Бюджетные источники финансирования, сфера их применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:15, курсовая работа

Краткое описание

Система бюджетного финансирования в России является результатом длительного развития, в ходе которого одни элементы системы развивались и совершенствовались, другие утрачивались. Федеративное устройство российского государства ставит руководство страны перед необходимостью приведения всех объектов государственного менеджмента в соответствие с общепринятыми принципами его функционирования. Это относится и к бюджетной системе страны.

Содержание

Введение
Понятие и сущность бюджетного финансирования
Понятие, формы и методы бюджетного финансирования
Характеристика основных форм бюджетного финансирования
Механизм бюджетного финансирования
Сферы применения и направления бюджетного финансирования
Заключение
Список используемой литературы и материалов.

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетные источники финансирования, сфера их применения. Курсовая.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

Порядок предоставления средств из бюджета  зависит от организационно-правового  статуса предприятия, организации, учреждения. Например, финансирование бюджетных учреждений производится в безвозвратном порядке в  строгом соответствии с назначениями, предусмотренными в их годовых с  поквартальной разбивкой сметах и в меру выполнения установленных  им государственных (муниципальных) заданий. При этом учитываются изменения, вносимые в смету в установленном  порядке, и соблюдаются все требования финансово-бюджетной дисциплины.

 

 

 

Бюджетное финансирование казенных предприятий (заводов, фабрик, хозяйств) производится в соответствии с планом-заказом  и планом развития, согласованным  с Министерством экономического развития и торговли России и Минфином России. Средства казенным предприятиям выделяются из бюджета на: выполнение государственных инвестиционных программ, НИОКР, содержание объектов социальной инфраструктуры; компенсацию убытков  от выполнения плана-заказа; проведение конверсионных мероприятий и  т.д. Неиспользованные бюджетные средства по истечении года казенные предприятия  обязаны возвращать в бюджет.

По государственным  и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения и функционирующим на коммерческих началах, бюджетное финансирование частично может осуществляться на условиях платности и возвратности; на таких  же условиях бюджетные средства предоставляются  негосударственным коммерческим предприятиям, выигравшим конкурс инвестиционных проектов. Их расходы финансируются  в пределах сумм, утвержденных по бюджету  на соответствующий год.

        Из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

- обеспечение деятельности Президента  РФ, федерального Собрания РФ, Счетной  палаты РФ, Центральной избирательной  комиссии РФ, федеральных органов  исполнительной власти и их  территориальных органов, другие  расходы на общегосударственное  управление по перечню, определяемому  при утверждении федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год;

- функционирование федеральной судебной  системы;

- осуществление международной деятельности  в общефедеральных интересах  межгосударственных соглашений  и соглашений с международными  финансовыми организациями, международного  культурного, научного и информационного  сотрудничества федеральных органов  исполнительной власти, взносы Российской  Федерации в международные организации,  другие расходы в области международного  сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление  конверсии оборонных отраслей  промышленности;

- фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому  прогрессу;

- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта

- государственная поддержка атомной  энергетики;

- ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий  федерального масштаба;

- исследование и использование  космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся  в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти Российской Федерации;

- формирование федеральной собственности;

- обслуживание и погашение государственного  долга Российской Федерации;

- компенсация государственным внебюджетным  фондам расходов на выплату  государственных пенсий и пособий,  других социальных выплат, подлежащих  финансированию в соответствии  с законодательством Российской  Федерации за счет средств  федерального бюджета;

- пополнение государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней, государственного материального  резерва;

- проведение выборов и референдумов  Российской Федерации;

- федеральная инвестиционная программа;

- обеспечение реализации решений  федеральных органов государственной  власти, приведших к увеличению  бюджетных расходов или уменьшению  бюджетных доходов бюджетов других  уровней;

- обеспечение осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых  на другие уровни власти;

- финансовая поддержка субъектов  Российской Федерации;

- официальный статистический учет;

- прочие расходы.

   Из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:

- обеспечение функционирования органов  законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации;

- обслуживание и погашение государственного  долга субъектов Российской Федерации;

- проведение выборов и референдумов  субъектов Российской Федерации;

        Из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

- содержание органов местного  самоуправления;

- формирование муниципальной собственности  и управление ею;

- организация, содержание и развитие  учреждений образования, здравоохранения,  культуры, физической культуры и  спорта, средств массовой информации;

- других учреждений, находящихся  в муниципальной собственности  или в ведении органов местного  самоуправления;

- содержание муниципальных органов  охраны общественного порядка;

- организация, содержание и развитие  муниципального жилищно-коммунального  хозяйства;

- муниципальное дорожное строительство  и содержание дорог местного  значения;

- благоустройство и озеленение  территорий муниципальных образований;

- организация утилизации и переработки  бытовых отходов (за исключением  радиоактивных);

- содержание мест захоронения,  находящихся в ведении муниципальных  органов;

- организация транспортного обслуживания  населения и учреждений, находящихся  в муниципальной собственности  или в ведении органов местного  самоуправления;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- охрана окружающей природной  среды на территориях муниципальных  образований;

- реализация целевых программ, принимаемых  органами местного самоуправления;

- обслуживание и погашение муниципального  долга;

- целевое дотирование населения;

- содержание муниципальных архивов;

- проведение муниципальных выборов  и местных референдумов;

- финансирование реализации иных  решений органов местного самоуправления  и прочие расходы, отнесенные  к вопросам местного значения, определяемые представительными  органами местного самоуправления  в соответствии с бюджетной  классификацией Российской Федерации.

