Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:34, контрольная работа
Бюджетное управление - это система планирования, учета, контроля и анализа деятельности предприятия в финансовом выражении. Это система, которая ведется в формате бюджетов по центрам ответственности. Бюджет - это точный расчет всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей, мотивированный на их достижение персонал, оперативность и качество принимаемых управленческих решений.
Введение. 3
1. Понятие и сущность бюджетирования на предприятии. 5
2. Виды бюджетов 10
3. Процесс составления бюджетов 13
4. Преимущество и недостатки бюджетирования. 16
Заключение 18
Список литературы: 20
- Степень обобщения информации;
- Периодичность предоставления;
- Способ планирования;
- Механизм использования.
По степени обобщения информации бюджеты подразделяются на главные (генеральные), общие и частные бюджеты.
Главный бюджет охватывает основную деятельность предприятия. Цель главного бюджета – объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений предприятия, для которых составляются частные бюджеты. К частным бюджетам относятся: бюджет продаж, бюджет закупок, производственный бюджет и т.д.
В результате составления главного бюджета создаются: прогнозный баланс, прогноз (бюджет) прибылей и убытков, прогноз (бюджет) движения денежных средств. В начале отчетного периода генеральный бюджет представляет собой заданный стандарт результатов деятельности, а в конце его – измеритель, позволяющий сравнивать полученные результаты с запланированными. Главный бюджет включает операционный и финансовый бюджеты.
Операционный – часть главного бюджета, которая детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибыли и убытков.
Финансовый бюджет также является частью главного бюджета, который прогнозирует денежные потоки организации. Обычно он оформляется в виде прогноза движения денежных средств на планируемый период времени.
Бюджет, скоординированный по всем программам, структурным подразделениям и представляющий план работы организации в целом называется общим бюджетом.
Для качественного бюджетирования чрезвычайно важным является вклад менеджеров нижнего уровня и исполнителей.
Во многих компаниях вводятся ограничения максимальных затрат на проект или отдельный вид расходов, которые не могут быть утверждены без хорошего анализа и визы финансового специалиста или финансового директора. Однако количество финансовых специалистов ограничено, а время финансового директора зачастую вообще на вес золота (в буквальном смысле).
В России процесс бюджетирования включает следующие примерные этапы:
1) первоначальную подготовку бюджета;
2) обсуждение бюджета с вышестоящим руководство;
3) координацию и анализ рассмотренных бюджетов;
4) окончательное принятие бюджета;
5) последующий анализ и контроль бюджета.
На этапе первоначальной подготовки бюджета управление процессом бюджетирования обычно начинают с назначения директора по бюджету .
Он отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию плановых форм, сбор и анализ данных, проверку информации и представление отчетов. Директором по бюджету обычно назначают финансового директора (вице-президента по экономике и финансам). Он выступает в качестве штатного эксперта и координирует деятельность отделов и служб. Комитет по бюджету – это составленная из руководителей верхнего звена консультативная группа, которая может включать и внешних консультантов. Данный комитет – постоянно действующий орган, который занимается тщательной проверкой стратегический и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельность предприятия.
На первоначальном этапе руководители, отвечающие за выполнение плановых показателей, обязаны составлять бюджеты для тех областей деятельности, за которые они отвечают. Процесс подготовки бюджета должен осуществляться снизу вверх. Это означает, что бюджет начинают составлять на низшем уровне руководства, а совершенствовать и координировать на более высоком уровне. Подобный подход помогает руководителям подразделений (центов ответственности) принимать участие в подготовке своих бюджетов и вероятность того, что они будут стремиться достичь запланированных целей. Однозначного метода количественного определения конкретной статьи бюджета не существует. Отчетные данные можно использовать как отправную точку для составления бюджета, но это не означает. Что его разрабатывают исходя из предположения, что если событие имело место в прошлом, то оно произойдет в будущем. Использование системы бюджетирования как основной управленческой технологии обеспечит достижение следующих важных результатов:
- разделение ответственности
за исполнение планов и
- определение внутренних
стандартов предприятия (
- формирование интегрированной информационной базы, содержащей важнейшие данные деятельности предприятия и обеспечивающей основу для принятия руководством управленческих решений;
- организация четкого
документооборота и
- оперативное получение
оценки финансово-
- формализация процедуры принятия решений;
- усиление потребности
в сотрудничестве должностных
лиц и структурных
- рост квалификации менеджеров;
- повышение
престижа предприятия в
- максимизация
финансовых результатов в
Опыт использования бюджетирования на отечественных предприятиях свидетельствует о значительных преимуществах:
- позволяет своевременно
вносить корректирующие
- способствует процессам коммуникации;
- помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
- оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
- позволяет сотрудникам-
Однако необходимо отметить и недостатки бюджетирования.
Кроме того, в процессе бюджетирования предприятие подстерегают «подводные камни»:
- политические интриги, которые могут повлиять на распределение ресурсов;
- конфликты между менеджерами
подразделений и отделом
- завышение потребностей в ресурсах;
Стремление работать с максимальной экономической отдачей заставляет сегодня многие компании реформировать как свою внутреннюю организационную структуру, так и методы управления бизнесом, одним из которых является бюджетирование.
Процесс бюджетирования реализуется для координации всех аспектов деятельности организации, диспетчеризации процессов и мониторинга уровня достижения целевых показателей при выбранном плане действий .
В настоящее время возросла популярность построения структур предприятий в виде бизнес-единиц, которым делегированы определенные полномочия по осуществлению деятельности. На таких предприятиях проблемы организации бюджетирования наиболее актуальна.
Организовать бюджетирование
в компании помогает внутренний аудит.
Известно, что наличие комитета по
внутреннему аудиту является обязательным
условием котировки акций компании
на подавляющем большинстве
Обучение специалистов предприятия бюджетированию, постоянная диагностика и вне6шний консалтинг позволяет в приемлемые сроки вывести предприятие на уровень кредитоспособности и привлечь капитал для стратегического развития.
Таким образом, использование бюджетирования в деятельности компании – необходимое условие успеха бизнеса. Системная логика, развитая методология и методы, на которых базируется бюджетирование, являются существенным подспорьем в улучшении менеджмента компании и выводе его на конкурентный уровень.
Список литературы:
№ 6,2002