Бюджетное финансирование социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение бюджетного финансирования как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики. Выявление наиболее важных принципов финансирования различными уровнями бюджетной системы. А также анализ бюджетного финансирования социальной сферы, как важнейшей характеристики бюджета государства.
Задачей работы является раскрытие сущности и особенностей бюджетного финансирования, а именно:
- Форм и методов бюджетного финансирования;
- Механизма бюджетного финансирования;
- Основных проблем бюджетного финансирования;
- Финансирование социальной сферы как важнейшей характеристики бюджета государства;
- Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы;
- Расходы на обеспечение социальной политики;
- Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность бюджетного финансирования
1.1 Формы и методы бюджетного финансирования…………………5
1.2 Механизм бюджетного финансирования………………………….14
1.3. Характеристика основных параметров элементов бюджетной системы РФ………………………………………………………………………...18
Глава 2. Анализ бюджетного финансирования социальной сферы
2.1. Финансирование социальной сферы как важнейшая характеристика бюджета государства……………………………………………………19
2.2. Тенденции финансирования основных направлений социальной сферы
2.3. Расходы на обеспечение социальной политики
Глава 3. Основные направления совершенствования системы бюджетного финансирования социальной сферы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 71.37 Кб (Скачать файл)

Конкурсная  система заключения контрактов призвана обеспечить максимальную гласность  и максимальный контроль, что выступает  средством борьбы с коррупцией в  среде государственного аппарата, максимальную эффективность использования бюджетных  денежных средств.

Государственным органом, уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд субъекта Российской Федерации и координацию их проведения выступает уполномоченный орган субъекта Российской Федерации. Совокупность государственных контрактов формирует государственный заказ субъекта Российской Федерации.

Закупки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации товаров (работ, услуг) на суммы, меньшие, чем 2000 МРОТ, осуществляются посредством обычных гражданско-правовых договоров.

Бюджетные кредиты подразделяются на два вида: а) предоставляемые юридическим  лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями; б) предоставляемые государственным  и муниципальным предприятиям.

В первом случае бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии  предоставления заемщиком обеспечения  исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. При этом способами обеспечения исполнения обязательства могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе  в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов  предоставляемого кредита. Обеспечение  исполнения обязательства должно иметь  высокую степень ликвидности. Данные бюджетные кредиты всегда предоставляются  на условиях возмездности.

Обязательным  условием предоставления бюджетного кредита  негосударственному юридическому лицу является проведение предварительной  проверки финансового состояния  получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению  уполномоченным органом. Бюджетный  кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые  не имеют просроченной задолженности  по ранее предоставленным бюджетным  кредитам.

Бюджетные кредиты государственным предприятиям выдаются без предоставления заемщиком  обеспечения возврата кредита. Кроме  того они могут быть как процентными, так и беспроцентными. Это отличает их от бюджетных кредитов, предоставляемых  негосударственным организациям.

Бюджетные кредиты обеих видов выдаются на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетом субъекта Российской Федерации.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом субъекта Российской Федерации при условии  включения их в целевую программу  субъекта Российской Федерации либо в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Предоставление  бюджетных инвестиций из бюджетов субъекта Российской Федерации юридическим  лицам, не являющимися государственными унитарными предприятиями, влечет возникновение  права собственности субъекта Российской Федерации на эквивалентную часть  уставных (складочных) капиталов и  имущества указанных юридических  лиц и оформляется участием субъекта Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах таких юридических  лиц в соответствии с гражданским  законодательством. Бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам включается в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и указанным юридическим лицом об участии субъекта Российской Федерации в собственности субъекта инвестиции.

Созданные с привлечением бюджетных средств  объекты производственного и  непроизводственного назначения в  эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам  управления государственным имуществом. В расходной части бюджетов субъектов  Российской Федерации предусматривается  создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации  устанавливается органами законодательной (представительной) государственной  власти субъектов Российской Федерации  при утверждении бюджетов субъектов  Российской Федерации на очередной финансовый год. Средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.[3,c.84]

Исполнительной  орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан ежеквартально  информировать орган законодательный (представительный) государственной  власти субъекта Российской Федерации  о расходовании средств резервного фонда.

Бюджетные средства, будучи выделенными, из бюджета  субъекта Российской Федерации, пройдя все стадии распределения и перераспределения, в конечном счете, доходят до лиц, которые именуются получателями бюджетных средств и которые  будут осуществлять потребление  этих средств в тех или иных формах (например, путем выплаты заработной платы своим работникам).

