Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 01:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия Стабилизационного фонда Российской Федерации, целесообразности его формирования, источников формирования, распределение средств Стабилизационного фонда РФ.
Для выполнения данной цели были решены задачи:
1. Рассмотрен Бюджетный кодекс РФ в части законодательных основ Стабилизационного фонда РФ (понятие, цели Стабфонда);
2. Исследованы экономические предпосылки создания Стабилизационного фонда РФ;
3. Изучены Стабилизационные фонды других стран;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1.Стабилизационный фонд Российской Федерации……………………..5
1.1. Предпосылки создания Стабилизационного фонда РФ………………...5
1.2. Стабилизационные фонды других стран………………………………...9
Глава 2. Управление и контроль над средствами Стабилизационного
Фонда РФ……………………………………………………………………….....11
Глава 3. Формирование средств Стабилизационного фонда РФ………………15
3.1. Распределение средств стабилизационного фонда РФ………………...18
3.2. Доходность Стабилизационного фонда РФ…………………………….21
Глава 4. Мероприятия по улучшению использования резервных
денег России………………………………………………………………………23
Выводы и предложения ………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………………………31
Кафедра финансов, кредита и
экономического анализа
Курсовая работа
на тему: «Стабилизационный фонд Российской Федерации: экономическая целесообразность формирования и специфика использования средств»
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Стабилизационный фонд Российской Федерации……………………..5
1.1. Предпосылки создания Стабилизационного фонда РФ………………...5
1.2. Стабилизационные фонды других стран………………………………...9
Глава 2. Управление и контроль над средствами Стабилизационного
Фонда РФ……………………………………………………………………….
Глава 3. Формирование средств Стабилизационного фонда РФ………………15
3.1. Распределение средств
3.2. Доходность Стабилизационного фонда РФ…………………………….21
Глава 4. Мероприятия по улучшению использования резервных
денег России………………………………………………………………
Выводы и предложения ………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………………………31
Введение
Важное место в сбалансированности бюджета в некоторых странах, а на сегодняшний день их уже насчитывается более двадцати, отводится таким институтам как стабилизационный и резервный фонд. Это сравнительно новые институты с присущими им инструментами государственного регулирования национальных финансов, которые стали возникать в последнее десятилетие 90-х годов ХХ века.
Их появление обусловлено поиском инструментов и механизмов, позволяющих ослабить появившуюся зависимость мировой экономики от конъюнктуры нефтяного и газового рынков, рынков цветных металлов и даже сельскохозяйственных продуктов, обладающих повышенным влиянием на волатильность государственных экспортных доходов и на нестабильность величин профицита или дефицита государственных бюджетов, обусловленных значимой чувствительностью бюджетов к конъюнктуре экспортных цен на эти товары. Именно такие вопросы и определяют актуальность выбранной темы курсовой работы.
Вопросы, связанные с появлением этих фондов, стали предметом горячих дискуссий и споров экономистов различных школ, политиков, ученых и практиков, да и простых обывателей. И каждого волнуют конкретные вопросы, касающиеся его лично, его детей и их будущего, среды их обитания и перспективы роста в концепции «sustainable development» или концепции устойчивого развития. Каждого интересует ответ на вопрос: как будет развиваться общество, когда население Земли перестанет возрастать и начнет стареть и когда существенно обостряться экологические проблемы и возникнут климатические, а основные ископаемые теплоносители (нефть, газ, уголь) исчерпаются, обострив и без того не простую ситуацию с продовольствием, водой и воздухом.
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия Стабилизационного фонда Российской Федерации, целесообразности его формирования, источников формирования, распределение средств Стабилизационного фонда РФ.
Для выполнения данной цели были решены задачи:
1. Рассмотрен Бюджетный кодекс РФ в части законодательных основ Стабилизационного фонда РФ (понятие, цели Стабфонда);
2. Исследованы экономические
предпосылки создания
3. Изучены Стабилизационные
4.Рассмотрены вопросы формирования и распределения средств Стабилизационного фонда РФ;
Объект исследования – основополагающие характеристики Стабилизацион-ционного фонда РФ. Предмет исследования - определение особенностей
формирования и распределения Стабилизационного
фонда РФ.
Период
исследования – 2007-2009 гг.
При выполнении работы использовались различные источники информации: законодательная литература, учебная литература, периодическая печать, официальные сайты.
Глава 1. Стабилизационный фонд Российской Федерации
Стабилизационный фонд — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.
Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс) [1].
Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:
По сути, это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а не Федеральное Собрание по средствам бюджета.
Любая экономика должна иметь запас прочности. История финансовой прочности в России завершила очередной цикл. Стабилизационный фонд РФ создан в 2004 году, как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.
Бюджетное нововведение воплотилось в реальность и просуществовало до 2000 года. К этому времени механизм расходования средств налогоплательщиков в виде госинвестиций в производственные проекты был остановлен.
Новая идея стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе. Иными словами, средства стабфонда, в отличие от средств «бюджета развития», предназначались к«проедению» в голодный день: Стабилизационный фонд РФ в своей идее изначально выглядел как всероссийская «заначка» с некоторыми дополнительными функциями. Идея была поддержана практически всеми - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя. Бюджеты последних лет формировались с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть, а весь «сверхпрофицит», который появлялся из-за того, что реальная цена была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабфонд.
Копилка из части доходов бюджета, обеспеченных высокими ценами на нефть, может обезопасить экономику на годы неблагоприятной конъюнктуры. Идея заботы о будущих поколениях превратилась в финансовый резерв - заначку на выплаты кредиторам в 2003 году. После этого финансовый резерв должен был прекратить свое существование. Но правительство решило сохранить резерв, переделав его с 2004 года в стабилизационный фонд.
