Проблемы и перспективы формирования бюджетных доходов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить перспективы формирования бюджетных доходов в РФ.
Для этого поставлены следующие задачи:
o Изучить теоретическую литературу, включая правовую информацию и периодические издания, по данному вопросу.
o Определить сущность и классификацию бюджетных доходов.
o Изучить правовую основу регулирования бюджетных доходов.
o Проанализировать статистический материал и поступления доходов за разные периоды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
1 Теоретические основы формирования бюджетных доходов в РФ……..………..……….4
1.1 Сущность и классификация бюджетных доходов в РФ………………………………………………………………………...…………...…..4
1.2 Правовые основы формирования бюджетных доходов в РФ……….……………………………………………………………………………….11
2 Современное состояние формирования бюджетных доходов в РФ…………………….15
2.1 Характеристика современного состояния формирования бюджетных доходов в РФ……………..…………………………………………………………….…………..15
2.2 Процедура формирования бюджетных доходов в РФ…………………….………………………………………………………….……...22
3 Перспективы развития формирования бюджетных доходов в РФ……………………...33
Заключение……………………………………………………………………………………...43
Список использованной литературы……...…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

     Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» принят с превышением доходов  над расходами в сумме 1 501,8 млрд. рублей, или 4,6 % ВВП.

     Особенностью  указанного Федерального закона является то, что он принят и исполнялся в условиях внедрения среднесрочного бюджетного планирования, оптимизации бюджетной и налоговой политики, осуществления капитализации институтов развития, продолжения реализации приоритетных национальных проектов, совершенствования межбюджетных отношений.

     В течение 2007 года в Федеральный закон  «О федеральном бюджете на 2007 год» 5 раз вносились изменения федеральными законами от 15 мая 2007 г. № 74-ФЗ, от 7 июня 2007 г. № 98-ФЗ, от 17 июля 2007 г. № 132-ФЗ, от 2 ноября 2007 г. № 246-ФЗ, от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ.

     В указанных федеральных законах  в новой редакции изложено 28 статей, введено 15 новых статей, признана утратившей силу одна статья Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», изменена редакция 38 из 60 приложений к Федеральному закону от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ, добавлено 5 новых приложений.

     Наиболее  существенные изменения внесены  Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ, в соответствии с которым доходы федерального бюджета увеличены по сравнению с первоначально утвержденными Федеральном законом от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ параметрами на 6,9 %. Основной причиной изменения основных характеристик федерального бюджета явилась необходимость финансового обеспечения расходных обязательств РФ.

     На  формирование доходной части федерального бюджета в 2007 году повлияли следующие  изменения налогового и бюджетного законодательства:

  1. по налогу на прибыль организаций налоговая база подлежит уменьшению на всю сумму убытков, полученных налогоплательщиками в предшествующие годы, с двух лет до одного года сокращен срок отнесения на расходы затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (в том числе не давшие положительного результата);
  2. по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (НДС), введен заявительный порядок возмещения НДС, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг);
  3. по акцизам на табачные изделия усовершенствована система комбинированных ставок акциза по сигаретам и папиросам путем исчисления адвалорной составляющей таких ставок от максимальной розничной цены сигарет и папирос в торговой сети;
  4. по акцизам на нефтепродукты (за исключением прямогонного бензина) налогоплательщиками признаны лица, осуществляющие реализацию произведенных ими нефтепродуктов;
  5. по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти введена нулевая налоговая ставка для новых нефтяных месторождений на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, для сверхвязкой нефти; введен понижающий коэффициент к ставке налога при добыче нефти на месторождениях, выработанных более чем на 80 %;
  6. введена в действие новая редакция Водного кодекса РФ и установлена плата за пользование водными объектами путем заключения в соответствии с Гражданским кодексом РФ договоров водопользования.

       Данные о доходах федерального  бюджета, утвержденных в ФЗ  «О федеральном бюджете на 2007 год» и в ФЗ «Об исполнении  федерального бюджета за 2007 год»  представлены в таблице 1 в Приложении 1.

     Перевыполнение  основных показателей федерального бюджета по доходам обусловлено в основном погашением задолженности по обязательствам перед федеральным бюджетом ОАО «НК «ЮКОС», получением доходов от размещения средств Стабилизационного фонда РФ, благоприятной внешнеэкономической ситуацией, совершенствованием законодательства РФ о налогах и сборах и повышением эффективности налогового администрирования.

