Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:14, контрольная работа
В наше время внутренняя жизнь любого государства пронизана всесторонними товарно-денежными отношениями. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и заканчивая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, в форме кредитных карточек, или значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы. Встает необходимость изучения такого экономического понятия как финансы.
Введение 3-4
1 Экономическое содержание финансов
1.1Определение финансов как экономической категории 4-6
1.2 Финансы- экономическая категория 6-9
2. Функции финансов
2.1 Основные представления о назначении финансов как экономической категории. 9-13
2.2 Классификация финансовых потоков 13-14
3. Финансовые ресурсы и финансовые фонды
3.1 Понятие и состав финансовых ресурсов. 14-18
3.2 Роль финансов в расширенном воспроизводстве. 18-22
4 Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов 22-24
Заключение 25-26
Список использованной литературы 27
Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы не определяют сущность финансов, не раскрывают их внутреннее содержание и общественное назначение. Финансовая наука изучает не ресурсы, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов.
Финансовые ресурсы, их формирование
и использование находит
Сводный финансовый баланс РФ включает финансовые ресурсы трех источников:
1) Ресурсы, используемые
самими предприятиями (прибыль,
2) Средства, аккумулируемые бюджетной системой;
3) Средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных.
Однако в свободный финансовый баланс из-за отсутствия точных статистических данных не включены данные доходов и расходов важного субъекта финансовых ресурсов - домашнего хозяйства.
За последние годы возросло
значение прибыли и амортизации
в источниках финансирования расширенного
воспроизводства на предприятиях, особенно
амортизационных отчислений, поскольку
ежегодно на 1 января происходит переоценка
основных фондов. Одновременно происходит
процесс централизации
Структура сводного финансового баланса РФ.
Доходы |
Расходы |
|||
Итого доходов, |
Итого расходов, |
|||
В том числе (в процентах) |
100 |
В том числе (в процентах) |
100 |
|
Прибыль |
13,5 |
Расходы предприятий, остающиеся в их распоряжении |
32,3 |
|
Амортизационные отчисления |
25,3 |
Затраты на инвестиции |
2,7 |
|
Налоговые доходы |
37,4 |
Дотации, субсидии |
1,5 |
|
Неналоговые доходы |
2,0 |
Расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджетных фондов |
29,7 |
|
Расходы на НИОКР |
0,7 |
|||
Расходы из других целевых фондов |
5,5 |
|||
Расходы на оборону |
5,8 |
|||
Расходы на управление |
4,8 |
|||
Расходы на внешнеэкономическую деятельность |
0,1 |
|||
Обслуживание долга |
8,2 |
|||
Прочие расходы |
8,7 |
Финансовый механизм. Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма.
Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.
В условиях углубления рыночных
реформ применяется качественно
новый финансовый механизм. Это касается
взаимоотношений предприятий и
населения с бюджетной
3.2 Роль финансов в расширенном воспроизводстве.
Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и увеличение производственных фондов, рост ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит и финансам предприятия, и финансам государства. В условиях административно-командной системы государство занимало решающую роль в распределении материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов. Это давало определенные положительные результаты. Во второй половине 20 столетия такая система перестала себя оправдывать.
Финансовая эффективность использования ресурсов становится крайне низкой, что выражалось в огромном незавершенном строительстве, увеличении объема неустановленного оборудования, снижении качества строительно-монтажных работ. Полное огосударствление хозяйства вызвало масштабную монополизацию производства и сбыта продукции, которое нарушило сбалансированность национального хозяйства.
Подрывались принципы коммерческого расчета: средства высокорентабельного предприятия передавались в пользу убыточных. Финансовые права хозяйствующих субъектов резко ограничивались. Инвестиционная деятельность ослаблялась кризисом неплатежей. За все последнее десятилетие (1991 - 1998 гг.) инвестиции в основной капитал ни разу не достигли в сопоставимых ценах предыдущего года.
Финансовые отношения как на микро-, так и на макроуровне не отвечает требованиям роста процесса производства.