К числу  основных получателей бюджетных  средств относятся:

а) бюджетные  учреждения, являющиеся получателями бюджетных ассигнований;

б) государственные  унитарные предприятия;

в) негосударственные  юридические лица;

г) органы местного самоуправления, представляющие местные бюджеты, являющиеся получателями бюджетных ссуд, дотаций, субвенций, субсидий из регионального бюджета;

д) государственные  внебюджетные фонды регионального  уровня.

В области  расходов бюджета имеются существенные недостатки: низка эффективность  использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально  финансирование отдельных направлений  расходов. Бюджетные расходы не решают насущных проблем социальной политики государства, что связано с низким уровнем выплат населению. До минимума сократились инвестиции государства в народное хозяйство, что снижает возможности развития экономики и длительной стабилизации финансового положения страны.

В связи  с этим необходимо:

- обеспечение  приоритетного финансирования социальных  расходов, сокращение и полное  погашение задолженности по выплатам  населению;

- концентрация  расходов бюджета на наиболее  эффективных затратах;

- усиление  контроля за использованием бюджетных средств.

 

1.2 Механизм бюджетного финансирования

 

Механизм  бюджетного финансирования (англ. budgetary mechanism) - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджета средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов. В каждом из звеньев есть элементы: конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений. Так, элементами звена мобилизации денежных средств являются конкретные виды налоговых платежей и неналоговых поступлений (НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, и др.); звена предоставления бюджетных средств - конкретные виды бюджетных расходов (на содержание аппарата управления, на федеральном (региональном, муниципальном) целевые программы, на погашение государственного (муниципального) долга и т.д.); звена межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов - формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, трансферты, дотации, субвенции и др.). Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов (приемов), способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов. Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного финансирования, различного рода санкции и т.п. - это части бюджетного механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику. При этом количественное влияние характеризуется объемом и пропорциями мобилизуемых и перераспределяемых бюджетных средств. В зависимости оттого, сколько и где изымается денежных средств в распоряжение государства, куда и в каких объемах направляются бюджетные ассигнования, формируются возможности расширения обществ, производства, повышения его технической оснащенности, роста квалификации кадров, улучшения социально-культурного обслуживания населения и т.д. Качественное воздействие связано с возможностями влияния через конкретные виды доходов и расходов бюджета на экономические интересы хозяйствующих субъектов. Это влияние способствует преобразованию видов доходов и расходов бюджета в стимулы развития экономики, повышения ее эффективности. Целенаправленное использование звеньев, элементов, частей бюджетного механизма позволяет ускорять или замедлять социально-экономические процессы, инициировать достижение желаемых результатов. В структуре бюджетного механизма могут выделяться также отдельные блоки, что обусловлено функциональными особенностями управления бюджетными отношениями. При функционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют блоки: бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования; исполнения бюджета; бюджетного контроля и т.д. Каждому из блоков свойственны специфические методы (способы, приемы), с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса. С помощью особых приемов, используемых в блоке бюджетного планирования, составляются финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходование бюджетных средств на уровне федерации, регионов, муниципальных образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов федеральные, региональные и местные бюджеты используются не только для оперативного управления бюджетными отношениями, но и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регионах, муниципальных образованиях. Адресность бюджетных показателей, отражающих через конкретные статьи доходов и расходов многообразные связи бюджета с отраслями экономики, служит основой для их использования в целях контроля за состоянием дел в структурных подразделениях общественного производства. Через бюджетные показатели можно следить за экономическими и социальными процессами, расценивая отклонения фактических данных от ранее запланированных как своеобразные сигналы для принятия оперативных правительственных решений. На построение бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны. Например, в федеративных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными процессами в бюджетном механизме выделяют три звена функционирования: федеральный бюджет; региональные бюджеты; местные бюджеты. Содержание звеньев, частей и блоков бюджетного механизма на каждом из уровней управления характеризуется спецификой, обусловленной (и предопределенной) совокупностью бюджетных прав, закрепленных за федеральными, региональными и муниципальными органами и отраженными в бюджетном законодательстве. Бюджетный механизм является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его помощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период времени (год, три года и т.д.), исходя из целей, поставленных ходом экономического и социального развития страны. Меняются задачи, соответственно перестраивается и бюджетный механизм. Особенно большие изменения происходят при смене общественно-экономических формаций и методов хозяйствования. Так, в России переход на рыночные основы хозяйствования сопровождался коренной перестройкой всего бюджетного механизма, который во всех его звеньях, элементах и частях постепенно приобрел качественно новые черты: прямое бюджетное администрирование хозяйственных процессов было заменено методами косвенного влияния бюджета на экономику; вместо неналоговых отчислений и изъятий введена система налоговых платежей; существенное развитие получило бюджетное прогнозирование, а бюджетное планирование было нацелено на разработку и реализацию среднесрочных и долгосрочных целевых программ; наряду с объемными показателями стали использоваться качественные ориентиры типа социальных нормативов; большую адресность получили бюджетные ассигнования и т.д. Совершенствование бюджетного механизма продолжается в соответствии с «Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.». Реализация намеченных в Программе мер будет способствовать постепенному превращению российского бюджета в один из главных инструментов государства при осуществлении экономических и социальных преобразований. [1,c.267]

