Бюджетный дефицит и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:45, лекция

Краткое описание

Цель лекции: рассмотреть различные варианты состояния государственного бюджета и инструменты, обеспечивающие покрытие государственного долга.

Содержание

10.1 Государственный бюджет: расходы и доходы государства
10.2. Виды состояний государственного бюджета
10.3. Дефицит государственного бюджета и его виды
10.4. Концепции государственного бюджета
10.5. Государственный долг, его виды и последствия

Вложенные файлы: 1 файл

Макро 10 тема.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Тема 10. Бюджетный дефицит и государственный  долг

Цель  лекции: рассмотреть различные варианты состояния государственного бюджета и инструменты, обеспечивающие покрытие государственного долга.

         План лекции:

         10.1 Государственный бюджет: расходы и доходы государства

10.2. Виды состояний  государственного бюджета

10.3. Дефицит государственного  бюджета и его виды

10.4. Концепции государственного  бюджета

10.5. Государственный долг, его виды и последствия

10.1 Государственный  бюджет: расходы и доходы государства

Государственный бюджет – это баланс доходов и  расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным  органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих  функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства  могут быть разделены на расходы:

  • на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством;
  • на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение

функционирования  государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики;

  • на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату

пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной  науки, охрану окружающей среды.

 С макроэкономической  точки зрения все государственные  расходы делятся на:

  • государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
  • трансферты (их стоимость не включается в ВВП);  
  • выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга)

Основными источниками  доходов государства являются:

- налоги (включая взносы  на социальное страхование)

- прибыль государственных  предприятий

-  сеньораж (доход от  эмиссии денег)

доходы от приватизации

10.2. Виды состояний  государственного бюджета

Разница между  доходами и расходами государства  составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может  находиться в трех различных состояниях:

  1. когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета

положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета

  1. когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю,

т.е. бюджет сбалансирован

  1. когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо

бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

На разных фазах  экономического  цикла состояние  государственного бюджета разное. При  спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая  активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если  наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

10.3. Дефицит  государственного бюджета и его  виды

          Различают структурный,  циклический  и фактический бюджетный дефицит. 

Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

BS = G – tY*

где B S – структурный дефицит бюджета, G – государственные закупки,  t – налоговая ставка, Y* - потенциальный ВВП.

Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом.

Во время  спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В  период подъема фактический дефицит  меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку  при  буме Y > Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

Выделяют также  текущий дефицит бюджета и  первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

10.4. Концепции  государственного бюджета

Отношение к  дефициту государственного бюджета, как  правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного  бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета;

  1. идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на

циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению  совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

Наибольшее  распространение получила  концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение  налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

11.5. Способы  финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован  тремя способами: 1) за счет эмиссии  денег; 2) за счет займа у населения  своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или  международных финансовых организаций (внешний долг)

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий –  долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого  из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного

бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

Достоинства эмиссионного способа финансирования:

  • Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и,

следовательно, объема производства. Увеличение предложения  денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии

  • Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы

происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая  продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Недостатки:

  • Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита

государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

  • Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в

период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует  увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Финансирование  дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

  • Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется,

т.е. это неинфляционный способ финансирования

  • Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение

(продажа) государственных  ценных бумаг можно обеспечить  быстро. Население в развитых  странах с удовольствием покупает  государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их  легко и быстро можно продать  – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки:

  • По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать

государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

  • Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является

неинфляционным. Два американских экономиста Томас  Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса».  Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг