Фонд Национального Благосостояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:35, доклад

Краткое описание

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

фонд нац.благосостояния.docx

— 23.94 Кб (Скачать файл)

 

ФОНД  НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ.

Фонд национального  благосостояния является частью средств  федерального бюджета. Фонд призван  стать частью устойчивого механизма  пенсионного обеспечения граждан  Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального  благосостояния являются  обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Формирование

Нефтегазовые  доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу  полезных ископаемых в виде  углеводородного сырья (нефть,  газ горючий природный, газовый  конденсат);

- вывозных таможенных  пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных  пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных  пошлин на товары, выработанные  из нефти.

Определенная часть  указанных нефтегазовых доходов  в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают  в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера  нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния. 

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета  не используются для финансового  обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. (В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в  Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".)

Другим источником формирования Фонда национального  благосостояния являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2015 г. доходы от управления средствами Фонда национального  благосостояния не зачисляются в  Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния учитываются на отдельных  счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством  в Центральном банке Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием  и использованием нефтегазовых доходов  федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств  в связи с формированием и  использованием нефтегазовых доходов  федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния приостановлен.

Управление

Цели  управления

Целями управления средствами Фонда национального  благосостояния являются обеспечение  сохранности средств Фонда и  стабильного уровня доходов от его  размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных  целях допускает возможность  получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном  периоде.[1]

Структура управления

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального  благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления  отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального  благосостояния порядок привлечения  указанных организаций, а также  требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.[2]

Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и  одновременно):

1) путем приобретения  за счет средств Фонда иностранной  валюты и ее размещения на  счетах по учету средств Фонда  национального благосостояния в  иностранной валюте (долларах США,  евро, фунтах стерлингов) в Центральном  банке Российской Федерации. За  пользование денежными средствами  на указанных счетах Центральный  банк Российской Федерации уплачивает  проценты, установленные договором  банковского счета;

2) путем размещения  средств Фонда в иностранную  валюту и финансовые активы, номинированные  в российских рублях и разрешенной  иностранной валюте (далее - разрешенные  финансовые активы).

Министерство финансов Российской Федерации управляет  средствами Фонда национального  благосостояния в соответствии с  первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном  банке Российской Федерации следующим  образом. Согласно утвержденному Министерством  финансов Российской Федерации порядку  расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету  средств Фонда национального  благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки  на указанных счетах проценты, эквивалентные  доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые  могут размещаться средства Фонда  национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Учет операций с  нефтегазовыми доходами федерального бюджета, средствами Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния осуществляется в порядке, установленном  для учета операций со средствами федерального бюджета.

 

 

Использование

Средства Фонда  национального благосостояния могут  быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан  России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации. Объем  средств Фонда национального  благосостояния, направляемых на указанные  цели, устанавливается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной год и плановый период.

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан  Российской Федерации определен  в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ  «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Правительство Российской Федерации вправе до 1 января 2015 г. без внесения изменений в  федеральный закон о федеральном  бюджете направлять средства Фонда  на осуществление выплат, сокращающих  долговые обязательства, сокращение заимствований  и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе  с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и  в пределах увеличения бюджетных  ассигнований федерального бюджета  на предоставление межбюджетных трансфертов  в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. (В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".)

Отчетность  и аудит

Отчетность  по операциям со средствами Фонда  национального благосостояния

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует  сведения о поступлении и использовании  нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Фонда  национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств  в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. Министерство финансов Российской Федерации не публикует  сведения о поступлении и использовании  нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также о зачислении средств в Резервный фонд и  Фонд национального благосостояния. (В соответствии с Федеральным законом от 30.09.2010 № 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".)

Министерство финансов Российской Федерации в составе  отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Правительство  Российской Федерации ежеквартальный и годовой отчет о поступлении  и использовании нефтегазовых доходов  федерального бюджета, формировании и  использовании средств Фонда  национального благосостояния, а  также ежеквартальный и годовой  отчет об управлении средствами указанного фонда.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. операции с нефтегазовыми  доходами федерального бюджета не осуществляются и не отражаются в отчетности Министерства финансов Российской Федерации об исполнении федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета  представляет в Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  ежеквартальный и годовой отчет  о поступлении и использовании  нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании  средств Фонда национального  благосостояния, а также ежеквартальный и годовой отчет об управлении средствами указанного фонда.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. Правительство  Российской Федерации не предоставляет  отчет о поступлении и использовании  нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния в составе отчетности об исполнении федерального бюджета. 

 

Аудит операций со средствами Фонда национального  благосостояния

В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата Российской Федерации проводит контрольные  мероприятия с целью проверки формирования, использования и управления средствами Фонда национального  благосостояния. (На основании Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»). Счетная палата Российской Федерации ежеквартально представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах, в том числе о формировании, использовании и управлении средствами Фонда национального благосостояния.