     Недопоступление отдельных налоговых доходов  по сравнению с показателями, утвержденными  Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ, составило 1 886,1 млн. рублей, или 1,2 %.

     Увеличение  поступлений отдельных видов  налоговых доходов по сравнению  с показателями, утвержденными Федеральным  законом от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ, составило 103 604,6 млн. рублей, или 2,4 %. Наиболее существенное увеличение поступлений осуществлено по НДПИ, НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, и ЕСН.

     Недопоступление отдельных неналоговых доходов  по сравнению с законодательно утвержденными  показателями составило 12 041,3 млн. рублей, или 11,6 %.

     Увеличение  поступлений отдельных неналоговых доходов составило 249 033,8 млн. рублей, или 9,7 %. Наиболее существенное увеличение поступлений в федеральный бюджет осуществлено по разовым платежам за пользование недрами при наступлении определенных событий, вывозным таможенным пошлинам, доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, дивидендам по акциям, находящимся в собственности РФ.

     В 2007 году в доход федерального бюджета  перечислены безвозмездные поступления  от других бюджетов бюджетной системы РФ,  кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов на 0,7 %, ниже показателя, утвержденного Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ. Основную сумму безвозмездных поступлений составляют единовременные перечисления в федеральный бюджет денежных средств в счет погашения задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам по ним, иным платежам от ОАО «НК «ЮКОС».

     Проведем  сравнительный анализ федеральных  законов «Об исполнении федеральных  бюджетов за 2005-2007 гг.» [1;2;3;6;7;8]

     Данные  о доходах за 2005-2007 гг. представлены в таблице 2  в Приложении 2

     Федеральный закон  № 41-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2005 год» принят Государственной  Думой 16 марта 2007 года, опубликован 9 апреля 2007 года.

     На  формирование доходной части федерального бюджета в 2005 году повлияли следующие изменения налогового и бюджетного законодательства.

     Снижены совокупная базовая ставка единого  социального налога с 35,6 % до 26 % и базовая ставка ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, с 28 % до 20 %, отменены таможенные пошлины на некоторые группы товаров, увеличены базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти (далее - НДПИ) с 347 рублей до 419 рублей за одну тонну и ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа со 107 рублей до 135 рублей за 1000 куб. метров, увеличены специфические ставки акцизов, изменена ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 5 % до 6,5 %, отменены плата за пользование водными объектами, налог на операции с ценными бумагами, введены в действие главы «Водный налог», «Государственная пошлина» и «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации, введен порядок взимания налога на добавленную стоимость по принципу «страна назначения» на территориях государств - участников СНГ.

     Отношение доходов федерального бюджета к  объему ВВП в 2005 году на 3,2 процентного  пункта выше уровня 2004 года (20,5 %). Доходы федерального бюджета в 2005 году по сравнению с отчетом об исполнении федерального бюджета за 2004 год увеличились на 49,5 %.

     В 2005 году доля налоговых доходов федерального бюджета в объеме ВВП снизилась  по сравнению с 2004 годом на 4,3 процентного пункта, доля неналоговых доходов увеличилась на 7,5 процентного пункта. Доля безвозмездных поступлений в объеме ВВП в 2005 году увеличилась на 0,2 процентного пункта.

     Основную  долю налоговых доходов федерального бюджета за 2005 год составили доходы от уплаты НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

     По  сравнению с 2004 годом поступления неналоговых доходов увеличились  в 8,5 раза.

     С 1 января 2005 года из подгруппы «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства, на долю которых приходилось более 40 % доходов, выделены в самостоятельную подгруппу. Указанные изменения повлияли на уменьшение отражения доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, по сравнению с 2004 на 53 %.

      Значительное увеличение  платежей при пользовании природными ресурсами поступлений связано с введением условия о задатке в размере 100 % разового (стартового) платежа для участников аукционов на право пользования недрами в целях разведки и добычи полезных ископаемых.

      Структура неналоговых доходов федерального бюджета за 2005 год характеризуется  высокой долей доходов от уплаты таможенных пошлин и сборов – 85,9 %.

