Проблемы и перспективы формирования бюджетных доходов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить перспективы формирования бюджетных доходов в РФ.
Для этого поставлены следующие задачи:
o Изучить теоретическую литературу, включая правовую информацию и периодические издания, по данному вопросу.
o Определить сущность и классификацию бюджетных доходов.
o Изучить правовую основу регулирования бюджетных доходов.
o Проанализировать статистический материал и поступления доходов за разные периоды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
1 Теоретические основы формирования бюджетных доходов в РФ……..………..……….4
1.1 Сущность и классификация бюджетных доходов в РФ………………………………………………………………………...…………...…..4
1.2 Правовые основы формирования бюджетных доходов в РФ……….……………………………………………………………………………….11
2 Современное состояние формирования бюджетных доходов в РФ…………………….15
2.1 Характеристика современного состояния формирования бюджетных доходов в РФ……………..…………………………………………………………….…………..15
2.2 Процедура формирования бюджетных доходов в РФ…………………….………………………………………………………….……...22
3 Перспективы развития формирования бюджетных доходов в РФ……………………...33
Заключение……………………………………………………………………………………...43
Список использованной литературы……...…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

    В дальнейшем органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством  финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению). Доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), могут направляться Министерством финансов РФ без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга РФ, а также на исполнение публичных нормативных обязательств РФ в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований.

    Органы  Федерального казначейства не позднее  следующего рабочего дня после дня  получения от учреждения Центрального банка РФ выписки со своих счетов, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов [11].

    Денежные  средства считаются поступившими в  доходы соответствующего бюджета бюджетной  системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.

    Подледный этап – составление бюджетной  отчетности [11]. Главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета. Федеральное казначейство составляет и представляет в Министерство финансов РФ бюджетную отчетность РФ.

    Бюджетная отчетность РФ представляется Министерством финансов РФ в Правительство РФ.

    Годовой отчет об исполнении федерального бюджета  подлежит рассмотрению Государственной  Думой и утверждению федеральным  законом.

    Федеральным законом об исполнении федерального бюджета утверждается отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) федерального бюджета.

    Отдельными  приложениями к федеральному закону об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели: доходов федерального бюджета по кодам классификации доходов бюджетов; доходов федерального бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета и т.д.

    Таким образом, формирование доходов бюджета  проходит несколько этапов – от прогноза доходов бюджета до составления  отчетов об исполнении бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Перспективы развития формирования бюджетных доходов в РФ

     Рассмотрим  перспективы развития формирования доходов бюджета на основе проекта  федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" [5,10,12]. 

     Проект  федерального закона  подготовлен  в соответствии с прогнозом социально – экономического развития РФ, требованиями Бюджетного кодекса РФ и принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012 годах.

     В проекте федерального бюджета обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов бюджетной и налоговой политики РФ, основными из которых являются [24]:

     1) использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса;

     2) обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости и адаптации бюджетных расходов к более низкому уровню доходов;

     3) повышение эффективности расходов бюджета и обеспечение высокого качества государственных услуг и эффективного использования бюджетных средств;

     4) повышение эффективности налоговой системы;

     5) создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам;

     6) разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.

     Основные  характеристики федерального бюджета  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития РФ на 2010-2012 годы и характеризуются следующими данными, представленными  в таблице 4 в Приложении 4.

     В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% к ВВП в 2009 году до 16,1% в 2010, 15,5% в 2011 году, с дальнейшим снижением  в 2012 году до 15,0% к ВВП. В номинальном  выражении в 2010-2012 годах планируется  рост доходов в среднем на 6,3% в год.

     Таблица 1 – Доходы бюджета за 2008-2012 гг.

  2008 2009 Прогноз
2010 2011 2012
1. Темпы прироста доходов к предыдущему году, % 19,2 -27,6 3,5 7,3 8,2
  в том числе:          
  Нефтегазовые  доходы 51,5 -36,3 14,2 3,7 5,8
  Ненефтегазовые  доходы 0,1 -19,9 -4,1 10,3 10,2
2. Доля в общем  объеме доходов, %          
  Нефтегазовые  доходы 47,3 41,7 46,0 44,4 43,4
  Ненефтегазовые  доходы 52,7 58,3 54,0 55,6 56,6

     Основными факторами, оказывающими влияние на изменение доходов федерального бюджета к ВВП, являются [25]:

