Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
Раскрыта экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства, изучены задачи и функции бюджетной политики;
Проведено исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;
Предложены основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики………....5
1.1 Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства....5
1.2 Задачи и функции бюджетной политики………………………………………8
Глава 2. Исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе………………………………………………………………....11
2.1 Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах…………………………………………………………………….11
2.2 Анализ межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации..16
Глава 3. Основные направления совершенствования бюджетной политики…..21
3.1 Цели и задачи бюджетной политики на перспективу………………………..21
3.2 Приоритеты межбюджетных отношений……………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников и литературы…………………………….34
Приложения……………………………………………………………………….35
- концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
- снижение налоговой нагрузки на экономику;
- упорядочивание государственных обязательств;
- создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Бюджетная политика является
ядром экономической политики государства
и отражает все его финансовые
взаимоотношения с
Сущность бюджетной политики,
как и любой другой экономической
категории проявляется в двух
функциях - распределительной и
Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, так как в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.
Вторая - контрольная функция
позволяет узнать, как фактически
складываются пропорции в распределении
бюджетных средств, эффективно ли они
используются, сигнализирует об отклонениях
в движении бюджетных средств, отображает
экономические процессы, происходящие
в структурных звеньях
Для осуществления функций
государство вырабатывает бюджетный
механизм, представляющий собой совокупность
форм организации бюджетных
В зависимости от экономического
содержания разных групп бюджетных
отношений в структуре
- механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;
- механизм расходования бюджетных средств;
- механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.
В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном механизме выделяют следующие блоки [4]:
- бюджетное планирование;
- бюджетное прогнозирование;
- бюджетный контроль.
Таким образом, функционирование государственного бюджетной политики происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения - доходов и расходов бюджета.
Глава 2. Исследование проводимой бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе
2.1 Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах
Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием [9].
Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.
После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (Приложение 1).
Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер. В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.
В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах (Приложение 2).
Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.
На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом.
При этом уровень нефтяных цен, который раньше обеспечивал бездефицитный бюджет, теперь не позволяет ликвидировать разрыв между доходами и расходами бюджета из-за выросших социальных обязательств и проведенного в рамках кризисных мер снижения налоговой нагрузки.
В 2007 году при сложившемся уровне мировых цен на нефть в 69,3 доллара США за баррель профицит федерального бюджета составил 5,4% к ВВП. В текущем году при прогнозируемом уровне мировых цен на нефть в 75 долларов США за баррель ожидается дефицит бюджета на уровне 5,4% - 5,5% к ВВП.
Формирование бюджетных
проектировок предполагается осуществить
исходя из прогнозируемого
При этом необходимо осознавать риски для устойчивости бюджетной системы.
Лидеры государств "Группы 20" по итогам саммита в Торонто в конце июня текущего года пришли к общему пониманию, что дефициты бюджетов должны быть снижены, как минимум, вдвое к 2013 году, а соотношение государственного долга к ВВП должно быть стабилизировано к 2016 году. Такие обязательства взяла на себя и Российская Федерация.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.
Правительство Российской
Федерации определило ориентиром достижение
бездефицитного бюджета в 2015 году при
текущей цене на нефть в 76 долларов
за баррель. В представленном консервативном
сценарии прогноза Минэкономразвития
России от 9 июня 2010 г. прогнозируется снижение
цены на нефть с 75 долларов США за
баррель до 62 долларов США в 2013 году,
что сохраняет риски для
В Бюджетном послании
Президента Российской Федерации о
бюджетной политике в 2011–2013 годах
ставится задача ограничить в среднесрочной
перспективе использование
В 2000-2007 гг. размер ненефтегазового дефицита в условиях стабильного развития удавалось удерживать в пределах 1,0 - 3,5% ВВП (Приложение 3).
Снижение общего
дефицита федерального бюджета до 2,9%
ВВП к 2013 году означает, что ненефтегазовый
дефицит сократится только до 7,8% к
ВВП. При условии бездефицитного
федерального бюджета в 2015 г. ненефтегазовый
дефицит составит 4,9% ВВП, что превышает
максимальный уровень, достигнутый
в 2000-2007 годах. В связи с такой
зависимостью от внешнеэкономической
конъюнктуры российская экономика
не может себе позволить, в отличие
от таких развитых стран, как США
и государства еврозоны, общий
дефицит бюджета больших
В ближайшее время
для реализации, поставленной в Бюджетном
послании Президента Российской Федерации
о бюджетной политике в 2011–2013 годах
задачи ограничения в среднесрочной
перспективе использования
Действие соответствующей статьи Бюджетного кодекса в настоящее время приостановлено, но в дальнейшем актуальным является возращение к формированию бюджета с учетом законодательно установленных ограничений.
Такие бюджетные
правила позволят обеспечить стабильность
бюджетной системы в
Частично снижение дефицита предполагается осуществить за счет сворачивания антикризисных мер поддержки экономики. Вместе с тем, некоторые из начатых антикризисных мер будут продолжены, например такие, как поддержка рынка труда, субсидирование процентных ставок и другие меры поддержки автомобильной промышленности, самолетостроения и других отраслей.
При этом уменьшение государственных расходов может вызвать снижение темпов роста в краткосрочной перспективе. Однако в среднесрочной перспективе сохранение государственной поддержки экономики за счет высокого дефицита федерального бюджета может вызвать рост инфляции, укрепление курса национальной валюты, увеличения стоимости государственных заимствований, что в конечном итоге усложнит корпоративному сектору задачу привлечения капитала, необходимого для модернизации.
При этом большинство стран, в том числе сопоставимые по объемам ВВП с Россией, основное сокращение дефицита планируют за счет снижения государственных расходов. Еще одной мерой для этих государств является повышение налогов. Соотношение этих двух мер может оцениваться примерно как 4:1. Россия могла бы придерживаться аналогичных пропорций.
Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.
По оценке Минфина
России, если российская экономика
в ближайшее десятилетие будет
расти на 4%, а дефицит федерального
бюджета будет поддерживаться на
уровне 3%, то к 2020 году государственный
долг достигнет 33% к ВВП против нынешних
10% ВВП. При этом процентные расходы
федерального бюджета вырастут до 3-4%
к ВВП при ставках
Сокращение дефицита
федерального бюджета частично может
быть обеспечено за счет увеличения доходной
базы. По прогнозу Минфина России, запланированные
изменения в налоговом и
В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 гг. можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.
Российская экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства – создавать для этого необходимые условия.
2.2 Межбюджетные отношения
Оценка исполнения консолидированных
бюджетов субъектов Российской Федерации
на 2010 - 2013 годы, сформированная на основе
сценарных условий
В 2011 году поступление налоговых
и неналоговых доходов в
Информация о работе Бюджетная политика современной России и механизмы её реализации