     Федеральный закон №36-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2006 год» принят Государственной  Думой 19 марта 2008 года, опубликован 3 апреля 2008 года.

     На  формирование доходной части федерального бюджета в 2006 году повлияли следующие изменения налогового и бюджетного законодательства. Установлен общий порядок принятия к вычету из налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации, сумм при осуществлении капитальных вложений, введена «амортизационная премия» в размере 10 % по налогу на прибыль организаций, увеличен с 30 % до 50 % предел сокращения налогооблагаемой базы на сумму убытков, полученных в предшествующие годы, увеличены специфические ставки акцизов на табачные изделия  в среднем на 15 %, отменена «нулевая» ставка по прямогонному бензину с установлением ставки на указанный бензин на уровне ставки, действующей по бензину с октановым числом до «80», отменена льгота по денатурированному спирту и денатурированной спиртосодержащей продукции, увеличена ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа горючего природного со 135 рублей до 147 рублей за 1000 куб. метров. Кроме того, по предложению Счетной палаты с 1 января 2006 года отменен налоговый режим акцизного склада в отношении алкогольной продукции и исключены из числа налогоплательщиков акцизов акцизные склады оптовых организаций. Установлен новый порядок отчислений акцизов на алкогольную продукцию, согласно которому 20 % отчислений направляется в бюджеты субъектов Российской Федерации с отражением по соответствующим кодам бюджетной классификации и 80 % отчислений распределяется в бюджеты субъектов Российской Федерации органами Федерального казначейства по установленным законом о бюджете нормативам.

     Отношение доходов федерального бюджета к  объему ВВП составило 23,4 %, что на 0,3 процентного пункта ниже уровня 2005 года (23,7 %).

     Доходы  федерального бюджета в 2006 году по сравнению с отчетом об исполнении федерального бюджета за 2005 год увеличились на 22,5 %.

     В 2006 году доля налоговых доходов федерального бюджета в объеме ВВП снизилась  по сравнению с 2005 годом на 1,1 процентного пункта и составила 13,4 %,

      Налоговые доходы федерального бюджета уменьшились  по сравнению с  2005 годом на 3,8 процентного пункта, неналоговые  доходы увеличились на 5 процентных пунктов, безвозмездные поступления  уменьшились на 1,2 процентного пункта.

      Основную  долю в составе налоговых доходов федерального бюджета за 2006 год составили доходы от уплаты налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами – 31,1 % общей суммы налоговых доходов

     Структура неналоговых доходов федерального бюджета в 2006 году характеризуется высокой долей доходов от уплаты таможенных пошлин и сборов – 85,2 % (на 0,7% меньше 2005 года).

     Федеральный закон №228-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2007 год» принят Государственной  Думой 9 ноября 2008 года, опубликован 3 декабря 2008 года.

     Доходы  федерального бюджета в 2007 году по сравнению  с 2006 годом увеличились на 23,9 %, и по отношению к объему ВВП в 2007 году составили 23,6%, что на 0,2 процентного пункта ниже уровня 2006 года (23,4%).

     Налоговые доходы увеличились на 2,33 процентных пункта. Увеличение доли НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, на 4,3 процентного пункта по сравнению с 2006 годом произошло в основном за счет поступлений НДС от ОАО «НК «ЮКОС», без учета поступлений НДС от ОАО «НК «ЮКОС» доля НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, по сравнению с 2006 годом снизилась на 0,9 процентного пункта.

     Увеличение  доли НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, на 2,5 процентного пункта произошло  за счет роста объемов и изменения  структуры импорта, уменьшение доли НДПИ на 6,2 процентного пункта - за счет более низкой цены на нефть марки «Юралс» в начале года и снижения курса доллара США по отношению к рублю.

     Анализ  структуры неналоговых доходов  в 2007 году по сравнению с соответствующим периодом 2006 года свидетельствует, что увеличение доли доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, на 3,6 процентного пункта произошло в основном за счет поступления законодательно не установленных доходов от размещения средств Стабилизационного фонда.

     По  сравнению с 2006 годом безвозмездные  поступления увеличились в 6,6 раза.

     Таким образом, можно наблюдать увеличение доходов бюджета, связанное с  различными изменениями бюджетного и налогового законодательства.

Информация о работе Проблемы и перспективы формирования бюджетных доходов в РФ