Финансовые отношения предприятий характеризовались следующими чертами:
1) Относительно низкие
темпы роста прибыли в связи
с нестабильностью
2) Сравнительно низкий
уровень амортизационного
3) Сокращение размера оборотных средств в связи с отсутствием регулярной реализации товаров и оказания услуг;
4) Слабое развитие фондового
рынка, который оказался
5) Банковские ресурсы
остаются дорогими и
Граждане РФ смогли слабо поддержать инвестиционный процесс в связи с относительно невысокими доходами населения. Так, доля населения с денежными доходами выше прожиточного минимума составила в 1999 г. 29,9%, а к 2002 г. эта доля повысится только до 30%. Следовательно, широкое участие отдельных граждан своими средствами в капитальных затратах страны почти не исключалось.
Государственная инвестиционная
деятельность осуществляется за счет
бюджетных средств и
Нежизнеспособность подобной
системы, ее невосприимчивость к
достижению научно-технического прогресса
требовали коренных перемен в
экономике. 90-е годы ознаменовались
началом рыночных реформ, перестройкой
финансовых отношений на всех уровнях.
Изменения затронули как
Финансовые отношения
предприятий к началу нового столетия
стали приобретать более
Появлялись самостоятельные предприятия разных форм собственности, которые все больше основывались на принципах самофинансирования, самоокупаемости и материальной ответственности. Постепенное укрепление экономических позиций с конца 90-х гг. создало определенные возможности предприятиям увеличения собственных финансовых ресурсов (доходов, амортизационного фонда, устойчивых пассивов), так и мобилизованных на рынке для осуществления проведения самостоятельной инвестиционной политики. В целом кривая капиталовложений предприятий, хотя и медленно, начинает ползти вверх.
Серьезные изменения произошли и в области государственной инвестиционной политики. Перестройка экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе роста жизненного уровня народа потребовало расширение права на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития.
Качественные изменения в инвестиционной политике нашли свое отражение в федеральном бюджете РФ на 2000 г., эти изменения осуществляются в следующих направлениях:
1) Дальнейшая децентрализация
инвестиционного процесса на
основе многообразных форм
2) Выделение средств из
бюджета приоритетным отраслям
национального хозяйства, в
3) Предоставление средств
из бюджета преимущественно на
условиях платежности и
4) Расширение практики
долевого государственно-
5) Активное привлечение
иностранных капитальных
Некоторое улучшение финансового
положения Российского
В настоящее время
На втором этапе - 2001 г. - предполагается трансформация социальной защиты, обеспечение прозрачности бюджетной системы, максимальная консолидация внебюджетных фондов.
В течение третьего этапа - 2002 - 2004 гг. - должен произойти переход к новой структуре бюджетных расходов, характеризующейся низкой долей субсидий экономики и высоким объемом социальных обязательств.
Четвертый этап - 2005 - 2010 гг. - означает переход к новому распределению полномочий бюджетов, дополнительное снижение налогового бремени.
Одновременно
В то же время предполагается стимулировать малый бизнес, который замучен ныне регистрацией, лицензированием. Для того, чтобы налогоплательщики исправно платили налоги, государство должно изменить отношение к своим обязательствам, защищать на деньги, полученные от налогоплательщиков, собственников, охранять правопорядок.
4. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ.
Возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими факторами, как:
1) общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;
2) развитие товарно-денежных
отношений в связи с ростом
производства и увеличением
3) появление самостоятельных,
независимых хозяйствующих
4) создание централизованного государства.
В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием ВВП и НД. С увеличением объема производства и образованием монополистических объединений на рубеже XIX-XX вв., а также расширением деятельности государства финансы получили дальнейшее развитие. В развитых зарубежных странах важной сферой финансовых отношений являются финансы частных национальных и транснациональных корпораций. По своей организационной структуре корпорации представляют собой акционерные общества. Выпуск акций - одна из мощных форм мобилизации капитала, позволяющая трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста. Финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение.
Также следует отметить немалую
роль финансов предприятий, которые
обслуживают кругооборот
современных условиях становятся важным участником процесса воспроизводства. Они формируют платежеспособный спрос страны и принимают активное участие на рынках товаров и услуг, труда, а также на финансовом рынке.
Мы рассмотрели понятие финансов как исторической категории. Финансы как экономическая категория выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта (ВВП), то есть стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени, и национального дохода (НД) - вновь созданной стоимости или стоимости ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Финансам присущи следующие черты:
Информация о работе Анализ сущности финансов и финансовых функций