Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 15:22, шпаргалка
Понятие о констит.праве как отрасли права РБ
Констит. право рассм. в 3 аспектах: как отрасль права в системе национ. права; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты;как учебная дисциплина, которая базируется на достижениях и данных науки констит. права Термины «констит. право» и «гос.право» зачастую считаются синонимами. Круг, регулируемых соответствующей отраслью права, общественные отношения в странах, где употребляется тот или другой из указанных терминов примерно одинаков. общественных отношений.
10. Конституция
Советской Социалистической
Новая Конституция БССР 1937 г. полностью соответствовала Конституции СССР 1936
-законы СССР были обязательны на территории республики; -закреплялось положение о том, что страна вступила в новый этап своего развития (построены основы социализма). Основания для такого вывода были разные, в том числе «полная ликвидация эксплуататорских классов»; -впервые (конституционным образом) утверждалось, что в республике закреплены все основные экономические основы социализма, в том числе: отменена частная собственность, утвердилась социалистическая собственность на орудия и средства производства, установлено единое плановое развитие; -социалистическая собственность в БССР имела форму государственной или колхозно-кооперативной; -труд объявлялся обязанностью и делом чести каждого способною к I труду гражданина с провозглашением принципа социализма: «От каждого по его способностям, каждому - по его труду»; -каждый гражданин республики обязан был беречь и укреплять социалистическую собственность. Лица, покушавшиеся на нее, считались врагами народа; впервые была закреплена конституционная норма о сохранении БССР права выхода из состава СССР; -включена норма о том, что республика сохраняет свою классовую сущность, хотя форма ее выражения изменилась; -конституция впервые закрепляла принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде, поскольку равноправие граждан предусматривалось только независимо от их расы, национальности; -впервые в конституции содержалась глава об основных правах и обязанностях граждан. Было закреплено право на труд.
11. Конституция Социалистической Советской Республики от 14 апреля 1978 г.Конституция 1978 г. имела следующие отличительные признаки: -закрепляла построение «развитого социализма» в стране; -впервые было введено понятие «народ», который является субъектом всей власти в государстве; -сохранялось классовое содержание конституции, хотя идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о «ведущей роли рабочего . Класса»; -закреплялась ведущая роль коммунистической партии как основы пиитической системы; -сохранялась классовая ориентированность демократии, которая от ныне именовалась «социалистической демократией». Рамки этой демократии были расширены; впервые конституционные нормы закрепляли равенство граждан, пол законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, занятий, места жительства; -в конституции закреплялись некоторые права человека: право на I и нише, охрану здоровья и т.д.; -впервые было введено положение, дающее право гражданам решать наиболее важные вопросы государственной жизни на референдуме; устанавливалось, что конституцию принимает народ; впервые закреплялась норма о суверенитете.
12.Конституция
Социалистической Советской
Конституции Р Б была принята 15 марта 1994 г. Значит. влияние на первоначальную редакцию Конституции 1994 года оказал официальный проект Конституции Р Ф 1993 года. Так, значительными полномочиями гос.власти наделялся Верховный Совет Р Б. Среди прочих его прав устанавлив.: принятие и изменение Конституции, назначение выборов и референдумов, избрание высших судов республики, Генпрокурора, Председателя и Совета Контрольной палаты РБ, Председателя и Правления ЦБ РБ, роспуск местных Советов, определение военной доктрины РБ а также объявление войны и заключение мира. Отдельной главы о правительстве (Кабинете Министров) Конституция не содержала, его деятельность регулировалась статьями 106-108, помещенными в главу о Президенте. Полномочия же самого Президента конституция устанавл. след. образом: 1) принимает меры по охране суверенитета, нац. безопасности и территор. целостности Р. Б., обеспеч. политич. и экономич. стабильности, соблюдению прав и свобод граждан;2) руководит системой органов исполнит. власти и обеспеч. их взаимод. с представит. органами; 3) создает и упраздняет министерства, гос. комитеты и другие центральные органы управления Р Б; 4) с согласия Верховного Совета назначает и освобождает от должности Премьер-министра, его зам., министров иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, Председателя Комитета гос.безопасности; назначает и освобождает от должности других членов Кабинета Министров; принимает отставку указанных в этом пункте лиц; 5) представляет Верховному Совету кандидатуры для избрания на должности Председателя Конституц. Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Правления Национального банка; 6) ежегодно представляет Верховному Совету доклады о положении гос-ва, по собственной инициативе или по о реализации внутренней и внешней политики Р Б;7) обращается с посланиями к народу Р Б и Верховному Совету; 8) сообщает Верховному Совету о Программе деятельности Кабинета Министров; 9) имеет право участвовать в работе Верховного Совета и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением; 10) назначает судей Р Б, кроме тех, избрание которых отнесено к компетенции Верховного Совета; 11) назначает других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законом, если иное не предусмотрено Конституц. 12) решает вопросы о приеме в гражданство Р Б, его прекращении и предоставлении убежища; 13) награждает гос-ными наградами, присваивает классные чины и звания; 14) осуществляет помилование осужденных граждан; 15) представляет гос-во в отнош. с другими странами и международн. организациями; 16) ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатич. представителей Р. Б. в иностранных гос-вах и при международных организациях;
13. Основные изменения и дополнения принятые на референдумах 24 ноября1996 и 17 октября 2005 г.