 

1.3 Характеристика основных  параметров элементов бюджетной  системы РФ

 

Согласно  Бюджетному кодексу РФ бюджетная  система РФ – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права. Она  трехуровневая:

1. федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

2. бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3. местные  бюджеты.

Бюджетная система РФ состоит из трех блоков:

- экономический – объединяет экономические нормы всех звеньев бюджетной системы РФ;

- юридический – включает юридические положения Федераций, субъектов и органов самоуправления;

- бюджетный – совокупность всех бюджетов государства.

Главное звено бюджетной системы РФ –  федеральный бюджет. Это денежный фонд органов федеральной власти Российской Федерации. С его помощью  власть (представительные и исполнительные органы) сосредотачивает в своих  руках значительную часть внутреннего  продукта в целях осуществления  общегосударственных управленческих, правовых, политических, военных и  социально-экономических функций.

Функции федерального бюджета:

- связывает  основные финансовые институты  – государственные финансы, налоги, государственные займы и кредиты;

- регулирует  все звенья финансовой системы  общества – государственные финансы,  финансы предприятий и финансы  граждан, а также кредитную  и страховую сферы;

- оказывает  экономическое воздействие на  негосударственную сферу экономики  страны;

- оказывает  влияние на характер хозяйственного  воспроизводства и развития, занятость  населения, уровень потребления  и социального развития общества;

- через  федеральный бюджет осуществляется  внешнеэкономическая и политическая  деятельность государства.

Второе  звено бюджетной системы РФ –  бюджеты субъектов Федерации (республиканские, краевые, окружные и областные). В  их задачи входит:

- обеспечение  денежными ресурсами политических, административных, социальных и  других функций национально-государственных  и административно-территориальных  образований;

- экономическое  воздействие на производственную  деятельность организаций;

- решение  социально-экономических и культурных  вопросов.

Третье  звено бюджетной системы РФ –  местные бюджеты. Их часто объединяют со вторым звеном и называют территориальными бюджетами. Но их отличительным признаком  служит конечный характер. К местным  бюджетам относят все бюджеты, не имеющие деления, а именно бюджеты  поселков, районов, городов. .исключение представляют города, имеющие районное деление и районные бюджеты, включающие поселковые бюджеты.

Местные бюджеты играют второстепенную роль. Они обеспечивают финансовыми ресурсами:

- местное  самоуправление;

- реализацию  местных социально-экономических  задач;

Выполнение  делегированных от вышестоящих органов  власти в области социально-культурных и политических мероприятий.

Четвертый элемент бюджетной системы РФ – государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Фонд обязательного  медицинского страхования РФ и др.; на уровне субъектов Федерации –  в каждом случае своя совокупность фондов, а на местном уровне –  внебюджетные фонды местного значения. Их задачей является финансирование конкретных социально-экономических  целевых мероприятий, таких, как  пенсионное обеспечение, медицинское  и социальное страхование и др.

Отличительная черта бюджетной системы России – большое многообразие структурных  образований: республика, край, округ, область, город, район и т.д. Кроме федерального бюджета она включает 89 бюджетов субъектов Федерации (городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области) и около 30 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации  представляет собой сложную экономическую  категорию, выражающую совокупность экономических  отношений между органами государственной  власти, негосударственными экономическими субъектами и физическими лицами по поводу формирования и использования  денежных фондов различных органов  государственной власти. С другой стороны, бюджетная система является мощным планомерным субъективным механизмом формирования и использования всей совокупности бюджетов различных органов  государственной власти.[10,c.73]

 

 ]

 

2. Анализ бюджетного  финансирования социальной сферы

Информация о работе Бюджетное финансирование социальной сферы