     1) замена единого социального налога  страховыми взносами, поступающими  напрямую во внебюджетные фонды,  в результате чего ненефтегазовые  доходы снизились в 2010 году  по сравнению с 2009 годом;

     2) увеличение прогнозных цены на нефть марки "Юралс" и курса доллара США по отношению к рублю более низкими темпами по сравнению с ростом ВВП, а также снижение налогооблагаемых объемов добычи нефти и экспорта нефти привели к уменьшению нефтегазовых доходов к ВВП в 2011-2012 годах по сравнению с 2010 годом;

     3) уменьшение в 2010-2012 годах прогноза  поступлений по разовым платежам  за пользование недрами при  наступлении определенных событий   в связи с наметившимся дефицитом  участков недр и снижением  прогнозируемого количества проводимых аукционов, а также прогнозируемых доходов от операций с государственным материальным резервом;

     4) разовые доходы, учтенные в 2009 году, в том числе связанные  с возвратом в федеральный  бюджет средств имущественного  взноса РФ государственными корпорациями "Российская корпорация нанотехнологий" и "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в сумме 85,4 млрд. рублей, зачислением в федеральный бюджет неиспользованных остатков средств межбюджетных трансфертов субъектам РФ в сумме 74,5 млрд. рублей и централизацией счетов ФТС России в сумме 100,0 млрд. рублей.

     Учитывая  значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость  поддержания финансовой стабильности, планируется постепенное снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5 % к ВВП в 2009 году до 22,9%  в 2010 году, 19,5% в 2011 году и до18,0% к ВВП в 2012 году.

     В связи с использованием большей  части накопленных в Резервном  фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности  федерального бюджета в 2009 году (более 70%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут исчерпаны в 2010 году (за исключением средств, размещенных в финансовых активах.

     При этом значительная часть средств  Фонда национального благосостояния в объеме 655,0 млрд. руб. размещена  на депозитах в ВЭБ.

      На  формирование доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах будут оказывать влияние следующие основные факторы: ухудшение основных показателей социально-экономического развития страны как следствие мирового экономического кризиса, изменения налогового законодательства, принятые в пакете антикризисных мер в 2008-2009 годах, а также изменение норматива зачисления отдельных видов доходов в бюджеты бюджетной системы РФ.

      В проекте федерального закона «О федеральном  бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» доходы федерального бюджета на 2010 год определены в размере 6950,0 млрд. рублей (16,1% к ВВП), на 2011 и 2012 годы – 7455,7 млрд. рублей (15,5% к ВВП) и 8069,6 млрд. рублей (15,0% к ВВП) соответственно. При этом темпы прироста доходов будут составлять в 2010 году 3,5 %, а в 2011 и 2012 годах – 7,3% и 8,2% соответственно.

      Тенденция к снижению доли доходов федерального бюджета в ВВП наблюдалась  и в предшествующие годы. Наибольшее ее снижение отмечается в 2009 году по сравнению  с 2008 годом (с 22,2% до 17,2%), что связано с общим падением доходов федерального бюджета в этом году (по текущей оценке исполнения) на 27,6% по сравнению с прошлым годом. Влияние экономического кризиса на доходы бюджета будет достаточно продолжительным, и только в 2012 году согласно прогнозным данным будут достигнуты номинальные объемы доходов федерального бюджета, соответствующие уровню благополучного 2007 года.

      Доходы  федерального бюджета в 2010 году прогнозируются на уровне 2009 года (превышение составляет лишь 3,5%). Влияние небольшой позитивной динамики макроэкономических показателей нивелируется воздействием изменений налогового законодательства, принятых в рамках антикризисных мер.

      В целом изменения законодательства приводят к снижению доходов федерального бюджета в 2010 году на 371,8 млрд. рублей, но они носят разнонаправленный характер, как в сторону увеличения, так и в сторону сокращения доходов.

      В сторону увеличения доходов федерального бюджета (на 213,6 млрд. рублей) будут действовать  следующие изменения законодательства РФ, вступающие в силу с 1 января 2010 года:

      · индексация ставок акцизов по подакцизным товарам (+ 13,1 млрд. рублей);

      · повышение размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий (+ 22,8 млрд. рублей);

      · увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть с 95% до 100% (+ 49,0 млрд. рублей);

Информация о работе Проблемы и перспективы формирования бюджетных доходов в РФ