Первые изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь были внесены в результате проведенного 24 ноября 1996 года республиканского референдума, на который были вынесены два проекта обновленного Основного Закона. За проект, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, проголосовали 5175664 человека, или 70,5% от общего числа избирателей. За проект Верховного Совета – 582437 человек, или 7,9% от общего числа избирателей. На основании результатов референдума Конституция была принята в новой редакции. Наряду с ранее предусмотренными нормами о разнообразии форм собственности, политическом плюрализме, приоритете общепризнанных принципов международного права, судебной защите гражданами своих прав и свобод появилось положение о верховенстве права, перераспределены полномочия между Президентом, Парламентом и Правительством, расширены некоторые права и свободы. Внесение изменений в Основной Закон позволило обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, а также главы государства в интересах белорусского народа. Проведение референдума 1996 года явилось единственным легитимным способом устранить те конституционные положения, которые находились в противоречии с правовыми нормами, общественными потребностями и задачами создания экономически стабильного, социально ориентированного, правового государства.
Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 года. Его итогом явилось изъятие из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков. Согласно данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, в этом голосовании приняли участие 89,3% избирателей. За новую редакцию части первой статьи 81 Конституции высказались 74,3% граждан от общего числа внесенных в списки для голосования.
14. Понятие, сущность Конституции
Конституция - основной источник КП, это совокупность правовых норм высшей юридический силы регулирующих наиболее важные общественные отношения: Основы конституционного строя; Взаимоотношения между обществом и личностью; Гос-вом и гражданином; Госустройство РБ; Общие принципы организационной деятельности органов гос-ва; Административно является государственно-правовой моделью общества. Это документ особого политического и правового значения.Термин «конституция» (лат.- установление, построение) применяется в обиходе со времен римской империи.В средние века Конституция закреплялась привилеями феодалов. Стечением времени в понятие Конституция вкладывается иной смысл. Первые Конституции появились в ходе демократический революций 17-19 веков. Это было вызвано в нахождении оптимальном соотношении между властью и свободой – противовес монархии. Современная Конституция классифицируется:1.писанные и не писанные.Писанные – принимаемые и изменяемые в особом порядке основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Если отдельного конституционного акта в гос-ве нет то его роль выполняют несколько актов закрепляющих принципы организации гос-ной власти (Великобритания, Новая Зеландия.). Эти акты в совокупности называются – неписанные конституции. 2.по порядку изменения: гибкие и жесткие. Гибкими являются все не писаные конституции.3.по форме закрепления политической власти: монархия (Швеция, Япония и др.), республики. 4.по порядку установления на октроированные, то есть дарованные монархом и неоктроированные, которые приняты высшим законодательным органом власти.5.по форме закрепления государственного устройства Конституции:- федеральные – закрепляет цели объединения субъектов федерации в единое федеративное государство. Правовой статус федерации в целом и ее субъектов (США, Россия),- унитарные (Франция, Италия).В марксистской литературе различали реальные и фиктивные конституции якобы в капиталистических странах конституции фиктивны, так как скрывают диктатуру буржуазии в социальном строе реальные, так как устанавливают народовластие. В правовой науке существует деление Конституции:1.фактическая – реально сложенная основа существующего гос-ного и общ-ного строя, то есть система социально-экономических и общественно- политических отношений. 2.юридическая – будучи правовым актом, вплетается в ткань фактической, при этом сущность юридич. Конституции и ее содержание предопределены фактической, то есть социально- экономич. и политич. процессами на различных этапах развития общества и государства. Большое значение имеет вопрос о правильном отражении в Конституции реально сложившихся общественных отношений.
15. Виды конституций
Конституции разных государств, государственных образований в силу ряда причин различаются между собой. В теории конституционализма принято выделять виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений. Виды конституций по форме выражения: писаные; неписаные. Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г. Неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев. Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы. Виды конституций по субъектам принятия: дарованные (октроированные);исходящие от народа (народные конституции). Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти). Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции. Виды конституций по порядку принятия и изменения: гибкие; жесткие. Гибкая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в том же порядке, что и обычные законы государства. Жесткая конституция — основной закон, принимаемый и изменяемый в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны. Ужесточение изменения конституции диктуется в условиях конкретных государств разными причинами: стремлением политически и экономически преобладающих в обществе групп, заинтересованных в неизменности конституции, обеспечить ее устойчивость; необходимостью обеспечить устойчивое развитие общества, государства, законодательства без постоянных «встрясок» и др. Выделяют также юридические и фактические конституции. Юридическая конституция — это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции. Фактическая конституция — действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.
16.Функции конституции
Любой конституции - независимо от социальной системы - свойственны следующие функции: учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая. Учредительная функция. Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово "учредительная" надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Организаторская функция. Данная функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и гос-вом, но и стимулирует политическую активность, нацеливает гос-ные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Внешнеполитическая функция. Внешнеполитическая функция конституции состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности гос-ва. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне. Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики гос-ва, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы. Идеологическая функция. Идеологическая функция конституции может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. И за примерами далеко ходить не надо. Такими были все предшествующие советские конституции. Юридическая функция. Суть этой функции конституции заключается в том, что она: становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране; сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения; дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.