 

 

Статистика. Совокупный объем средств фонда.

Дата

в млрд. долларов США

в млрд. рублей

в процентах к ВВП**

01.10.2013

88,03

2 847,35

4,3%

01.09.2013

86,77

2 884,79

4,3%

01.08.2013

86,90

2 858,04

4,3%

01.07.2013

86,47

2 828,23

4,3%

01.06.2013

86,72

2 739,33

4,1%

01.05.2013

87,27

2 727,79

4,1%

01.04.2013

86,76

2 696,73

4,1%

01.03.2013

87,61

2 682,58

4,0%

01.02.2013

89,21

2 678,63

4,0%

01.01.2013

88,59

2 690,63

4,3%

01.12.2012

87,47

2 716,61

4,3%

01.11.2012

87,19

2 748,67

4,4%

01.10.2012

87,61

2 708,58

4,3%

01.09.2012

85,85

2 772,45

4,4%

01.08.2012

85,21

2 742,85

4,4%

01.07.2012

85,64

2 810,45

4,5%

01.06.2012

85,48

2 773,78

4,4%

01.05.2012

89,21

2 619,52

4,2%

01.04.2012

89,50

2 624,78

4,2%

01.03.2012

89,84

2 600,88

4,2%

01.02.2012

88,33

2 682,21

4,3%

01.01.2012

86,79

2 794,43

5,0%

01.12.2011

88,26

2 764,40

5,0%

01.11.2011

91,19

2 726,42

4,9%

01.10.2011

88,69

2 827,10

5,1%

01.09.2011

92,63

2 673,05

4,8%

01.08.2011

92,70

2 566,04

4,6%

01.07.2011

92,61

2 600,00

4,7%

01.06.2011

92,54

2 597,55

4,7%

01.05.2011

94,34

2 594,58

4,6%

01.04.2011

91,80

2 609,66

4,7%

01.03.2011

90,94

2 631,98

4,7%

01.02.2011

90,15

2 674,53

4,8%

01.01.2011

88,44

2 695,52

5,8%

01.12.2010

88,22

2 761,96

6,0%

01.11.2010

90,08

2 772,80

6,0%

01.10.2010

89,54

2 722,15

5,9%

01.09.2010

87,12

2 671,54

5,8%

01.08.2010

88,24

2 663,76

5,8%

01.07.2010

85,47

2 666,41

5,8%

01.06.2010

85,80

2 616,54

5,7%

01.05.2010

88,83

2 601,62

5,6%

01.04.2010

89,58

2 630,27

5,7%

01.03.2010

89,63

2 684,21

5,8%

01.02.2010

90,63

2 757,89

6,0%

01.01.2010

91,56

2 769,02

7,1%

01.12.2009

92,89

2 769,84

7,1%

01.11.2009

93,38

2 712,56

7,0%

01.10.2009

91,86

2 764,37

7,1%

01.09.2009

90,69

2 863,08

7,4%

01.08.2009

90,02

2 858,70

7,4%

01.07.2009

89,93

2 813,94

7,3%

01.06.2009

89,86

2 784,14

7,2%

01.05.2009

86,30

2 869,44

7,4%

01.04.2009

85,71

2 915,21

7,5%

01.03.2009

83,86

2 995,51

7,7%

01.02.2009

84,47

2 991,50

7,7%

01.01.2009

87,97

2 584,49

6,3%

01.12.2008

76,38

2 108,46

5,1%

01.11.2008

62,82

1 667,48

4,0%

01.10.2008

48,68

1 228,88

3,0%

01.09.2008

31,92

784,51

1,9%

01.08.2008

32,69

766,48

1,9%

01.07.2008

32,85

770,56

1,9%

01.06.2008

32,60

773,93

1,9%

01.05.2008

32,72

773,82

1,9%

01.04.2008

32,90

773,57

1,9%

01.03.2008

32,22

777,03

1,9%

01.02.2008

32,00

783,31

1,9%


*Совокупный объем средств  Фонда национального благосостояния, выраженный в российских рублях  и долларах США, соответствует  сумме остатков на счетах Федерального  казначейства в Центральном банке  Российской Федерации по учету  средств Фонда национального  благосостояния и средств, размещенных  на депозитах во Внешэкономбанке,  пересчитанных по официальным  курсам иностранных валют, установленным  Центральным банком Российской  Федерации на дату, предшествующую  отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным  на основе указанных курсов.

Указанный показатель не учитывает  расчетных сумм процентного дохода за истекшую часть процентного периода  по счетам  в иностранной валюте в Центральном банке Российской Федерации и по депозитам во Внешэкономбанке.

** Используются фактические значения ВВП за соответствующие годы, публикуемые Росстатом (до опубликования данных о фактическом значении объема ВВП используется прогнозируемый объем ВВП в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год).

 

Информация о работе Фонд Национального Благосостояния