не подлежат возврату, они не создают и не погашают финансовых требований.
3. осуществляются государством непрерывно
4. являются финансово-правовой
категорией выражающей
Основные принципы, в соответствии с которыми осуществляются расходы бюджета:
1) принцип федерализма;
2) принцип приоритетности
государственных и
3) принцип целевого направления средств;
4) принцип безвозвратности расходования;
5) принцип соблюдения режима экономии;
6) принцип осуществления
бюджетного контроля в целях
обеспечения соблюдения
В соответствии со ст. 69 БК РФ
все расходы бюджета
оказание государственных (муниципальных) услуг;
социальное обеспечение населения;
предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями; предоставление субсидий юридическим лицам;
предоставление межбюджетных трансфертов;
обслуживание государственного долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненному гражданину или юридическому в результате незаконной деятельности органов государственной власти.
Формирование расходов бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами.
Расходные обязательства
– это обязанности публично-
Механизм правового
Ст. 84 БК устанавливает закрытый перечень оснований возникновения расходных обязательств РФ.
Источниками возникновения расходных обязательств РФ являются: ФЗ, НПА Президента РФ, НПА Правительства, договоры (соглашения).
При этом обязательным условием
для признания их источниками
возникновения расходных
БК предусматривает следующие
основания возникновения
1. принятие ФЗ, НПА Президента и Правительства при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и\или полномочий по предметам совместного ведения не отнесенными
2. заключение РФ или
от имени РФ договоров,
3. заключение от имени РФ договоров с федеральными бюджетами учреждений
4. принятие ФЗ и\или НПА Президента и Правительства РФ предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов.
П.7 ст. 26.3 закона об общих
принципах организации
Источниками возникновения расходных обязательств субъекта РФ являются:
- законы субъекта РФ
- иные НПА субъекта
- договоры и соглашения.
Обязательным условием для признания их источниками возникновения расходных обязательств субъекта РФ являются положения из которых вытекает обязанность субъекта РФ предоставить средства бюджета РФ.
К основаниям возникновения расходных обязательств субъекта относятся:
1. принятие законов и
иных НПА субъекта, а также
заключение субъектом РФ
2. принятие законов и иных НПА субъекта при осуществлении органами государственной власти субъекта РФ полномочий по предметам совместного ведения указанных в п.2 и 5 ст.26.3 закона об общих принципах.
3. заключение от имени
субъекта договоров с
4. принятие законов и
иных НПА субъектов
5. принятие законов и
НПА субъектов при
Исходя из оснований возникновения расходных обязательств все обязательства мы можем разделить на 2 вида:
1. расходные обязательства
исполняемые за счет
2. расходные обязательства исполняемые за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы.
В расходной части бюджетов
бюджетной системы
БК и федеральным бюджетом предусматривается создание резервного фонда Президента РФ.
Тема: «Бюджетный процесс в Российской Федерации»
Понятие и субъекты бюджетного процесса
В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный процесс представляет собой регламентируемый законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению внешней проверки рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Принципы бюджетного процесса:
1) разграничение бюджетной
компетенции между
2) принцип специализации
бюджетных показателей,
3) принцип среднесрочного
планирования при сохрании
4) принцип гласности в бюджетном процессе.
В соответствии со ст. 152 БК РФ
участниками бюджетного процесса являются:
1) Президент РФ; 2) высшее должностное
лицо субъекта РФ; 3) глава муниципального
образования; 4) законодательные органы
государственной власти; 5) представительные
органы местного самоуправления; 6) исполнительные
органы государственной власти (исполнительно-
Все участники бюджетного процесса наделены бюджетными полномочиями, под которыми понимается установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ними правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений организации и осуществлению бюджетного процесса.
Стадии бюджетного процесса
Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления с начала составления проекта бюджета до утверждения отчета об исполнения бюджета занимает приблизительно пять лет – данный срок именуется в учебной и научной литературе именуется бюджетным циклом.
Бюджетный процесс на федеральном уровне состоит из следующих стадий:
1) составление проекта
бюджета. Проект бюджета
а) прогноза социально-экономического развития;
б) бюджетных посланий Президента РФ;
в) основных направлений
бюджетной и налоговой
Составление федерального бюджета
это исключительная прерогатива
Правительства РФ. Непосредственную
работу по составлению проекта
2) рассмотрение и утверждение
бюджетов. Составленный и согласованный
проект федерального
Срок рассмотрения федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении составляет 25 дней со дня его рассмотрения в первом чтении.
3) исполнение бюджета
– обеспечение полного и
4) составление, внешняя
проверка, рассмотрение и утверждение
бюджетной отчетности. Бюджетный
учет осуществляется на основе
единой методологии
Правовой режим
государственных и
Целевые фонды – самостоятельное звено финансовой системы.
Ст.6 БК обособляет внебюджетный фонд от бюджета, определяя что государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Информация о работе Бюджетное право РФ. Понятия и общая характеристика бюджета