         Бюджетное законодательство предусматривает определенные функциональные виды расходов, которые совместно финансируются из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

         В соответствии со ст. 85 БК РФ совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

- государственная поддержка отраслей  промышленности (за исключением  атомной энергетики), строительства  и строительной индустрии, сельского  хозяйства, автомобильного и речного  транспорта, связи и дорожного  хозяйства, метрополитенов;

- обеспечение правоохранительной  деятельности;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- научно-исследовательские, опытно-конструкторские  и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический  прогресс;

- обеспечение социальной защиты  населения;

Бюджетное финансирование может распространяться и на негосударственные коммерческие организации, осуществляющие новое  строительство, техническое перевооружение и реконструкцию своего производства. Однако им бюджетные средства на федеральном  уровне выделяются только по решению  Правительства РФ, принимаемому исходя из экономического обоснования, при  наличии необходимой проектно-сметной  документации и положительные экспертизы, и лишь при условии обеспечения  участия России или увеличения доли ее собственности в уставных капиталах  этих организаций. Такое участие  и увеличение доли собственности  государства достигается путем  передачи в федеральную собственность  по номинальной стоимости дополнительных пакетов акций (паев) на сумму предоставленных  бюджетных средств.

Подобным же образом решаются вопросы  с бюджетном финансированием  негосударственных предприятий  и на региональном, а также муниципальном  уровнях с выделением средств  из соответствующего бюджета.

 

Методы бюджетного финансирования, отражающие расходование бюджетных  средств, включают: списание денежных средств с единого счета бюджета  в размере подтверждения бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц; зачет денежных средств (при условии наличия  задолженности бюджетополучателя  по неналоговым платежам в бюджет). Совершенствованию бюджетного финансирования в России будет способствовать переход  к бюджетному субсидированию коммерческих предприятий по результатам конкурсной борьбы претендентов за субсидии и  отбора наиболее эффективных вариантов  инвестирования бюджетных средств. Такой способ позволит России реально  решить вопрос о возможности долевого участия государства и хозяйствующих  субъектов в покрытии определенных видов расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение

 

        Подводя итоги курсовой работы, можем сделать следующие выводы:

        Главное назначение всех бюджетов – финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. Система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера этих функций. Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с установленными принципами путем использования специальных форм и методов предоставления бюджетных средств. Порядок предоставления средств из бюджета зависит от организационно-правового статуса предприятия, организации, учреждения.

      В целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов в 2005г. был принят Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (№94-ФЗ), который регламентирует порядок расходования бюджетополучателями средств, выделенных им из бюджета.

    Национальный доход позволяет создавать в государстве фонд потребления, важной частью которого общественные фонды потребления, представляющие собой форму безвозмездного для населения распределения материальных и духовных благ. Одним из назначений средств общественных фондов потребления является финансовое обеспечение социальной сферы. Финансирование социальной сферы представляет важнейшим направлением бюджетной политики для бюджета любого уровня. При этом, если на федеральном уровне помимо социальной сферы не менее приоритетным является и обеспечение национальной обороны, то на региональном и местном уровне, финансирование социальной сферы является основным направлением.

 

        Главное звено в бюджетной системе - это финансовое обеспечение направлений бюджетной политики по выполнению задач и функций, возложенных на органы власти. В соответствии с бюджетной политикой и функциями государства формируется система бюджетных расходов по направлениям использования бюджетных средств на основе росписи функциональной бюджетной классификации.

          Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на две группы: текущие и капитальные.

         Текущие расходы бюджетов представляют собой основную часть расходов бюджетов всех уровней, обеспечивающих текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в виде:

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров (работ, услуг), по договорам между юридическими и/или физическими лицами;
  • трансфертов населению (финансирование обязательных выплат населению в виде пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и т. д.);
  • кредитов, субвенций, субсидий юридическим лицам;
  • ссуд, дотаций, субсидий и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы;
  • грантов юридическим и физическим лицам на выполнение НИР;
  • инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание и погашение договорных обязательств (внешних и внутренних).

        Капитальные расходы бюджетов - это та часть бюджетных средств, которая используется на расширение воспроизводства в виде расходов на капитальный ремонт объектов федерального значения, уровня субъекта РФ или местного образования на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности.

Информация о работе Бюджетные источники финансирования, сфера их применения