Стабилизационный фонд (первое время его возвышенно называли фондом будущих поколений) казался эффективным способом борьбы с ежегодными попытками пустить дополнительные доходы бюджета на популистские цели.
Возникает вопрос - какие источники доходов закрепить за стабилизационным фондом? Это могут быть дополнительные налоговые поступления, формирующиеся в экспортных отраслях. Например, определенная доля акцизов или экспортной пошлины на нефть, или на нефть и газ. Другого варианта придерживаются специалисты Института экономики переходного периода (ИЭПП). Они считают, что источником формирования фонда должны быть все доходы федерального бюджета, возникающие при превышении цен на нефть среднего уровня за последнее десятилетие. Логика следующая: одних акцизов и пошлин недостаточно, чтобы накопить существенную сумму. Кроме того, изменение цен на нефть ощущает на себе большинство отраслей, и поэтому «скидываться» в фонд должны не только экспортеры. При этом перечислять в фонд надо не абстрактный профицит, который можно искусственно создать, сократив расходы бюджета, и также искусственно уничтожить, эти расходы увеличив.
Стабилизационный фонд помимо прочих полезных функций должен способствовать сокращению непроцентных расходов бюджета. Снижение госрасходов - самый верный путь к высоким темпам экономического роста. Однако, в условиях, когда государство не исполняет текущие социальные обязательства, а средний размер пенсии ниже прожиточного минимума, откладывать деньги на абстрактное «далеко» просто неприлично.
В настоящее время стабилизационный фонд является главным инструментом, сдерживающим объем денежной массы в России. Но в случае, если тщательно стерилизуемые в нем средства попадут в обращение, случится инфляционный скачок.
Объем денежной массы зависит от инструментов сдерживания, одним из которых является ее стерилизация. Это означает, что часть денежной массы откладывается на черный день. Таким образом, под руками у нас оказывается значительный запас денег, которые можно выпускать в обращение по мере необходимости. В России роль стерилизатора выполняет Стабилизационный фонд, который и взял на себя большую часть той избыточной денежной массы, которая так беспокоит Всемирный банк.
Таким образом, происходит стерилизация получаемых сверхдоходов, что предохраняет финансовую систему от невозможности эффективно распределить получаемые средства.
Средства Стабилизационного фонда на 1 января 2007 года составляли 2 547,9 млрд. рублей, или 9,36 % к ВВП 2006 года, и увеличатся на 1 088,9 млрд. рублей, или в 1,7 раза по сравнению с фактическим объемом на начало 2006 года (1459, 0 млрд. рублей, или 6,7 % ВВП). По сравнению с плановым показателем на начало 2007 года (2 099,21 млрд. рублей.), содержащимся в утвержденном Перспективном финансовом плане Российской Федерации, увеличение составит 448,7 млрд. рублей, или 21,3 %. В соответствии с перспективным финансовым планом на 2007 – 2009 годы объем Стабилизационного фонда будет увеличиваться и составит к концу 2007 года 4 238,59 млрд. рублей, или 13,5 % ВВП, к концу 2008 года – 5 548,13 млрд. рублей, или 15,9 % ВВП, к концу 2009 года – 6 604,61 млрд. рублей, или 17,1 % ВВП.
С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд. руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год — 6,1 % ВВП, на 2009 год — 5,5 %, на 2010 год — 4,5 %, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП [3].
1.2. Стабилизационные фонды других стран
Стабилизационные фонды (фонды будущих поколений) существуют в странах, где существенная часть доходов бюджета формируется за счет поступлений от экспорта природных ресурсов (нефть медь, фосфаты) и предназначены для сглаживания колебаний доходов и расходов в годы неблагоприятной конъюнктуры.
Норвегия: Норвежский государственный нефтяной фонд выполняет две функции: стабилизационную и сберегательную. Правительство создало фонд в 1990 году для решения двух проблем: старение населения и снижение объемов добычи нефти. Деньги в фонд поступают при условии профицита бюджета. Как и в России, он определяется уровнем цен на нефть. Строгой формулы, по которой производятся отчисления, не существует, каждый раз их объем утверждается парламентом. Он же принимает решение об использовании средств. Управляет текущими активами фонда Центробанк, а направления инвестирования определяет Минфин. Благодаря тому, что правительство проводило жесткую фискальную политику, а в стране наблюдался экономический подъем, максимальное годовое отчисление средств из бюджета составило 6% ВВП.
Чили: Медный стабилизационный фонд был создан в 1985 году для стабилизации курса валюты и доходов бюджета. Механизм его формирования следующий: правительство ежегодно определяет долгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в фонд средств по определенной формуле, в зависимости от превышения фактической цены по экспортным контрактам над базовой долгосрочной. Особенность в том, что эти правила применяются к государственной медной компании и по сути являются для нее дополнительным налогом. Средства фонда приравниваются к золотовалютным резервам и управляются ЦБ. Правительство может их использовать, в случае если цена меди ниже базовой. Средства фонда направляются на выплату внешнего долга и субсидирования цен на бензин.
Венесуэла: Фонд макроэкономической стабилизации был создан в 1998 году, когда мировые цены на нефть упали до 8-9$ за баррель, для стабилизации доходов бюджета центрального правительства, правительств регионов и государственной нефтяной компании. Формируется фонд следующим образом: исходя из средней цены на нефть, за последние пять лет рассчитываются базовые доходы бюджетов правительств и компании и все поступления свыше базовой величины направляются в фонд. Его средства управляются Центробанком и инвестируются в иностранные финансовые активы. Решение о расходовании средств фонда принимает парламент.