Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
Раскрыта экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства, изучены задачи и функции бюджетной политики;
Проведено исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе;
Предложены основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики………....5
1.1 Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства....5
1.2 Задачи и функции бюджетной политики………………………………………8
Глава 2. Исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе………………………………………………………………....11
2.1 Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах…………………………………………………………………….11
2.2 Анализ межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации..16
Глава 3. Основные направления совершенствования бюджетной политики…..21
3.1 Цели и задачи бюджетной политики на перспективу………………………..21
3.2 Приоритеты межбюджетных отношений……………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников и литературы…………………………….34
Приложения……………………………………………………………………….35
Оценка объема расходных
обязательств консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации
производилась на основе уточненных
плановых назначений бюджетов субъектов
Российской Федерации на 2010 год, с
учетом увеличения в 2011 году страховых
взносов в бюджеты
С учетом вышеуказанного, расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации оцениваются в 2011 году в сумме 6 502,6 млрд. рублей или с ростом к оценке 2010 года на 5%, в 2012 году - 6 725,4 млрд. рублей (или 103%), в 2013 году - 7 070,8 млрд. рублей (105 % к уровню 2012 года).
Превышение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации над общим объемом доходов оценивается в 2011 году в сумме 344,9 млрд. рублей, в 2012 году - 296,8 млрд. рублей, в 2013 году - 107,8 млрд. рублей.
Источниками финансирования
дефицитов консолидированных
С 2012 года при предоставлении
финансовой помощи регионам предполагается
в большей степени сместить акцент
на дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности, увеличив их объем, в
том числе за счет отказа от предоставления
субсидий текущего характера, прежде всего
на софинансирование таких полномочий
субъектов Российской Федерации, как
выплата заработной платы некоторым
категориям работников бюджетных учреждений
и социальных пособий отдельным
категориям граждан. Такой подход в
большей степени отвечает требованиям
выравнивания возможностей регионов по
реализации конституционных прав граждан
и исключает ситуацию, когда финансово
самодостаточные регионы
Субсидии из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации в 2011 году предусмотрены
в объеме 380,2 млрд. рублей, или 101,2% к
уровню 2010 года. При этом существенно
увеличены бюджетные
Более эффективной, имеющей
стимулирующую роль, в ряде случаев
может быть замена некоторых видов
субсидий на гранты для субъектов
Российской Федерации, предоставляемых
в качестве поощрения за выполнение
возложенных на них полномочий. Помимо
работы по совершенствованию механизмов
софинансирования текущих расходов,
необходимо провести инвентаризацию и
анализ всех действующих в рамках
системы межбюджетных отношений
инструментов инвестиционной поддержки
субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований, определить
наиболее эффективные формы такой
поддержки и разработать
Консолидация ряда отраслевых субсидий позволит возложить большую ответственность за эффективное их использование на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Необходим также в целом тщательный анализ эффективности и целесообразности предоставления всех субвенций из федерального бюджета.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в 2011 году составят 244,5 млрд. рублей, что на 4,9% превышает уровень 2010 года, что связано, прежде всего, с индексацией социальных выплат.
В целях укрепления доходной
базы региональных и местных бюджетов
планируются изменения
Нуждаются в реформировании
предусмотренные в настоящее
время специальные налоговые
режимы (упрощенная система налогообложения
на основе патента и система
Расширение сферы применения
патентной системы
Целесообразно расширить
права регионов в части установления
по единым принципам для отдельных
типов муниципальных
Существенным риском устойчивого
исполнения региональных и местных
бюджетов является повышение уровня
долговой нагрузки субъектов Российской
Федерации и муниципальных
В такой ситуации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления требуется крайне взвешенная долговая политика, а от Министерства финансов Российской Федерации - постоянный мониторинг уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации и устойчивости исполнения первоочередных расходов региональных бюджетов, а также расходов по обслуживанию государственного долга. С субъектами Российской Федерации, имеющими высокую долговую нагрузку, предлагается заключать соглашения о согласовании с Министерством финансов Российской Федерации долговой политики региона.
В целях финансовой поддержки
субъектов Российской Федерации
в 2011 году дополнительно
Глава 3. Основные направления совершенствования бюджетной политики
3.1 Цели и задачи бюджетной политики на перспективу
В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.
Важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
В отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывающих» из неё инвестиционные ресурсы.
При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие «подушку безопасности» в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008–2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике.
Макроэкономическая стабильность, низкая инфляция, умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.
Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.
В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.
Исходя из этого, необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям.
Надо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны.
Не позднее 2012 года необходимо утвердить долгосрочный экономический прогноз, стратегию долгосрочного развития России и увязанную с ней бюджетную стратегию. В них должны найти комплексное отражение долгосрочные цели социально-экономического развития страны, финансовое и нормативно-правовое обеспечение механизмов их достижения.
В бюджетной стратегии должны быть предусмотрены критерии и процедуры оценки рисков устойчивости бюджетной системы.
Надо начать полномасштабное внедрение с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов на всех уровнях управления, в том числе утвердить основные государственные программы.
Следует закрепить начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.
При формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить – в рамках переходного периода – создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.
На 2012–2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения, – до 20 процентов.
В 2012 году необходимо
подготовить комплексные
Российская налоговая
система должна отвечать современным
вызовам в условиях глобализации
экономики, обеспечивать справедливое
налогообложение доходов
Требуется повысить
роль налогов, взимаемых с компаний,
работающих в нефтегазовом секторе,
а также в алкогольной и
табачной отраслях. Одновременно необходимо
принять решения для
Бюджетная политика
должна быть нацелена на улучшение
условий жизни человека, адресное
решение социальных проблем, повышение
качества государственных и
Должно быть предусмотрено
необходимое финансирование для
обеспечения всех принятых обязательств,
в том числе для реформирования
денежного довольствия
В качестве одного из основных источников для обеспечения решения поставленных задач следует рассматривать увеличение доходов от распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности.
Необходимо повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счёт формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг.
1 января 2012 г. завершается переходный период введения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг на федеральном уровне, 1 июля 2012 г. – на региональном и местном уровне.
Информация о работе Бюджетная политика современной России и механизмы её реализации