Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 11:06, лекция
В структуре финансовой системы страны центральное место занимает совокупность государственных и местных бюджетов. С экономической точки зрения бюджет – совокупность экономических денежных отношений по поводу образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. В материальном смысле бюджет – централизованный денежный фонд , созданный для выполнения задач и функций государства. С юридической точки зрения – правовой акт, в котором отражен финансовый план государства или муниципального образования, утверждаемый представительным органом государства или МСУ. В правовом аспекте бюджет в соответствии с конституцией РФ и БК – закон, разработанный в соответствии с законодательством РФ Правительством РФ, рассмотренный и учрежденный ГД РФ, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ. Ст. 11 БК – нашло отражение понятие «правовая форма бюджета». ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ПРИНИМАЕТСЯ В ФОРМЕ ФЗ.
Налоговое правоотношение имеет структуру:
1. субъект
2. объект
3. содержание
4. права и обязанности налогоплательщиков
5. агентов
6. налоговых органов
Ст.9 НК субъектами являются …
Права и обязанности
1. право на информацию
2. право на беспристрастное применение закона
3. право не выполнять
неправомерные акты и
4. право на конфиденциальность и невмешательство
5. право обжаловать акты,
действия и бездействия
Обязанности налогоплательщиков (23 НК):
1. платить налоги и сборы
2. вести в установленном
порядке учет своих доходов,
расходов и объектов
3. предоставлять налоговые декларации и иные необходимые сведения.
Налоговый контроль РФ.
Налоговый учет.
Налоговый учет – комплекс
установленных налоговым
Организации подлежат постановке на учет в налоговых органах:
1. по месту нахождения организации
2. по месту нахождения
обособленных подразделений
Налоговый учет в отношении физических лиц осуществляется с некоторыми особенностями, в зависимости от того к какой группе лиц они относятся:
1. индивидуальные предприниматели
2. физические лица, занимающиеся
частной практикой, имеющие
3. иные физические лица
Все физические лица подлежат постановке на налоговый учет:
1. по месту жительства
2. по месту нахождения
принадлежащего физическим
Результатом налогового учета в РФ является единый государственный реестр налогоплательщиков.
Налоговый учет – система обобщения информации для определения базы по налогу на прибыль организации.
Цели и задачи налогового учета:
1. формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода.
2. обеспечение этой информацией
внутренних и внешних
Налоговая отчетность –
система данных об объектах налогообложения,
о сроках и суммах уплаченных налогов
и сборов, налоговых льготах и
других данных связанных с исчислением
и уплатой налогов и сборов
которые предоставляются
По функциональному назначению документы налоговой отчетности можно подразделить на:
1. налоговые декларации
2. документы способствующие
исчислению суммы налогов (
3. налоговые уведомления
Налоговый контроль – деятельность
специально уполномоченных органов
по контролю за соблюдением
Задачи налогового контроля:
1. обеспечение своевременность
и полноты выполнения
2. содействие правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности
3. обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов
4. выявление и пресечение
правонарушений в налоговой
Налоговый контроль проводится в следующих формах:
1. налоговые проверки
2. получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов.
3. проверки данных учетов и отчетности
4. осмотр помещений и территорий используемых для извлечения дохода.
Формы налогового контроля
– совокупность приемов и способов
с помощью которых
Налоговые проверки бывают 2 видов:
1. камеральные
2. выездные
Камеральная проводится по месту нахождения налогового органа на основе декларации и документов представленных налогоплательщиками.
Проводится уполномоченными
лицами без какого-либо специального
решения руководителя налогового органа.
Срок проведения – в течение 3 месяцев
со дня представления
Выездная проверка проводится
на территории помещения налогоплательщика
или по месту нахождения налогового
органа в случае если у налогоплательщика
отсутствует возможность
Решение о проведении вносит руководитель налогового органа или его заместитель по месту нахождения организации или по месту жителя физического лица. Срок проведения – не чаще 1 раза в год и не может продолжаться более 2 месяцев, но может быть продлен до 4 и до 6 месяцев.
Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
По результатам налоговой проверки составляется справка в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения.
Выемка документов производится
на основании мотивированного
В необходимых случаях в целях проведения квалифицированной выездной проверки назначается экспертиза с привлечением на договорной основе эксперта-специалиста в сфере науки, техники и др.
