Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:52, курсовая работа
Прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из действенных управленческих функций государства. Данные вопросы в России приобретают актуальность в связи с необходимостью совершенствования налогового процесса, осуществления его различных направлений на основе единых методологических подходов. Основными из которых, являются:
– применение современных методов оценки налогового потенциала;
– более полное использование для целей планирования аналитической информации в налоговой сфере, совершенствование структуры и состава показателей налоговых паспортов регионов;
– улучшение организации процесса планирования налоговых поступлений.
Введение 3
1 Теоретические основы налогового планирования и прогнозирования
1.1 Сущность и функции налогов 5
1.2 Сущность и необходимость государственного планирования и прогнозирования 8
1.3 Методы налогового планирования и прогнозирования 16
2 Налоговое планирование и прогнозирование в РФ
2.1 Основы составления проектов бюджета 19
2.2 Основы рассмотрения и утверждения бюджета 23
2.3 Порядок исполнения бюджета 27
3. Планирование федерального бюджета на 2012-2014 годы
3.1 Прогноз доходов федерального бюджета на 2012-2014 годы 32
3.2 Структура и классификация расходов федерального бюджета на плановый период 2012-2014 годы 35
3.3 Проблемы и перспективы прогнозирования налоговых поступлений в федеральный бюджет 39
Заключение 42
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические основы
налогового планирования и
1.1 Сущность и функции
налогов
1.2 Сущность и необходимость государственного
планирования и прогнозирования
1.3 Методы налогового
планирования и прогнозирования
2 Налоговое планирование и
2.1 Основы
составления проектов бюджета
2.2 Основы рассмотрения и утверждения бюджета 23
2.3 Порядок исполнения бюджета
3. Планирование федерального бюджета на 2012-2014 годы
3.1 Прогноз доходов федерального бюджета на 2012-2014 годы 32
3.2 Структура и классификация расходов
федерального бюджета на плановый период
2012-2014 годы
3.3 Проблемы и перспективы
прогнозирования налоговых
Заключение
Список литературы
Введение
Налоговая система Российской Федерации, призвана создавать благоприятные условия для укрепления и повышения эффективности производства, устранения диспропорций в экономике, способствовать росту жизненного уровня населения. Одним из путей ее развития в этом направлении является совершенствование бюджетно-налогового планирования и прогнозирования.
Процесс разработки и формирования планов и прогнозов налоговых поступлений требует детального анализа и учета результатов и перспектив социально-экономического развития страны и отдельных ее регионов.
Целью налогового планирования, как
на федеральном, так и на территориальном
уровне является оценка соотношения
налогового потенциала и фактических
поступлений налогов и сборов
и определение объемов
Прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из действенных управленческих функций государства. Данные вопросы в России приобретают актуальность в связи с необходимостью совершенствования налогового процесса, осуществления его различных направлений на основе единых методологических подходов. Основными из которых, являются:
– применение современных методов оценки налогового потенциала;
– более полное использование для целей планирования аналитической информации в налоговой сфере, совершенствование структуры и состава показателей налоговых паспортов регионов;
– улучшение организации процесса планирования налоговых поступлений.
В настоящее время для Российской Федерации актуальной является задача разработки такого механизма планирования и прогнозирования налоговых поступлений в бюджет государства и субъектов Российской Федерации, который бы обеспечивал органы государственной власти Российской Федерации адекватной информацией по вопросам формирования доходов своих бюджетов в целях обеспечения принятия взвешенных и обоснованных управленческих решений.
Актуальность выбранной темы состоит и в том, что налоговое планирование является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики.
Объектом исследования является порядок подготовки, составления и утверждения федерального бюджета.
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов и расходов федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи: - изучение теоретических основ налогового планирования и прогнозирования;
- порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета;
- проблемы и перспективы прогнозирования налоговых поступлений в федеральный бюджет.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические основы налогового планирования и прогнозирования
1.1 Сущность и функции налогов
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов, и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство. Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включается:
– необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);
– необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред среде, и т.д.;
– долгосрочные капиталовложения и переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство (на примере освоение космоса).
