Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:12, доклад
Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
В РФ основными предпосылками формирования межбюджетных отношений являются наличие трехуровневой бюджетной системы, неравномерность социально-экономического развития территории и различия в бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, предусмотренная Конституцией РФ гарантия равного доступа всех граждан к государственным и муниципальным услугам, обязательность компенсации дополнительных расходов или потерь доходов бюджетов, вследствие принятия решений бюджетом вышестоящего уровня.
Бюджетное регулирование и проблемы межбюджетных отношений в РФ
Все бюджеты РФ, входящие в бюджетную систему страны взаимосвязаны между собой в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
В РФ основными предпосылками
формирования межбюджетных отношений
являются наличие трехуровневой
бюджетной системы, неравномерность
социально-экономического развития территории
и различия в бюджетной обеспеченности
регионов и муниципальных образований,
предусмотренная Конституцией РФ гарантия
равного доступа всех граждан
к государственным и
В Российской Федерации в
сложившихся экономических
1) В сфере разграничения
предметов ведения и
2) В сфере распределения
финансовых ресурсов, осуществляемое
по двум направлениям: распределение
налоговых и неналоговых
3) Между органами
4) Правовые отношения,
возникающие между органами
Для формирования организационной
системы управления бюджетным устройством
страны и совершенствования
Межбюджетное регулирование
- это набор экономических
Основными задачами законодательного регулирования межбюджетных отношений являются:
- обеспечение гласности
межбюджетных отношений,
- четкое законодательное
разграничение расходных
- установление по всей
стране единых методологии и
критериев межбюджетного
- законодательное закрепление
недопустимости изъятия или
- установление взаимной
ответственности органов
- установление относительно
стабильного механизма
Федеративное устройство
России, разграничение прав и полномочий
между центром и субъектами Федерации
являются предпосылкой бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм, являясь сложной
проблемой в бюджетном
Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере. [12]
Его реализация осуществляется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.
Бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
2) обеспечении соответствующих
органов власти необходимыми
финансовыми ресурсами для
3) обеспечении вертикального
и горизонтального
4) наличии единых для
каждого звена бюджетной
5) самостоятельности и
равноправии каждого бюджета,
входящего в бюджетную систему,
В настоящее время процесс создания бюджетного федерализма в России еще продолжается. Предстоит решение ряда проблем:
1) полномочия всех уровней
власти по расходам должны
полностью соответствовать
2) передача расходов с
бюджетов верхнего уровня на
бюджеты нижнего уровня должна
быть полностью компенсирована
одновременно передаваемыми
3) должны быть устранены
встречные финансовые потоки, когда
доходы, создаваемые на территории,
изымаются в бюджет
4) следует максимально сократить использование такой формы межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам.
С этой целью следует:
- более четко разграничить
бюджетные полномочия между
- фиксировать в федеральных
и региональных
- создать более эффективный
механизм корректировки
- создать механизм межбюджетных
отношений, основанный на
- внедрить в практику
формирования территориальных
Рассматривая проблему бюджетного
устройства России, следует учитывать,
что принципы построения и механизмы
функционирования нынешней бюджетной
системы сложились еще в 30-е
годы и полностью отвечали характеру
и методам административно-
- стягивание значительной доли финансовых ресурсов в центральный бюджет;
- деление всех доходных
источников на закрепленные, передаваемые
в ведение среднего и низового
уровней государственной
- широкие масштабы
- субъективизм при решении
вопросов об объеме средств,
передаваемых конкретному
- ориентированная на расходы
методология формирования
- ежегодный пересмотр
процентов отчислений от
- множественность форм
межбюджетного
Управление движением финансовых потоков по уровням бюджетной системы должно обеспечивать максимально возможную сбалансированность бюджетного устройства. В федеративном государстве различают «вертикальную» и «горизонтальную» сбалансированность, т.е. механизм распределения средств между бюджетами разных уровней должен быть ориентирован на устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и их доходами, а также на выравнивание уровня потребления государственных услуг в различных регионах. [10]
Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода; сделать схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий более упорядоченной; совершенствовать механизм оказания финансовой помощи, ориентировав его на решение задачи горизонтальной сбалансированности бюджетов; ввести эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов и т.д.
Этапы формирования бюджетного федерализма в России
Формирование российской
модели бюджетного федерализма прошло
несколько качественно
С 1994 года стала осуществляться первая реформа межбюджетных отношений, начало которой определил Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 года «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году». Для подавляющего большинства субъектов РФ были установлены единые нормативы отчислений от федеральных налогов, создан Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, средства которого впервые стали распределяться на основе единой методики формализации критериев. Началось применение общепризнанных в международной теории и практике инструментов и принципов выравнивания бюджетной обеспеченности.
Региональным и местным
органам власти было предоставлено
право вводить дополнительные налоги
для пополнения своих бюджетов. Такое,
с первого взгляда
К 1997 году стало ясно, что
возможности его развития исчерпаны.В
1997-1998 гг. обострился кризис межбюджетных
отношений, регионы были недовольны
проводимой политикой, появились попытки
внедрения в сферу межбюджетных
отношений одноканальной
Встал вопрос о совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации, новом этапе их развития. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года принимается Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, которая стала первой в российской практике официальной программой реформирования межбюджетных отношений.
Основные направления реформы заключались:
* в разграничении расходных
полномочий и ответственности
между органами власти и
Информация о работе Бюджетное регулирование и проблемы межбюджетных отношений в РФ