Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 00:02, контрольная работа
В любой стране государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расход.
Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.
Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.
Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.
Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.
Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет.
В значительной степени этот вид доходов в последние десятилетия заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации, субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов.
В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов - это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия.
Основными недостатками действующей системы межбюджетных отношений в настоящее время являются:
- резкая дифференциация регионов по уровню бюджетной обеспеченности;
-
отсутствие реальных стимулов
повышения собираемости
-
неэффективное расходование
Фактором, сдерживающим формирование единой исполнительной вертикали, является незавершенность процесса разграничения предметов ведения и распределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и местным самоуправлением.
Консолидированный бюджет утверждается законодательным органом власти. Он представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти федерального уровня, уровня субъектов Федерации и местного уровня. Иногда в состав консолидированного бюджета включаются некоторые внебюджетные фонды. Советы министров республик в составе России, исполнительные органы субъектов Федерации также составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой своды бюджетов соответствующих территорий.
Бюджетам муниципальных образований для реализации социальных задач предоставляются субсидии. Важное значение здесь приобретает помощь на строительство социальной и инженерной инфраструктуры.
Особое место занимают целевые субвенции муниципальным образованиям – для обеспечения передаваемых полномочий.
В бюджетных доходах Российской Федерации главенствуют налоговые доходы (более 80%), тогда как неналоговые доходы составили чуть меньше 8% от всех доходов консолидированного бюджета РФ. Остальные доходы, формирующие бюджет составляют незначительные суммы, к ним относят: безвозмездные перечисления, доходы целевых бюджетных фондов, доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности, и единый социальный налог.
Следует отметить важность консолидированного бюджета для бюджетного планирования и прогнозирования. Он разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответственного уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, региональных и местных бюджетов.
Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Показатели
консолидированных бюджетов используются
в бюджетном планировании. В частности,
при определении величины нормативов
отчислений от регулирующих налогов в
бюджеты субъектов Российской Федерации
и размеров дотаций в расчет принимаются
объемы консолидированных бюджетов административно-
Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов.
Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Список используемой литературы:
Задача 1.
Рассчитайте известные Вам бюджетные показатели, проанализируйте их и сделай те вывод об устойчивости территориального бюджета.
Общая сумма доходной части бюджета – 240 млрд. руб., в том числе собственные доходы – 180 млрд. руб. Бюджетный дефицит составляет 1,4% величины доходов, а бюджетная задолженность – 3% к расходам бюджета.
Решение
Коэффициенты для определения устойчивости территориальных бюджетов
Коэффициенты |
Уровень устойчивости бюджета | ||
абсолютно устойчивое состояние |
нормальное состояние |
неустойчивое состояние | |
1. Дс / Д |
60-70% |
40-50% |
5-10% |
2. Дп / Д |
30-40% |
50-60% |
90-95% |
3. 3 / Р |
10-15% |
30-35% |
40-50% |
Рмин - минимальные расходы бюджета;
Дс -собственные доходы бюджета;
Дп - перераспределяемые доходы бюджета
1) 180млрд.руб./240млрд.руб.=75%
3) 7,10млдр.руб./236,64млрд.руб.=
Абсолютно устойчивое состояние бюджета
Задача 2.
Рассчитайте известные Вам бюджетные показатели, проанализируйте их и сделайте вывод об устойчивости территориального бюджета.
Общая сумма расходной части бюджета составляет 360 млрд. руб. Бюджетный дефицит – 8% величины расходов. Бюджетная задолженность – 150 млрд. руб. величина закреплённых доходов бюджета – 30 млрд. руб.
Решение
Коэффициенты для определения устойчивости территориальных бюджетов
Коэффициенты |
Уровень устойчивости бюджета | ||
абсолютно устойчивое состояние |
нормальное состояние |
неустойчивое состояние | |
1. Дс / Д |
60-70% |
40-50% |
5-10% |
2. Дп / Д |
30-40% |
50-60% |
90-95% |
3. 3 / Р |
10-15% |
30-35% |
40-50% |
Рмин - минимальные расходы бюджета;
Дс -собственные доходы бюджета;
Дп - перераспределяемые доходы
2) 30млрд.руб./388,8млрд.руб.=7,
3) 150 млдр.руб./360млрд.руб.=42%
неустойчивое состояние бюджета
Задача 3.
Используя приведённые в таблице данные, определите известные Вам бюджетные коэффициенты и сделайте вывод об изменениях, происшедших за год.
№ п/п |
Показатель |
Прошлый год, млн. руб. |
Отчётный год, млн. руб. |
1 |
Закреплённые доходы |
527 |
684 |
2 |
Регулирующие доходы |
324 |
324 |
3 |
Общая сумма доходов |
851 |
1008 |
4 |
Минимальные расходы бюджета |
620 |
620 |
5 |
Общая сумма расходов |
851 |
1008 |
6 |
Задолженность бюджета |
340 |
302 |
7 |
Среднегодовая численность населения, тыс. чел. |
347 |
364 |
Решение
Бюджетные коэффициенты:
1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:
Кп/с = Дп / Дс
Кп/с = 324 / 527=0,62 Кп/с = 324 / 684=0,47
Этот
коэффициент показывает, какая часть бюджетных
расходов покрывается за
счет регулирующих доходов.
2) коэффициент автономии:
Ка = Дс / Д
Ка = 527 / 851=0,62. Ка = 684 / 1008=0,68
Коэффициент показывает долю собственных доходов в общей сумме доходов бюджета. Оптимальный показатель равен 0,67, значит, собственных доходов в структуре доходов по сравнению с прошлым годом увеличилось
3) коэффициент внешнего
Кв.ф. = Дп / Д
Кв.ф. = 324 / 851=0,38. Кв.ф. =324/1008=0,32
4) коэффициент обеспеченности
Ко.р= Дс / Рмин
Ко.р= 527 / 620=0,85 Ко.р= 684 / 620=1,1
показывает, какая часть минимальных расходов покрывается за счет собственных доходов.
5) коэффициент бюджетного покрытия:
Кб.п=Д/Рмин
Кб.п=851/620=1,38
показывает, в какой степени бюджетные расходы покрываются доходами
6) коэффициент бюджетной задолженности
Информация о работе Взаимодействие Государственного бюджета и Консолидированного бюджета РФ