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы (в том числе в соответствии с законодательством РФ таможенные платежи и государственная пошлина), перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции распределения налогов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.
При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней необходимо классифицировать доходы по видам, показанным на рисунке 1.
Рисунок 1 – Доходы бюджета
К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и т.п.
К собственным доходам бюджета относят доходы полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующие бюджеты.
Под регулярными доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год или на долговой основе устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или в местные бюджеты. Самые собираемые налоги в бюджет: НДФЛ, НДС, имущественные налоги, налог на прибыль.
Возникает вопрос, а в каком размере определить величину налоговой ставки, чтобы в бюджет поступала максимальная сумма налогов.
Ученый Лаффер построил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой, которая показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляет такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Взаимосвязь ставок и поступлений налогов может быть выражено в виде двух основных положений:
– снижение налоговых ставок обладает стимулирующим воздействием на производство;
– хотя уменьшение налоговых ставок приведет к сокращению объема бюджетных доходов, это сокращение носит временный характер.
Кривая дает ответ на вопрос «при какой ставке налогов, налоговые поступления в бюджет максимальны?» При дальнейшем повышении ставки мотивация предпринимательской деятельности ослабевает, падают объемы производства и уменьшаются налоговые отчисления. Лаффер предполагал в качестве оптимального значения рассматривать 30% налоговой ставки.
Таким образом, федеральные налоги устанавливаются и регулируются на федеральном уровне, т.е. нормативными документами, принятыми правительством РФ и президентом РФ. В настоящее время почти все федеральные налоги регулируются НК РФ. Отдельные налоги, не включенные в налоговый кодекс, до сих пор регулируются федеральными законами. Поскольку налоги являются основным источником доходов государства, то именно государство заинтересованно в правильном подходе к формированию налогового механизма и налоговой политики в стране.
1.2 Сущность и необходимость государственного планирования и прогнозирования
Государственное налоговое планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в процессе текущего исполнения по налогам бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти (налоговую тактику), а также реализацию долговременных направлений экономической и налоговой политики государства в соответствии с принятой налоговой концепцией (налоговой стратегии). В конечном счете, основной целью государственного налогового планирования является обеспечение реализации налогами всех своих функций, включая максимальную собираемость запланированных объемов налоговых поступлений по всем их видам.
Государственное налоговое планирование представляет собой совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих государственных органов управления, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала.[11]
Достижение
цели налогового планирования возможно,
с одной стороны, на основе оптимизации
уровня и структуры налогового бремени,
состава и структуры системы
налогов и налогообложения на
текущий бюджетный год и
Государственное налоговое планирование начинается с разработки или корректировки научно обоснованной концепции налоговой политики, в соответствии с которой вносятся изменения в налоговую систему государства, ее состав и структуру, соответствующую экономическому развитию. Далее устанавливаются цели, задачи и методы их достижения, опять же исходя из стратегических и тактических параметров, заложенных в налоговой политике.
Целевые налоговые установки формируются на основе бюджетных заданий и параметров программ социально-экономического развития страны. Основная задача государственного налогового планирования состоит в экономическом обосновании количественных параметров бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны в рамках разработанной и законодательно принятой налоговой концепции.
Государственное налоговое планирование решает следующие основные задачи: (Рисунок 2)
Рисунок 2 – Задачи государственного налогового планирования
В зависимости от периода, целей и задач планирования различают оперативное (на месяц, квартал), текущее (на один финансовый год) и стратегическое (долгосрочное) налоговое планирование. В основе текущего и стратегического планирования лежат прогнозные параметры налогового потенциала. Под налоговым потенциалом понимается способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (имеется в виду не фактическая сумма поступлений как таковых, а именно способность, возможность). [5]
Информация о работе Планирование федерального бюджета на 2012-2014 годы