Правовые основы государственного и муниципального кредитов.
Правовое регулирование государственного кредита и государственного долга осуществляется главами 14,15 БК РФ.
К государственному долгу
РФ относится – долговые обязательства
РФ перед физическими и
По мнению Покачалова публичный
долг – финансово-правовая категория,
базирующаяся на экономических отношениях,
содержание которых составляют отношения
по государственному и муниципальному
кредиту, представляющую юридическую
форму финансового
Государственный долг как
обязательство возникающее из государственных
или муниципальных
Внешний долг – обязательство возникшее в иностранной валюте за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ возникшее в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.
Внутренний долг – обязательство возникающее в валюте РФ, а также обязательство субъектов РФ и муниципальных образований РФ перед РФ в рамках использования целевых иностранных кредитов.
Государственный долг – текущий и капитальный гос долг.
Возникновение государственного и муниципального долга происходит в результате заимствования РФ (государственные займы осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитные организации, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ.)
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее 1 года), среднесрочными (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 включительно).
Управление государственным долгом осуществляется Правительством РФ или уполномоченным им МинФином.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятия государства и муниципального образования по выплате кредиторам, погашению займов, а также порядок, условия выпуска и размещение долговых обязательств РФ.
Реструктуризация долга
– основанное на соглашении прекращение
долговых обязательств, составляющих
государственный и
Способы изменения долговых обязательств:
Государственный и муниципальный кредит.
Как экономическая категория государственный кредит может быть рассмотрен как экономические денежные отношения возникающие в связи с предоставлением государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств определенным субъектом.
В правовом аспекте – правовой институт нормы которого регулируют правовые отношения, которые входят в этот институт.
Функции муниципального и государственного кредита:
- распределительная
- контрольная
- регулирующая
Принципы государственного и муниципального кредита:
1. добровольность
2. срочность
3. возмездность
Правовой режим страхования в РФ.
Страхование – представляет собой один из элементов финансовой системы государства.
Закон РФ 1992г № 4015-1 «об организации страхового дела в РФ».
ФЗ 2002г № 40 «Об обязательном
страховании гражданской
ФЗ 28.03.98 № 52
ФЗ 2010г № 326
ФЗ 2010 № 225
ФЗ 14.06.2012 № 67
Разработан проект распоряжения Правительства «Об утверждении стратегии развития страховой деятельности в РФ до 2020 года».
Страхование как экономическая
категория – система
С материальной точки зрения
страхование – отдельные
С правовой точки зрения страхование – ст.2 Закона об организации страхового дела – отношение по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий а также за счет иных средств страховщиков.
Страхование как звено финансовой системы государства выполняет 3 функции:
1. защита имущественных интересов публичных и частных субъектов посредством осуществления страховой деятельности государство получает возможность компенсировать свои потери или потери иных субъектов права возникших в результате непредвиденных или неблагоприятных обстоятельств.
2. накопление публичных финансовых средств за счет привлечения страховых взносов от иных субъектов
3. снижение риска непредвиденных бюджетных расходов
По мнению Грачевой,
Предупредительная функция страхования –
Восстановительная
Сберегательная
Контрольная
Инвестиционная
В процессе осуществления государством деятельности в сфере страхования складываются финансовые отношения которые имеют свое содержание.
Страховые правоотношения возникают между различными субъектами. К участникам относятся страхователи, застрахованные, выгодоприобретатели, страховые организации, общества взаимного страхования, страховые агенты, страховые брокеры, страховые актруарии, орган страхового надзора.
Страхователи – юридические лица и дееспособные физические лица заключившие со страховщиками договоры страхования или являющиеся страхователями в силу закона.
Страховщики – юридические лица созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в соответствии с законом.
Страховые агенты – постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
Страховые брокеры – постоянно проживающие на территории РФ и зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица которые действуют в интересах страхователя или страховщика и осуществляют свою деятельность по оказанию услуг связанных с заключением договора страхования (перестрахования) между страховщиком и страхователем.
Страховые актуарии – физические лица постоянно проживающие на территории РФ имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценки его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.
Объектами страхования являются непротиворечащие законодательству имущественные интересы.
Информация о работе Бюджетное право РФ. Понятия и общая характеристика бюджета